Виды подкрепления
Любое подкрепление базируется на удовлетворении тех или иных потребностей человека. Поскольку структура этих потребностей достаточно сложна, то и перечислить все возможные виды подкрепления едва ли представляется возможным. Лишь по очень формальным критериям можно выделить материальные, социальные, поведенческие и символические подкрепления. Материальными подкреплениями считают те, которые так или иначе состоят из определенных материалов. Это могут быть деньги, сладости, цветы, подарки и т.д. Социальные подкрепления так или иначе базируются на межличностных контактах. Социальным подкреплением может быть похвала, внимательное слушание, улыбка, подчеркивание статуса партнера и т.д. Поведенческое подкрепление состоит в том, что вслед за определенным целевым поведением следует разрешение (возможность) заняться тем, что доставляет удовольствие (например, ребенку разрешают погулять во дворе или посмотреть телевизор). Символическое подкрепление само по себе не имеет никакого значения, но служит символом иных событий, которые являются подкреплением. Так, например, на многих сайтах в Интернете создается система набора «очков» или «монеток», которые далее при определенных обстоятельствах могут быть конвертированы в деньги или иные блага. Даже этот беглый обзор различных видов, типов и режимов подкрепления показывает, что принципиально существует множество возможностей подкрепления, которые полностью используются довольно редко. Еще реже подкрепление используется целенаправленно.
К сожалению, в воспитательной и терапевтической практике нормировано и привычно использование именно наказания (или штрафа) в целях формирования нового поведения. Из теории Скиннера ясно, что этот путь дает менее надежные результаты, чем можно было бы получить с использованием целенаправленного дифференциального подкрепления.
Наказание (штраф) Как уже ранее отмечалось, наказание (штраф) ведет к трудноконтролируемым последствиям и поэтому лишь с большими ограничениями может использоваться в терапевтических целях. Особенно большие дискуссии в литературе ведутся относительно роли и места телесных наказаний - т. е. тех, которые связаны с болезненными ощущениями клиента. Это легко можно объяснить тем, что боль всегда связана со страхом, и этот страх может стать условным (аверсивным) стимулом, сопровождающим процесс терапии. Вряд ли кто-либо из терапевтов сочтет успехом формирование обусловленной реакции страха перед психотерапевтическими интервенциями. В действительности наказание не приводит к полному исчезновению нежелательного поведения - оно лишь до поры до времени подавляет его. Если же вероятность получить наказание исчезнет, то нежелательное поведение будет возникать вновь и вновь, особенно если оно случайно получит какое-либо подкрепление. Лишь при определенных условиях и в рамках специальных терапевтических процедур наказание и болевые стимулы могут иметь терапевтическое значение.
|