Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Алергія


Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 583



Окончательное торжество во всей Средней Азии ислама (хотя и отме­ченное борьбой различных сект и развитием суфийских орденов) определило в этот период повышенное внимание к созданию культовых общественных зданий.

В XI-XII веках вырабатывается их типология, связанная с четко определившимися функциями этих построек: мече­тей, медресе, ханака, мавзолеев.

Можно определить три разновидности мечетей: главная соборная мечеть города - джами или джума-мечеть; загородная мечеть - му-салля, намазгох, идгох. где отмечались празднества Курбана и Рама­зана; внутриквартальная (гузарная) мечеть, обслуживавшая общину квартала или махалля.

Мечетью, то есть «местом поклонения», не обязательно являлось здание. Древние арабские, так называемые колон­ные, мечети по существу представляли обнесенный стеной прямоугольный участок земли, на котором располагался от­крытый сверху двор, окруженный со всех четырех сторон ря­дами колонн. В среднеазиатских городах большие соборные мечети ( Биби-ханым в Самарканде, Калян-мечеть в Бухаре) тоже имеют прямоугольные дворы, окруженные аркадами, и этой планировкой напоминают древнеарабские. Но в глубине двора среднеазиатской большой мечети обычно возвышается купольное здание, в котором находится ниша - михраб.

Дру­гой тип мечетей, распространенных в Средней Азии, -намазгох- представляет большое купольное здание, лицевой фасад которого открывается наружу огромной, во всю ширину здания, аркой. В этих мечетях при стечении народа молящие­ся могли располагаться перед зданием.

Остатки мечетей-джами XI-XII веков исследованы археологами в Самарканде, Мерве, Данданкане, Машади-Месториане. Они имели двор, обведенный многокупольной галереей на столбах или колоннах; на­против входа, на главной оси располагалось выделенное высоким сводчатым айваном с просторной аркой главное купольное здание максура, а на его торцовой стене - михраб. В оформлении джума-мечетей использовался разнообразный декор. У угла мечети, впритык или чуть поодаль, высилась башня-минарет для созыва верующих на молитву.

Минареты, этот характерный вид башенных сооружений на мусульманском Востоке, обычно имели в Средней Азии форму круглого, с утонением ствола, увенчанного фонарем-ротондой. Однако в его декоративной разработке, где господствует фактура кирпича, отмечаются региональные отличия. В Мавераннахре, Фер­гане, северотуркестанских областях ствол минаретов разбит горизон­тальными полосами с меняющимся в своем узоре орнаментом (Калян в Бухаре, минареты в Вабкенте, Узгене, Бурана). В Дахистане гладь ствола лишь местами перебита полосами надписей или геометри­ческих узоров ). С хорасанской тра­дицией гофрированных стен связана композиция минарета в Джар-кургане.

Минарет предназначался для громогласного призыва на молитву. Первоначально, вероятно, роль минарета выполняла своего рода трибуна, на площадку которой вела лестница из десяти ступенек. Однако, еще в ранне-мусульманское время рядом с мечетью воздвигали специальные башнеобразные со­оружения, с вершины которых голос призывающего разносил­ся особенно далеко. Позднее минарет включается в архитек­туру здания мечети и возвышается над ней, как башня. Форма минаретов выработалась в различных частях мусульманского мира различная, в зависимости от местных строительных тра­диций. Так, например, минареты в арабских странах чаще все­го имеют вид прямоугольных башен, а в Средней Азии и се­верном Иране - круглые, конически сужающиеся кверху. Воз­никшие из требований культа минареты в дальнейшем получают значение архитектурно-художественной формы и используют­ся зодчими как элемент украшения монументальных зданий.

О многочисленных медресе XI-XII веков - этих духовных академиях ислама - упоминается в письменных источниках, они существовали во всех крупных городах Средней Азии: Бухаре, Ургенче, Мерве и др. При них нередко имелись богатейшие библиотеки, насчитывавшие тысячи манускриптов. То были подлинные центры мусульманской учености, но медресе этого времени не дошли до наших дней.

Основная литература: 1[210-300]; 4[54-68, 70-74]; 7[8-25];

Дополнительная литература:

Контрольные вопросы:

1. Перечислите основные архитектурно планировочные типы мечетей;

2. Перечислите основные конструктивные схемы мечетей;

3. Как оформляется михрабная ниша, ее ориентация по сторонам света;

4. Назначение минарета и его градостроительная роль;

5. Какие конструктивные особенности минаретов можете назвать.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Автоімунні хвороби | Пошкодження клітини
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | <== 7 ==> | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.2 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.2 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7