Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
ЗапаленняДата добавления: 2014-12-06; просмотров: 661
Последние десятилетия XIV века и XV столетия являются особенно значительными в истории Средней Азии. Знаменитый завоеватель Тимур, вышедший из среды Среднеазиатских эмиров, сделал своей столицей Самарканд. Из Мавераннихра войска Тимура совершали победоносные походы в различные страны, доходили на западе до (Малой Азии, на востоке - до Индий. Честолюбивый Тимур хотел сделать свою столицу лучшим городом мира. Из завоеванных стран в Самарканд привозились выдающиеся художники и мастера-ремесленники. Величественные постройки времен Тимура до сих пор свидетельствуют о грандиозных строительных работах, которые пять веков назад производились в Самарканде и в других городах. Своей вершины средневековая культура Средней Азии достигла в XV .веке Правитель Средней Азии Улугбек, внук Тимура, не только покровительствовал науке, литературе и искусству, но и сам был знаменитым ученым, имя которого вошло в историю астрономии. В том же столетии жил и творил, великий поэт и мыслитель, родоначальник узбекской литературы, Алишер Навои. Гуманистические идеи нашли свое отражение в искусстве и архитектуре того времени. В XVI веке на месте государства Тимуридов создалось узбекское ханство Шейбанидов со столицей в Бухаре. В XVI, а затем в XVII веке, при следующей узбекской династии в Бухаре и в Самарканде воздвигалось много выдающихся построек. В искусстве и архитектуре того времени находили новое воплощение традиции тимуридской эпохи. Замечательное мастерство средневековых зодчих и художников Средней Азии продолжало жить и в последующее время, несмотря на упадок экономической и общественной жизни в XVIII - XIX в. В период распада Средней Азии на три отдельных ханства: Бухарское, Хивинское и Кокандское. Источником этого мастерства являлось народное творчество, которое бережно хранило древние традиции. Безвкусным стало пышное украшение ханских дворцов, но в народном жилище продолжали делать высокохудожественные резные украшения на стенах, тонкие росписи потолков, украшать интерьер красочными коврами, кошмами, вышивками. Народные мастера Средней Азии донесли свое искусство до наших дней. Веками выработанный художественный вкус среднеазиатских народов играет огромную роль в общей культуре мусульманских народов. Последняя треть XIV века связана с восхождением на мировую арену Тимура - уроженца области Кеш-Шахрисабз, сына ее удельного владетеля из тюрко-монгольского рода Барласов. Тимур проделал неслыханную политическую карьеру. Разделив власть с правителем Самарканда, он его устранил, а затем расширил свои владения на весь Средний и частью Ближний Восток, осуществив ряд победоносных походов. Эти походы сопровождались не только захватом материальных ценностей в покоренных странах, но и угоном в полон огромного количества мастеров и ремесленников самых различных профессий. В числе их были выдающиеся зодчие (меморы) и инженеры (мухендисы), специалисты по разбивке садов, резчики по камню, дереву, кашину, каллиграфы-крупнописцы, гончары, изготовлявшие архитектурную керамику, была и просто масса разнорабочих. Эти люди работали главным образом в столичном Самарканде, а также в Шахрисабзе, Туркестане и других пунктах Мавераннахра, где в невиданных ранее масштабах осуществлялось крупное строительство. Сложившаяся в Мавераннахре еще до Тимура местная архитектурная школа получила приток новых творческих сил и новых идей, привнесенных мастерами Ирана, Азербайджана, Ирака и Сирии, Хорезма и Индии. Это взаимопроникновение и слияние разных творческих направлений обусловило подъем архитектуры на новую ступень. Величественные здания мечетей и медресе, правительственных дворцов и богатых жилых домов, рынков и караван-сараев включались в плотную ткань застройки городов, в лучших своих образцах играя эстетически организующую роль. Итогом же творческого содружества местных и пришлых мастеров явилось то, что можно считать высшим достижением архитектуры этой эпохи - формирование нового стиля, который ощущали уже современники. Этот стиль продолжал свое восхождение в зодчестве Средней Азии на протяжении всего XV века, особенно в правление высокопросвещенного внука Тимура - Улугбека. Осуществление грандиозных архитектурных заданий требовало высокопрочных конструкций и, как следствие, неустанного инженерного поиска. Если в массовой застройке жилых домов и бытовых строений по-прежнему господствовали глино-каркасные системы, то в монументальном зодчестве возобладал жженый кирпич на очень крепких ганчевых растворах. Здания основывали на глубоких фундаментах, выведенных из камня на влагоустойчивом растворе; порталы, устои большепролетных помещений, башни минаретов представляли собой монолитные массивы. Исключительных успехов достигло мастерство выведения сводов и куполов. В галереях применялась череда арок и словно бы парящих над ними малых куполков, а в обширных квадратного плана залах - купольные перекрытия, эволюция которых следовала от традиционного в XIV веке восьмигранника арок и арочных парусов к сложной пространственной конструкции пересекающихся подпружных арок и щитовидных парусов, сложившейся во второй трети XV века. В системе самих архитектурных масс и форм XIV-XV веков были заложены строгие пропорции и геометрические закономерности как простого, так и высшего порядка: в практике зодчества были заложены основы архитектурной теории. Небывалого разнообразия и высокого художественного эффекта достиг полихромный архитектурный декор. Во внешнем убранстве зданий применялись цветные глазурованные кирпичи, поливная резная терракота, многоцветные майоликовые плиты, наборная резная мозаика (кашин), нередко в сочетании с резьбой по мрамору, а в интерьерах также орнаментальная роспись. В постройках тимуридской эпохи орнамент и цвет играли исключительную роль, не вступая, однако, в противоречие с основной архитектурной идеей, а обогащая и как бы декоративно развивая ее. Многообразны мотивы самого орнамента - геометрического, стилизованно-растительного, эпиграфического. Но все они соподчинены строгой разбивке архитектурных поверхностей - прямолинейной на стенах, спиралевидной на минаретах, концентрической на барабанах куполов. Эволюция декора следует от известной перенасыщенности ярко красочных облицовок в постройках времени Тимура - к гармоничному равновесию цвета и фона (им служила фактура строительного кирпича) при Улугбеке и далее - к сдержанным цветным ударам на этом фоне в постройках второй половины XV века. Среди наиболее грандиозных зданий, созданных по велению Тимура, - фамильная усыпальница Тимуридов Дорус-Сиадат и дворец Ак-Сарай в Шахрисабзе, мавзолей Ахмеда Ясеви в Туркестане, мечеть Биби-Ханым и Гур-Эмир в Самарканде. Все они поражают величием замысла, колоссальностью форм, богатством декоративного убранства. Основная литература: 1[250-320]; 4[16-74]; 5[23-56]; Дополнительная литература: Контрольные вопросы: 1. Укажите основные типы зданий, которые были построены при Тимуре и Улугбеке; 2. Какие градостроительные архитектурные приемы использовались в эпоху Тимура при оформлении центральных площадей и дорог; 3.Укажите архитектурно-декоративные приемы, применяемые при оформлении общественных зданий XV века; 4. Назовите основные конструктивные приемы и особенности архитектуры XV века; 5. Назовите основные строительные материалы, применяемые для строительства и отделки в архитектуре XV века;
|