Господь
Представляется, что исповедание " Иисуса Господом" (Рим. 10.9) относится к наиболее ранним христианским исповеданиям веры, имеющих целью разграничение между теми, кто верит в Иисуса и теми, кто в Него не верит. Термин " Господь" (гр. " kyrios ", арам, " таr ") имеет мощные богословские ассоциации, частично из-за его использования при переводе Тетраграмматона - четырех древнееврейских букв, представляющих священное имя Бога в древнееврейской версии Ветхого Завета, часто представленных в английском языке как YHWH, или " Yahweh" (ср. рус. " Ягве", " Иегова"). В иудаизме запрещается произнесение имени Божьего вслух; поэтому, вместо него используется альтернативное слово (adonai). В греческом переводе Ветхого Завета - Септуагинте -для перевода имени Божьего используется греческое слово " kyrios ". Греческое слово " kyrios " стало считаться закрепленным за Богом. Крупный еврейский историк Иосиф Флавий отмечает важный инцидент, когда евреи отказались участвовать в культе императора, который занимал центральное место в государственной религии Римской империи. Они отказывались называть императора " господом" (" kyrios "), поскольку считали, что этот термин относился лишь к Богу. Использование этого термина по отношению к Иисусу в Новом Завете, таким образом, основывается на этой богатой ассоциации и подразумевает высокую степень отождествления между Иисусом и Богом. Примером этому может послужить целый ряд мест Нового Завета, в которых ветхозаветные определения, относящиеся в Богу, применяются к Христу. Вероятно, наиболее значительным из этих мест можно назвать Флп.2.10-11 -место явно допавловское. Здесь, чрезвычайно ранний христианский автор, чья личность, вероятно, навсегда останется тайной, берет великое ветхозаветное заявление (Ис.45.23) о том, что перед Господом Богом преклонится всякое колено, и переносит его на Господа Иисуса Христа. Бог Новый Завет был написан на фоне строгого монотеизма Израиля. Мысль о том, чтобы кого-то назвать " Богом" в этих условиях казалась бы кощунственной. Тем не менее, исследователь Нового Завета Реймонд Браун утверждает, что в Новом Завете имеется три случая, когда Иисус назван " Богом", а также указывает на важные следствия, которые из этого вытекают. Приводятся три отрывка: 1. Вступительный раздел Четвертого Евангелия, включающий утверждение " и Слово было Бог" (Ин.1: 1). 2. Исповедание Фомы, в котором он обращается к воскресшему Христу: " Господь мой и Бог мой" (Ин.20: 28). 3. Начало Послания к Евреям, в котором хваление обращено к Иисусу как Богу (Евр.1: 8). Учитывая сильное нежелание новозаветных авторов говорить об Иисусе как о " Боге", из-за строго монотеистического фона Израиля, эти три утверждения - к которым можно легко добавить и другие случаи -имеют большое значение. К этим стихам можно легко прибавить ряд важных мест Нового Завета, в которых говорится о значении Иисуса в функциональном смысле - то есть, в приписывании Ему функций и задач, ассоциируемых с Богом. Некоторые из них очень важны. 1. Иисус является спасителем человечества. Ветхий Завет утверждает, что у человечества всего один спаситель — Бог. Полностью осознавая, что только Бог есть Спаситель, что лишь один Бог может спасать, первые христиане тем не менее утверждали, что Иисус был Спасителем, что Иисус мог спасать. Рыба для первых христиан стала символом веры, поскольку пять греческих букв, составляющих слово " рыба" (I-CH-TH-U-S) обозначали лозунг " Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель". С точки зрения Нового Завета, Иисус спасает Своих людей от их грехов (Мф.1: 21); лишь Его именем может быть достигнуто спасение(Деян.4: 12); Он называется " вождем спасения" (Евр.2: 10); Он является" Спасителем, Который есть Христос Господь" (Лк.2: 11). В этих и бесчисленных других утверждениях, Иисус понимается функционирующим как Бог, делающим то, что может делать лишь Бог. 2. Иисусу поклоняются. В иудейской среде, в которой жили и действовали первые христиане, поклонялись Богу и только Богу. Павел предупреждал христиан в Риме против постоянной опасности поклонения твари, а не Творцу (Рим. 1: 23). И все же, ранняя христианская Церковь поклонялась Христу как Богу - практика, которая совершенно ясно отражена в Новом Завете. Так, в 1 Кор. 1: 2 говорится о христианах как о людях, которые " призывают имя Господа нашего Иисуса Христа", используя язык, отражающий ветхозаветные формулы поклонения Богу(такие как Быт.4: 26, 13: 4; Пс.105: 1; Иер.10: 25; Иоиль 2: 32). Совершенно ясно указывается, что Христос функционирует как Бог, поскольку Он служит объектом поклонения. 3. Иисус открывает Бога. " Видевший Меня видел Бога" (Ин.14: 9).Эти замечательные слова, столь характерные для Четвертого Евангелия, подчеркивают веру в то, что Отец говорит и действует в Сыне – иными словами, что Бог открывается в Иисусе. Увидеть Иисуса означает увидеть Отца - иными словами, Иисус вновь понимается функционирующим как Бог.
|