Причины функционального невроза
Миллер и Доллард используют терминологию Халла для объяснения сложных процессов возникновения и терапии функциональных неврозов. С их точки зрения, большинство неврозов возникают в раннем детстве в момент, когда ребенок вынужден искать социально приемлемый выход первичным драйвам - внутренним побуждениям. Наиболее критическими событиями в этом смысле являются моменты обучения социально приемлемым формам пищевого и сексуального поведения, а также приучения пользоваться туалетом и обучения навыкам гигиены. Непосредственное реактивное поведение, следующее первичным драйвам, может привести (и часто приводит) к наказанию со стороны родителей и формированию ошибочных драйвов. Некоторые события могут приобретать в этот момент характер стимула (ключа), вызывающего страх, а сам этот страх становится вторичным драйвом. В результате генерализации (т. е. распространения на похожие ситуации) страх может принимать характер тревожности - т. е. источник страха перестает осознаваться. Боль и страх, связанные с окриками или физическим наказанием, могут ассоциироваться со стимулами, которые в другой ситуации были бы абсолютно нейтральными. По большей части именно родители ответственны за эти ассоциации.
Пример. Пока мама болтает с подружкой, ребенок играет неподалеку на бульваре. Неожиданно к нему подбегает большой бульдог и громко лает. Ребенок пугается и с громким плачем бежит к маме за защитой и поддержкой. Но мама занята разговором и на дерганье за юбку отвечает громким криком и подзатыльником. Реакция страха теперь ассоциируется с необходимостью обратиться за помощью. Тревожное состояние получает выражение во внутренней речи («я боюсь», «мне неприятно», «я волнуюсь»), и негативные самовербализации, в свою очередь, становятся стимулами, вызывающими невротические реакции (навязчивые действия, зависимость, неконтролируемую агрессию и т.д.). Вербальные привычки и связанные с ними невротические реакции также склонны к генерализации и по мере генерализации приобретают характер невротических черт личности. Речь, как и другие высшие психические функции, с точки зрения Миллера и Долларда, имеет характер ключ-продуцирующей реакции[5]. Вклиниваясь меду стимулом и реакцией, эти реакции начинают влиять как на стимул, так и на реакцию (поведение).
Фактически поведением управляет уже не только и не столько стимул или внешние события, сколько их отражение в сознании. Но и это отражение имеет вид и структуру приобретенного навыка, т. е. может быть изменено в процессе терапии. Внимание Миллера и Долларда к внутренней речи и высшим психическим функциям, конечно, означало шаг вперед в развитии поведенческой психотерапии и заложило основу для дальнейших экспериментов в рамках когнитивно-поведенческой терапии. Далее, причиной многих неврозов могут стать конфликты между различными драйвами. Ключевым конфликтом здесь является конфликт «приближение - избегание», возникающий в ситуации, когда одно и то же действие связано с приятными и неприятными (страшными) событиями. Желание познакомиться с девочкой (сексуальный драйв) у подростка может конкурировать со страхом получить отказ (вторичный приобретенный драйв), в результате чего будет возникать напряжение, которое приведет к тому, что подросток начнет употреблять алкоголь (симптом). Поскольку алкоголь будет снимать напряжение, то он и станет привычным способом разрешения конфликта «приближение - избегание». Иногда возникают конфликты «приближение - приближения», связанные с двумя конкурирующими драйвами, между которыми необходимо осуществить выбор, и конфликты избегание - избегание, возникающие в ситуации вынужденного выбора между двумя непривлекательными альтернативами. Эти типы конфликтов также часто приводят к образованию невротических симптомов.
|