Понятие воображения
Воображение – это процесс создания образов предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше. Воображение – необходимый элемент творческой деятельности, выражающийся в построении образа конечного и промежуточного продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Т.е. воображение позволяет представить результат труда до его начала, представить не только конечный продукт, но и промежуточные результаты. Любая деятельность включает в себя воображение (художественная, конструкторская, научная, литературная, музыкальная и т.д.). Воображение тесно связано с мышлением. Так же как и мышление, воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. тогда, когда нужно отыскать новое решение. Но опережающее отражение действительности в процессе воображения происходит в виде ярких представлений, а опережающее отражение в процессе мышления происходит путем оперирования понятиями. Например, выбор способа действия человек осуществляет путем логических рассуждений (с помощью мышления), но в то же время ярко представляет, как будет осуществляться это действие (с помощью воображения). Если исходные данные задачи известны, то ход ее решения подчинен преимущественно законам мышления (например, научная проблема). Если проблемная ситуация отличается неопределенностью и исходные данные с трудом поддаются точному анализу, то в действие приходят преимущественно механизмы воображения (например, работа писателя). Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления, когда отсутствует нужная полнота знаний, и все-таки представить себе конечный результат. Хотя иногда намеченные фантазией пути решения бывают недостаточно точны. Воображение тесно связано с восприятием и памятью, т.к. воображение всегда строится на переработанном материале прошлых восприятий, которые человек запомнил. Например, создавая образ пустыни, человек опирается на прошлый опыт (он знает, что такое песок, видел на картинке или в зоопарке верблюда). «Изобретатель – это человек, нашедший новую комбинацию уже известных оборудований», - А.Эйнштейн. 2. Процессы создания образов воображения. Технология создания образов воображения имеет аналитико-синтетический характер, т.е. осуществляется с помощью анализа и синтеза. Человек расчленяет ранее сложившуюся систему представлений и создает на этой основе новые образы. Если придумать даже что-то совершенно необычайное, то при тщательном рассмотрении выяснится, что все элементы, из которых сложился вымысел, взяты из жизни, являются результатами преднамеренного или непреднамеренного анализа бесчисленного множества фактов. Но анализ и синтез при создании образов воображения могут осуществляться в различных формах. 1. Агглютинация (в переводе с греч. - склеивание) – соединение различных качеств, свойств, частей, характерных для двух разных объектов. Путем агглютинации строятся многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр). Также этот прием используется в техническом творчестве (танк-амфибия соединяет качества танка и лодки, аккордеон – сочетает фортепьяно и баян). 2. Гиперболизация (гипербола – увеличить объект, литола - уменьшить) – увеличение или уменьшение предметов, или изменение количества частей предмета (великан, мальчик-с-пальчик, многорукие богини в Индии, дракон с семью головами, одноглазый циклоп). 3. Подчеркивание – заострение каких-либо признаков (дружеские шаржи или злые карикатуры). 4. В том случае, если представления, из которых конструируется образ фантазии, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, это способствует осуществлению схематизации (создание художником национального орнамента, элементы которого взяты из растительного мира; образ итальянца, американца и т.д.). 5. Типизация – используется в художественной литературе, скульптуре, живописи; здесь характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах, и воплощение этого в конкретном образе. Кроме этого, течение творческого процесса предполагает возникновение множества ассоциаций (например, Л.Н.Толстой смотрел на вышитую рубашку и у него родилась глава «Анны Карениной» о моде, женщинах и о том, что Анна не такая). Но особенность творческого воображения заключается в том, что оно отклоняется от привычного хода ассоциаций под влияние эмоций, мыслей. 3. Виды воображения. По степени активности в процессе создания новых образов различают два вида воображения: активное и пассивное. Активное воображение возникает из потребностей человека и стимулирует его творческую и практическую активность. Активное воображение может быть творческим и воссоздающим. Воссоздающее – это воссоздание образов существующих предметов, создание образов, соответствующих описанию. Это происходит, когда человек читает учебную или художественную литературу, или слушает рассказ. Причем, у людей возникают разные образы одного и того же предмета, что зависит от силы воображения человека и мастерства автора. Творческое – это самостоятельное создание новых, несуществующих образов в процессе деятельности (открытия в науке, изобретения в технике, создание произведений искусства). В данном случае речь может идти как об объективно (такие предметы действительно не существуют), так и о субъективно новом (это ново для данного человека). Творческое воображение – более сложная психическая деятельность, чем воссоздающее (например, представить механизм по чертежу проще, чем создать сам этот чертеж). Неправильно думать, что творчество – это свободная игра воображения. Творчество – это работа и памяти, и мышления. Схема творческого процесса: 1.Зарождение идеи. 2.Концентрация («стягивание») знаний, относящихся к данной проблеме. 3.Сознательная и бессознательная работа над материалом (разложение и соединение, перебор вариантов, озарение). 4.Проверка и доработка гипотезы. Виды творчества: научное, литературное, художественное, музыкальное, педагогическое и т.д. В процессе творчества образы творческого воображения могут многократно переделываться. Образ или ситуация, возникающие в голове писателя, всегда пропускаются через эмоциональную сферу личности. Переживая чувства и воплощая их в художественные образы, писатели, художники, музыканты вызывают ответные чувства у слушателей и читателей. Творческое воображение необходимо и на ранних стадиях изучения научной проблемы. Ученые не всегда в состоянии установить логическую последовательность изучаемых явлений, фактов. Чтобы восполнить этот пробел, используется воображение, которое позволяет выдвинуть догадки. Дальше же идет доказательство или опровержение того, что создало воображение, т.е. переход к строго научному мышлению. Воображение необходимо и в педагогической деятельности (педагогическое творчество). Учитель должен быть в состоянии предвидеть комплекс причин, обуславливающих поведение учащихся, предвидеть ход урока, предугадать реакции учеников. Кроме этого, воспитание – это проектирование личности, создание идеального образа, но в индивидуальном порядке. Пассивное воображение – это когда фантазия создает образы, которые не воплощаются в жизнь, намечает программы поведения, которые не осуществляются и зачастую не могут быть осуществлены. Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное воображение проявляется тогда, когда образы возникают в результате специального намерения человека. Преднамеренно вызванные образы, которые человек не стремится воплотить в жизнь, называются грезами. Всем людям свойственно грезить о чем-то радостном, приятном, заманчивом. Но если в процессе воображения у человека преобладают грезы, то это дефект развития личности. У таких людей воображение выступает как замена действительности: человек уходит в область фантастических представлений, чтобы скрыться от тяжелых условий, неразрешимых задач. Непреднамеренное воображение возникает при ослаблении деятельности сознания без специальных намерений человека. Например, в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне, при патологических расстройствах сознания (галлюцинации). Сновидения, как правило это комбинация из обрывков прежних впечатлений и переживаний. Часто сны создаются на основе внешних раздражений, которые спящий человек не осознает. Галлюцинации (кроме алкогольных) – это фантастические видения, которые не имеют никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно это результат нарушения работы организма. Как правило, сопровождают некоторые заболевания. Особый вид воображения – мечта (это создание образов желаемого будущего). Не всегда процесс воображения немедленно реализуется в практических действиях. Нередко этот процесс принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образов того, что человек желал бы осуществить. Мечты бывают реальными и нереальными. Но в отличие от грез мечта выступает побудительной силой деятельности. По сути, достичь мечты невозможно, т.к. воплощенная мечта вызывает новую потребность, а новая потребность – новую мечту. В случае, когда человек ни о чем не мечтает, можно говорить, что его развитие закончилось. По структуре создаваемых образов выделяют такие виды воображения: 1. Пространственно-схематическое – создание образов с помощью букв, цифр, символов, т.е. различных условных знаков (в математике, информатике). Такие знаки отражают пространственные и логические отношения и за ними стоит какая-то техническая реальность. 2. Конкретно-индивидуальное (конкретные образы, например, новый прибор). 3. Конкретно-обобщающее (создаются типические образы: в художественной литературе, живописи, музыке). По виду деятельности выделяют: 1.Воображение в производственно-технической деятельности. 2.Воображение в жизни. 3.Воображение в научном творчестве. 4.Воображение в художественном творчестве. 5.Воображение в педагогической деятельности. Сензитивным периодом для развития воображения является дошкольный возраст, т.к. ведущей деятельностью здесь является игра, а необходимый элемент игры – воображаемая ситуация, вводимая при помощи слов «как будто». Богатую пищу воображению дают ролевые игры, которые позволяют не только усваивать общественный опыт, но и углубляют и закрепляют ценные качества личности (смелость, решительность, организованность, находчивость). Хотя говорить о настоящем творчестве в дошкольном возрасте еще рано, т.к. недостаточно опыта. Воображение и личность. Выделяют следующие свойства личности с высоким воображением: 1. Одухотворенность, проявляется в романтическом складе и поэтической натуре. 2. Мечтательность или фантазерство, может оказаться негативной особенностью личности. Образы фантазии у разных людей могут отличаться по новизне, оригинальности, точности, степени реалистичности, произвольности, устойчивости, в зависимости от потребностей и области профессиональной деятельности и т.д. У людей малочувствительных образы воображения бледны и слабы.
Тема 17. Эмоции и чувства 1. Общее понятие об эмоциях и чувствах. 2. Выражение эмоций и чувств. 3. Высшие чувства. 4. Эмоциональные свойства личности.
1. Общее понятие об эмоциях и чувствах. Когда человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то относится к ним, испытывает те или иные чувства. Одни события вызывают у него радость, другие – негодование, одни вещи ему нравятся, другие – нет, одних людей он любит, других ненавидит, к третьим равнодушен, что-то его сердит, чего-то он боится, некоторыми поступками он гордится, других стыдится. Чувства – переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает, к другим людям и самому себе. Эмоции - физические состояния и процессы, возникающие в результате действия на индивида значимых явлений и ситуаций и проявляющиеся в форме непосредственных переживаний. Эмоции и чувства для человека выступают показателем того, как происходит процесс удовлетворения потребностей. Возникшие положительные эмоциональные состояния (восторг, удовольствие) свидетельствуют о благоприятном протекании процесса удовлетворения потребностей. Неудовлетворенные потребности сопровождаются отрицательными эмоциями (стыда, раскаяния). Т.о. эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, которую он дает вероятности ее удовлетворения. Человек сопоставляет информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает в момент ее возникновения. Если вероятность удовлетворения потребности велика, появляются положительные чувства. Отрицательные эмоции порождаются невозможностью удовлетворения потребности или же падением ее вероятности по сравнению с прогнозом, который субъект давал ранее. Но не все эмоции укладываются в эту схему (например, эмоция удивления). Функции эмоций и чувств: 1. Отражательная (позволяют определить полезность или вредность события). 2. Побудительная (эмоциональное переживание содержит образ предмета и пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию). 3. Подкрепляющая (значимые события быстрее и надолго запечетлеваются в памяти). 4. Переключательная (обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность). 5. Приспособительная (благодаря эмоциям устанавливается значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных потребностей, поэтому организм может эффективно приспособиться к тем или иным окружающим условиям). 6. Коммуникативная (мимика и пантомимика позволяет человеку передавать свои переживания другим людям). Благодаря этой функции человек может воздействовать на других людей.
2. Выражение эмоций и чувств. Нередко слова " эмоции" и " чувства" употребляются как синонимы. Но эмоции имеют ситуативный характер. Эмоции - это непосредственное, временное переживание какого-либо чувства. Например, эмоцией называется не само чувство любви к музыке, а состояние восхищения, которое человек переживает в данный момент, слушая концерт. Как уже говорилось выше, эмоции и чувства по своему качеству могут быть положительными и отрицательными. Но иногда отрицательные эмоции могут иметь положительную окраску (гнев на плохой поступок). А иногда возможно переживание противоположных эмоций (" Мне грустно и легко", Пушкин), это явление называют амбивалентностью (двойственностью) чувств (любовь и ненависть при ревности). Эмоции и чувства можно рассматривать и с точки зрения того, вызывают они активное или пассивное состояние. Если эмоции побуждают к поступкам, высказываниям, увеличивают напряжение сил, их называют стеническими (от греч. sthenos - сила). Например, человек готов " свернуть горы". Радость, гнев, ненависть - стенические эмоции. Если же переживание эмоции характеризуется пассивностью, расслабляет человека, то говорят об астенических эмоциях (от греч. asthenos - слабость). Как говорят, " подкашиваются ноги". Печаль, тоска, уныние - астенические эмоции. Но у некоторых людей одни и те же эмоции могут переживаться как стенические, у некоторых - как астенические. Например, эмоция страха может вызвать у одного человека беспомощное состояние, у другого - бурную реакцию. По форме протекания все многообразие эмоций и чувств можно разделить на чувственный тон, эмоции (в узком смысле этого слова), аффекты, настроения, фрустрация, стрессовые состояния, высшие чувства, страсти, увлечения. Эти формы переживания эмоций и чувств и образуют эмоциональную сферу личности. Эмоции (в узком смысле этого слова) - непосредственное переживание какого-либо чувства. Выделяют следующие " фундаментальные эмоции" (по К.Изарду) или основные эмоциональные состояния: 1. Интерес - положительное эмоциональное состояние, способствует развитию умений и навыков, приобретению знаний. 2. Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика. 3. Удивление - не имеет четко выраженного положительного или отрицательного знака, возникает внезапно, тормозит все предыдущие эмоции и направляет внимание на объект его вызвавший. Может переходить в интерес. 4. Страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным. Им астенический характер. 5. Гнев - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое внезапным серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной потребности. Имеет стенический характер. 6. Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (людьми, предметами, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, общение и т.д.) вступает в резкое противоречие с нравственными или эстетическими принципами субъекта. 7. Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций субъекта с жизненными позициями или поведением самого объекта. 8. Страх - отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности, ему грозящей. Имеет как стенический так и астенический характер. 9. Стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении. Общее же число эмоций, названия которых существуют в словарях, огромно (радость, удовлетворение, восторг, ликование, экстаз). Из соединения фундаментальных эмоций могут возникать комплексные эмоциональные состояния (например, тревожность: страх+гнев+вина+интерес). Простейшая форма эмоционального переживания – чувственный или эмоциональный тон – эмоциональная окраска, качественный оттенок психического процесса (приятное или неприятное чувство). Аффект (от лат. аffectuctus – душевное волнение) - сильное и кратковременное эмоциональное состояние, связанное с изменением важных для человека жизненных обстоятельств. Характеризуется изменением сознания, нарушением контроля за действиями, утратой самообладания. Быстро овладевает человеком и бурно протекает. Аффекты кратковременны, т.к. вызывают огромную затрату сил. Если обычная эмоция - это душевное волнение, то аффект - буря, взрыв. Человек утрачивает контроль над собой, совершая безрассудные действия, а потом может жалеть об этом и вспоминать как сквозь сон. После аффективной вспышки наступает разбитость и упадок сил. Любая эмоция может перерасти в аффект: радость в восторг, злость в гнев, страх в ужас, страдание в отчаяние. Можно сказать, что аффект плох или хорош в зависимости от того, какая эмоция переживается человеком. Человек может управлять аффектом, сдерживать его наступление на первых этапах. Настроение - общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека (радостное, печальное, серьезное, легкомысленное, бодрое, вялое). Обычно настроение не осознается человеком, но иногда имеет значительную интенсивность и накладывает отпечаток и на умственную деятельность и на продуктивность работы (все спорится). Настроение – бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно для нее складываются обстоятельства. Источники настроения: удовлетворенность или нет ходом жизни, делами на работе, в семье; состояние здоровья, погода и т.д. Источники настроения не всегда ясны, но следует уметь разобраться в причинах настроения и попытаться их устранить. Настроения различаются и по продолжительности. Это зависит от: возраста (у детей – быстро меняется), характера, темперамента, силы воли и т.д. Настроение оказывает влияние на поведение, стимулирует или подавляет деятельность. Стресс - (от англ. stress - давление, напряжение) возникает в необычно трудных ситуациях и переживается с большой внутренней напряженностью. По своим психологическим характеристикам близок к аффекту, по длительности протекания - к настроению. Может иметь стенический или астенический характер (пример с экзаменом). Возникает при опасности, больших физических и умственных нагрузках и т.д. Стресс может быть физиологическим и психическим. Психологический стресс в свою очередь – информационным (человек не справляется с задачей, не успевает быстро принять верное решение при высокой ответственности) и эмоциональным (угроза, опасность, обида). Разные люди по-разному переживают стресс («стресс льва», «стресс кролика»). По своей направленности выделяют стресс (положительная направленность, обеспечивает мобилизацию систем организма, например, в случае опасности) и дистресс (отрицательная направленность, носит разрушающий характер, приводит к истощению организма). Близким по своим проявлениям к стрессу является состояние фрустрации. Фрустрация – (от лат. frustratio – обман, расстройство, разрушение планов) состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели. Фрустрация сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций, способных дезорганизовать сознание и деятельность. В состоянии фрустрации человек может проявлять озлобленность, подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию, расстройство, двигательное возбуждение (бесцельные и неупорядоченные движения), апатию. Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности воздействующего фактора, состояния человека, типа темперамента и сложившихся у него форм реагирования на жизненные трудности. Особенно часто источник фрустрации - отрицательная социальная оценка.
3. Высшие чувства. В отличие от эмоций, аффектов, настроений, стрессов, имеющих ситуативный характер и отражающих отношение человека к объекту в данный момент, чувства (в узком смысле этого слова) отражают более сложные, постоянные, устоявшиеся отношения человека. Измеряются не часами, днями, а месяцами, годами. Чувства определяют динамику и содержание эмоций. Чем сильнее чувство, тем в меньшей мере его могут заслонить сиюминутные эмоции. Потребовалось бы множество поступков, чтобы отрицательные эмоции накопились и наступило бы заметное перерождение чувства, а тем более произошел бы его переход в противоположное. Чувства различают по содержанию: 1. Моральные или нравственные - эмоциональное отношение личности к поведению других людей и своему. Возникают под влиянием нравственных норм общества и малых групп. К ним относятся: любовь, сострадание, доброжелательность, гуманность, преданность, чувство долга, дружба, симпатии, уважение, чувство чести и т.д. Аморальные или безнравственные чувства: жадность, эгоизм, жестокость, злорадство, надменность и т.д. 2. Интеллектуальные - переживания, возникающие в ходе умственной деятельности, выражающие отношение личности к процессу познания. К ним относятся: удивление, любознательность, сомнение, радость открытия, любопытство, чувство юмора, ирония (хотя некоторые психологи два последних чувства относят к следующей группе чувств). Чувство юмора – относительно-положительное отношение к другим людям с указанием на незначительные недостатки. Чувство иронии – выражение остро-критического отношения. 3. Эстетические - чувства, возникающие при восприятии или создании прекрасного в природе, искусстве и т.д. Переживаются как эмоции эстетического наслаждения, восторга или презрения, отвращения. Моральные, интеллектуальные и эстетические чувства иногда именуют высшими чувствами, т.к. в них заключено все богатство эмоциональных отношений человека к действительности. Начинают развиваться у дошкольников. По силе стремления к объекту выделяют такие виды чувств: 1. Страсть - устойчивое, глубокое и сильное чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека. Страсть направляет все помыслы и действия человека на один объект. Страсть может быть положительной и отрицательной. Объектом страсти может быть другой человек, хобби, наука, алкоголь, наркотики, накопительство и т.п. 2. Увлечение - менее устойчивое, приходящее чувство (в спорте, любви и т.д.). Чувства людей могут отличаться свой направленностью. Направленность чувств может быть альтруистической, праксической, интеллектуальной, эстетической, гедонистской (потребность в душевном и телесном комфорте). Животные также испытывают эмоции, но эмоции человека характеризуются определенными отличительными особенностями: 1. У человека гамма эмоций намного сложнее, даже в тех случаях, когда речь идет об аналогичных чувствах (гнев, страх, любопытство, веселое или подавленное состояние). 2. У человека много таких эмоциональных проявлений, чувств, которые отсутствуют у животных (высшие чувства). 3. Человек умеет владеть эмоциями и чувствами, сдерживать их неуместное проявление.
|