Восток и Запад в сакральной географии
Стороны Света в контексте сакральной географии имеют особую качественную характеристику. В различных традициях и в различные периоды этих традиций картина сакральной географии может меняться в соответст вии с циклическими фазами развития данной традиции. При этом часто варьируется и символическая функция Сторон Света. Не вдаваясь в подробности, можно сформулировать наиболее универсальный закон сакральной географии применительно к Востоку и Западу.
Восток в сакральной географии на основании " космического символизма" традиционно считается " землей Духа", землей рая, землей полноты, изобилия, " родиной" Сакрального в наиболее полном и совершенном виде. В частности, эта идея имеет свое отражение в тексте Библии, где речь идет о восточном расположении " Эдема". Точно такое понимание свойственно и другим авраами ческим традициям (исламу и иудаизму), а также многим неавраамическим традициям китайской, индуистской и иранской. " Восток это обитель богов", гласит сакральная формула древних египтян, и само слово " восток" (по-египетски " нетер") означало одновременно и " бога". С точки зрения природного символизма, Восток место, где восходит, " вос-текает" солнце, Свет Мира, материальный символ Божества и Духа.
Запад имеет прямо противоположный символический смысл. Это " страна смерти", " мир мертвых", " зеленая страна" (как называли ее древние египтяне). Запад " царство изгнания", " колодец отчуждения", по выражению исламских мистиков. Запад это " анти-Восток", страна " заката", упадка, деградации, перехода из проявлен ного в непроявленное, из жизни в смерть, от полноты к нищете и т.д. Запад место, где заходит солнце, где оно " за-падает".
В соответствии с данной логикой естественного космического символизма древние традиции организовыва ли свое " священное пространство", основывали свои культовые центры, погребения, храмы и постройки, осмысливали природные и " цивилизационные" особенности географических, культурных и государственных территорий планеты. Таким образом, сама структура миграций, войн, походов, демографических волн, имперостроитель ства и т.д. определялась изначальной, парадигматиче ской логикой сакральной географии. По оси Восток-Запад выстраивались народы и цивилизации, обладавшие иерархическими характеристиками чем ближе к Востоку, тем ближе к Сакральному, к Традиции, к духовному изобилию. Чем ближе к Западу, тем больше упадок, деградация и омертвление Духа.
Конечно, эта логика не была абсолютной, но в то же время, не была она и второстепенной и относительной как ошибочно считают сегодня многие " профаниче ские" исследователи древних религий и традиций. На самом деле, сакральная логика и следование космиче скому символизму были намного более осознанными, осмысленными и действенными у древних народов, нежели это принято считать сегодня. И даже в нашем антисакральном мире, на уровне " бессознательного" почти всегда архетипы сакральной географии сохраняются в целостности и пробуждаются в самые важные и критические моменты социальных катаклизмов.
Итак, сакральная география утверждает однозначно закон " качественного пространства", в котором Восток представляет собой символический " онтологический плюс", а Запад " онтологический минус".
Согласно китайской традиции, Восток это ян, мужской, световой, солнечный принцип, а Запад это инь, женский, темный, лунный принцип.
|