Студопедия — Мустазад
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Мустазад






Это особая стихотворная форма, в которой к каждой мисра прибавлена короткая дополнительная строка, имеющая собственную риф­му, но по содержанию связанная с байтом. Что касается поэтического размера, то мустазад выходит за рамки основных принципов стихосло­жения, представляя собой дополнение, что, собственно, и подчеркивается в его названии: мустазад — «добавленный». Как представляется, первый мустазад в персидской поэзии создал Мас‘уд-и Са‘д-и Салман, хотя некоторые полагают, что до него, в V в. л. х./XI в., такие стихи писал Абу Са‘ид Аби ал-Хайр. Ему приписывают следующие два байта:

Пришло известие от друга: красиво делай то, что делаешь,

В этом шариат.

Прояви сердечную доброту и убери с дороги все лишнее,

В этом тарикат.

Камал Худжанди, Муштак Исфахании Малик ал-Шу‘ара Бахартакже писали стихи в этой поэтической форме. Известный мустазад написан Малик ал-Шу‘ара Бахаромо событиях Конституционной революции:

Говорить с иранским шахом о свободе — это ошибка,

Дела Иранав руках Бога.

Религия иранского шаха стоит отдельно от других религий,

Дела Иранав руках Бога.

Пьяны и шах, и амир, и глава полиции, и шайх,

Государство ушло из рук.

И постоянно эти пьяницы устраивают волнения и бунты,

Дела Иранав руках Бога.

Интересно отметить, что добавленные строки в приведенном выше мустазаде представляют собой политические лозунги той эпохи.

Дидактическая литература

Дидактическая литература содержит в себе знания из области человеческих наук, а может охватывать и очень широкие сферы. Но в литературе дидактика обычно касается вопросов религии, нравственности и философии, которые освещаются с применением творческого воображения и литературных приемов. Хотя учебники Алифийа Ибн Маликапо арабскому языку и ал-Нисаб Фарахани написаны стихотворным размером, в них нет литературной фантазии, а потому они не включаются в дидактическую литературу как таковую, а считаются про­сто рифмованными учебными книгами.

В персидской дидактической литературе обычно присутствуют три основные темы: нравственность, религия и философия. В старой персидской литературе для их обозначения использовали термины «проповедь» (ва‘з)и «изучение» (тахкик), «аскетизм» (зухд)и «мудрость» (хикмат). Широкое развитие такая литература получила в Иранес про­никновением в персидскую поэзию религиозного мистицизма (‘ирфан). Ведь мало можно найти духовных стихотворных произведений, в которых не было бы толики дидактики.

Мудрость и наставление вошли в персидскую литературу с начала IV в. л. х./X в. Уже первые персидские поэты проявляли ин­терес к этим вопросам. Дидактические мотивы прослеживаются в по­этических диванах Рудаки, Абу Шукура Балхии Киса’и Марвази. Даже Фирдаусине отказывался от наставлений там, где того требовало со­держание, причем иногда особо акцентировал и выделял эти моменты.

В следующем веке кардинальные изменения в дидактическую литературу внес Насир-и Хусрау, в своих длинных и мастерски написанных касидах сочетавший наставление с философскими и теологическими понятиями и идеями. Впрочем, в своих стихах он прибегал и к критике. Кроме маснави Раушана’и-нама и Са‘адат-нама Насир-и Хусрау также писал прозаические трактаты, в которых обучал идеологическим принципам ‘исма‘илизма.

В VI в. л. х./XII в. Сана’ипридал новый облик дидактической литературе. Объединяя суфийские понятия, философские темы и назидание, он создал ценные работы в этой области литературы, преследуя очевидную цель обучить философии, религии и духовному мистицизму. Известными произведениями этого поэта в области дидактической литературы являются поэмы Сайр ал-‘ибад ила ал-ма‘ад (Странствие рабов божиих в загробный мир), Тарик ал-тахкик (Путь изучения) и Хадикат ал-хакикат (Сад истины).

Успех Сана’ив создании дидактической аскетической литературы в конце VI в. л. х./XII в. позволил обратиться к этому типу литературного творчества и таким поэтам, как Низамии Хакани. Можно сказать, что Хаканистал самым известным автором философско-назида­тель­ных касид после Насир-и Хусрау. Низамидал целостное изложение философских и суфийских понятий в своей поэме Махзан ал-асрар (Кладезь тайн). Он и в других своих произведениях никогда не упускал случая предложить читателю поучение или наставление.

В VI в. л. х./XII в. дидактическая литература была очень популярна, и соответствующая тематика получил отражение также в диванах Джамал ал-дина Исфахании Анвари. Анваридля такого рода стихов избрал форму кит‘а, что явилось определенным новшеством. Его назидательные кит‘а написаны великолепным поэтическим языком.

Несомненно, персидская дидактическая литература достигла своего наивысшего развития в VII в. л. х./XIII в. Если в VI в. л. х./XII в. были заложены ее прочные основы, то в VII в. л. х./XIII в. настал расцвет этого жанра с появлением на поэтическом небосводе таких звезд, как Са‘дии Маулана Джалал ал-дин. Будучи большим мастером как поэзии, так и прозы, Са‘дипостоянно обращался к дидактическим мотивам. Его Бустан стал великолепной дидактической поэ­мой. Он исследовал нравственные и соци­аль­ные проблемы своего времени и пытался дать наставления читателям через многочисленные притчи и рас­сказы. Даже в Гулистане имеется отдельная глава под названием «Вос­питание». И в своих касидах Са‘дине ограничивался стандартным восхвалением адресата, а давал ему советы, напоминая о необходимости думать о народе и благоустройстве страны.

Нельзя не отметить выдающуюся роль Мауланыв дидактической литературе. Ведь в его Маснави-йи ма‘нави (Духовном маснави) дало сочные плоды древо суфийской назидательной литературы, посаженное Сана’и. Мож­но сказать, что это маснави представляет собой целый курс по обучению религиозному мистицизму. Особенностью этого произведения является использование хадисов, айатов Корана, поучительных рассказов и притч. Кроме Маснави Маулавидавал настав­ления своим читателям и в прозаических произведениях.

В VIII в. л. х./XIV в. шайх Махмуд Шабистарисоздал в форме мас­нави духовную поэму Гулшан-и раз (Цветник тайны), в которой поднимал вопросы аскетизма суфия и соответствующих суфийских понятий. Это произведение считается одним из главных образцов суфийской дидактической литературы. Книга, написанная в ответ на вопро­сы одного жителя Хорасана, поднимает важные религиозные и мистические проблемы. В VIII в. л. х./XIV в. Ибн Йамин Фарйумадинаписал в форме кит‘а произведения, в которых поднимались вопросы дидактики и философского поучения. Эти же мотивы встречаются в работах Аухади Марага’и(маснави Джам-и Джам), Амира Хусрау Дихливи(Матла‘ ал-анвар), Хваджу Кирмани(Раузат ал-анвар и Камал-на­ма), в IX в. л. х./XV в. в маснави Джами Тухфат ал-ахрар (Подарок благородным), Субхат ал-абрар (Четки праведников), Силсилат ал-захаб (Златая цепь), написанных в подражание Махзан ал-асрар (Кла­дези тайн)Низами.

В эпоху господства индийского стиля при династии Сафавидовпоэты обращали особое внимание на философские и духовные произведения Низами, Маулавии других мастеров этого жанра, а потому дидактическая литература получила значительное развитие. В эту эпоху были созданы такие произведения, как Манба‘ ал-анхар (Малик Куми), Наз ва нийаз (Маулана Каза’и Харави), Мазхар ал-асар (амир ‘Абд Аллах Мухаммад Хашим-шах Кирмани), Накш-и бади‘ и Асрар-и мактум (Газали Машхади), Бустан-и хийал (‘Абди Биг) и т. д.[361]

По окончании эпохи литературного Возвращения во время конституционного движения в Иранедидактическая литература стала глашатаем идей своего времени, обратившись к социально-политическим вопросам. Выступавшие против деспотического режима поэты старались подчеркнуть эти чувства в своих произведениях и выразить в них национальное самосознание. Во время Конституционной революции и последовавших за ней событиях особенно активно на этом поприще трудились Диххуда, Малик ал-Шу‘ара Бахар, Адиб ал-Мамалик Фарахани, Фаррухи Йаздии саййид Ашраф ал-дин Хусайни. В это время в дидактической литературе получили распространение темы защиты свободы, борьбы с угнетением и деспотизмом, поддержки обездоленных, сопротивления невежеству, бедности и коррупции.

Необходимо отметить, что основу нравственных поучений и религиозных наставлений составляли обычно хадисыи айаты Корана. Добавим также, что в иранской словесности доисламского периода можно встретить и образцы дидактической литературы.







Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1369. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия