Студопедия — Возникновение идейного учения тонхак
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Возникновение идейного учения тонхак






 

Религиозное учение тонхак, т.е. «восточное учение», поначалу имело достаточно мирный характер, и о каких-либо вооруженных действиях речи не было. Основателем тонхак стал первый патриарх религии — Чхве Чжеу (1824-1864), выходец из сословия янбан. Суще­ствует даже точка зрения, что Чхве Чжеу был потомком великого силлаского поэта Чхве Чхивона (857-?).

Чхве Чжеу родился в 28-й день 10-го месяца 1824 г. в деревне Ёндам, неподалеку от города Кёнчжу провинции Кёнсан. В возрасте шести лет он лишился матери, а в 16-отца. Очевидно, отец не оставил сыну большого наследства, так как, несмотря на интерес к конфу­цианскому классическому знанию, Чхве Чжеу, за неимением средств, был вынужден прекратить образование и заняться торговлей. Счи­тается, что будущий основатель тонхак торговал тканью и деревом. Таким образом, с 1844 г. Чхве Чжеу начинает путешествовать по всей стране. В 1856 г. он принял решение удалиться от мирских дел и вплоть до 1859 г. провел время в горах Янсан. В 1859 г. Чхве Чжеу возвратился в родные места, в селение Ёндам, а в 1860 г. ему наконец-то открылась истина.

В историографии существуют различные версии рассказов о том, как Чхве Чжеу познал истину тонхак. Ниже вкратце приведем тот вариант, который отражен в классических сочинениях тонхак [218].

В 5-й день 4-го месяца 1860 г., когда будущий патриарх болел, то ли во сне, то ли наяву к нему спустилось верховное божество — «Вер­ховный Император» Санчже. Верховный Император поведал Чхве Чжеу, что избрал его для того, чтобы он распространял добродетель по всему свету и открыл сущность тонхак. Кроме того, Верховный Император передал Чхве Чжеу волшебные заклинания и рассказал о других магических способах, которые должны были помочь Чхве Чжеу спасти людей.

Верховное божество, которое снизошло к Чхве Чжеу, нередко на­зывают традиционным для Дальнего Востока понятием «Верховный Император». Иногда же бога тонхак именуют другим, исконно ко­рейским термином хануллим, получившим широкое распространение несколько позже. Его значение трактуют одновременно как «небесный бог» и «великие мы», вкладывая в него новое тонхаковское представ­ление о Боге и человеке.

Итак, в 1860 г. Чхве Чжеу, получив, как он считал, озарение свы­ше, начал пропаганду нового учения. В своей родной провинции Кен-сан он стал создавать небольшие группы последователей, имевшие целью постижение истины тонхак.

Чем же так привлекала корейцев новая религия[219]?

О содержании идейного учения Чхве Чжеу нам известно из его двух ставших каноническими книг — «Великий свод Восточного ка­нона» («Тонгён тэчжон») и «Оставленные речения [из селения] Ён-дам» («Ендам юса»). Оба сочинения были подготовлены к печати ближайшим учеником Чхве Чжеу — Чхве Сихёном (1827-1898), став­шим впоследствии вторым патриархом тонхак, и отражают основные взгляды основателя учения. Однако полное и четкое представление об идейной основе тонхак составить не так просто, поскольку в 1905 г. религия тонхак была переименована в «учение Небесного пути» — чхондогё. Это учение, переняв самое главное из тонхак, продолжило развитие по несколько иному пути, окончательно сформировавшись уже в XX столетии как религия чхондогё. Поэтому некоторые момен­ты идейного содержания тонхак могли быть утерянными или изъ­ятыми. Тем не менее, попробуем обрисовать отдельные черты учения тонхак, поскольку это крайне необходимо для понимания крестьян­ского восстания, организованного последователями тонхак.

Отправная точка учения — идея о прямой взаимосвязи человека как земного существа с верховным божеством, чья сущность сконцен­трирована в представлении о божественных Небесах. Согласно тон­хак, человек и Небеса (т. е. божество) равны, они суть одно и то же, что выражается в центральном постулате учения «человек есть Небе­са» (ин-си-Чхон). Поскольку каждый человек суть божество, то это значит, что люди равны перед верховным божеством, а также равны между собой. Для традиционного конфуцианства, разделяющего все общество на вышестоящих и нижестоящих, а значит не признающе­го равенства, подобная идея была неприемлемой, «революционной». Развивая идею о равенстве людей, Чхве Чжеу учил: поскольку люди подобны Небесам, то людей нельзя убивать, ибо нельзя убивать Бога. Однако люди подобны Небесам не только по своей сущности, но и по своим действиям: «Замыслы Небес как раз и есть замыслы людей» («Чхонсим чык гтсгш»).

Так же как человек подобен Небесам, Небеса подобны человеку. Поэтому со временем в тонхак появляется новое корейское понятие Небес — хануллим. совмещающее в себе слово «Небо» — ханылъ и по­нятие «великие мы[, люди]» — хан ури. Однако иногда мирские де­ла отвлекают человека от истины, и он может потерять свою небес­ную сущность. Поэтому для правильной жизни необходимо следовать Небесному Пути (Чхон До) и Небесной Добродетели (Чхон Док).

Очевидно, на ранних этапах становления тонхак при еще не раз­витой идейной составляющей по-прежнему важное значение имели традиционные конфуцианские догматы, такие, как «Пять норм мора­ли» («О рюн»), а также различного рода мистические тексты, как, на­пример, древнекитайский трактат «Чжоуская книга перемен» («Чу-ёк»; корейское прочтение иероглифического названия), или тексты различных «волшебных» заклинаний.

Таким образом, имея в основе постулат о божественности челове­ка и любви ко всем людям, учение тонхак было достаточно мирным по своей сути. Однако идеи равенства всех людей нарушали установ­ленный в стране порядок, построенный на проповедуемых конфуци­анством отношениях служения младшего (нижестоящего) старшему и заботы старшего о младшем (нижестоящем). К тому же сведения о создававшихся тайных организациях не могли не беспокоить коро­левский двор, особенно в условиях распространявшегося самими ко­рейцами христианства с его идеями равенства.

Поэтому, по сообщению одного из приближенных ко двору чи­новников, имя которого не встречается в исторической литературе, в 1863 г. Чхве Чжеу вместе с 20 своими последователями был схвачен и заключен в тюрьму города Тэгу, где был казнен в 3-м месяце 1864 г.







Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 594. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия