Понятие об орфоэпии
Орфоэпия - совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение, соответствующее принятым в языке произносительным нормам. Важнейшие черты русского литературного произношения сложились ещё в первой половине XVIII века на основе разговорного языка города Москвы. В формировании литературного произношения огромную роль играет театр, радиовещание, телевидение, звуковое кино. О р ф о э п и ч е с к и е н о р м ы ( произносительные) гласные звуки: 1. Сильная позиция – это позиция под ударением. 2. В безударном положении гласные звуки редуцируются: -после [ж], [ш], [ц] – безударная а произносится как [ы]: ж а леть, тридц а ти, ц а рица; -после мягких согласных в I предударном слоге на месте букв а, е, я произносится звук [и]: ч а сы, в е нец, т е рновый; -после [ж], [ш], [ц] на месте буквы и произносится [ы]: революц и я; -на месте буквы я в начале слова произносится сочетание звуков [й’и]: я понец. согласные звуки: 1. При произношении обязательно различение твёрдых и мягких звуков: начал с я [с’]; при капитали з ме [з]; соси с ки [с]; !!! До ждь [ ш’ ] - вариант нормы [ш’т’]; до жд и [жж’ ] - [ж’д’] 2. Звонкие согласные на конце слова и перед глухими согласными оглушаются: акци з [с], пре д приятие [т]; глухие согласные перед звонкими озвончаются: во к зал [г] 3. Согласная Г может произноситься как [г]: год; [к]: враг; [в]: кого; [γ ]: только в словах господи, ага, ого, бухгалтер. 4. Сочетание согласных чн произносится в большинстве слов как [ч’н]. Остатки старомосковской нормы [шн] сохранились в нескольких словах: конечно, скучно, яичница, нарочно, скворечник, пустячный, в женских отчествах на –ична: Фоминична; 5. Сочетание согласных чт произносится как [чт]. Остатки нормы [шт] только в словах: ничто, что, кое-что. !!! нечто [ч’т]. 6. Сочетания зж, жж, сш, сж, зч, сч произносятся как долгие шипящие: изжить [жж], сшить [шш], резчик [щщ’].
А к ц е н т о л о г и ч е с к и е н о р м ы (нормы ударения) 1. В русском слове, как правило, одно ударение. Но в сложных словах, особенно в профессиональной речи, часто бывает два ударения: главное и второстепенное (второстепенное падает на первую часть сложного слова): бр ó нхоскоп ú я. 2. Обычно ударение падает на знаменательные (самостоятельные) части речи: без цé ли; но иногда – на предлоги и частицы: вó сто крат; нé было. 3. В некоторых словах существуют варианты ударения. Иногда они равноправны, чаще один предпочтительнее: творó г - основной вариант/ твó рог- дополнительный. 4. Во многих глаголах в прошедшем времени в форме женского рода ударение стоит на окончании: брал/бралá; реже на основе: мы΄ л/мы΄ ла. 5. У многих кратких страдательных причастий прошедшего времени ударение стоит на основе, кроме формы единственного числа женского рода, в которой оно переносится на окончание: взя΄ т/взя΄ то/взя΄ ты/взятá. !!! Но от причастий на –бранный, -дранный, -званный форма женского рода имеет ударение на основе: сó брана, изó драна, отó звана. П р о и з н о ш е н и е з а и м с т в о в а н н ы х с л о в 1. В словах иноязычного происхождения, не окончательно усвоенных русским языком, на месте буквы о, в отличие от русских слов, в безударном положении произносится [о]: боа, отель, какао, радио. 2. Перед гласными, обозначаемыми буквой е, во многих иноязычных словах согласные произносятся твёрдо: ателье, кодекс, кафе, Шопен.
Узнать правилах произношения можно в орфоэпических словарях. Орфоэпические словари издаются в России с 1951 года. В них подробно разработаны системы нормативных указаний, даны вариативные формы, а также введены запретительные пометы. Самым авторитетным изданием считаются орфоэпические словари под редакцией Р.И. Аванесова.
|