Студопедия — Глава 5. Жанры персидской литературы В
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 5. Жанры персидской литературы В






Жанры персидской литературы

В

персидской литературе вопрос о жанрах рассматривается в двух плоскостях:

а) содержание и внутренние факторы развития персидской литературы, т. е. тематика и материал;

б) формы персидской литературы, и в частности поэзии, развитие различных форм с точки зрения литературной традиции.

В первой группе можно выделить четыре жанра: эпический, лирический, дидактический и драматический. Что касается второй группы, то здесь деление производится по принципу формы, преимущественно поэтической, что описано в трудах исламских ученых по вопросам красноречия. Выделяются следующие поэтические формы: касида, маснави, руба‘и, газель, дубайти, мусаммат, кит‘а, таржибанд, таркиббанд и мустазад [224].

Говоря о различных жанрах персидской литературы с точки зрения содержания попытаемся также показать и основные литературные фор­мы, что особенно важно при рассмотрении персидской лирики, так как лирические произведения писались во всех распространенных в персидской поэзии формах. Мы не будем подробно рассматривать драматический жанр, ибо в персидской литературе, как и в европейской, существует не так много записанных классических драматических про­изведений. Этот жанр получил распространение в современную эпоху. Вместо этого мы поговорим больше о художественной литературе, которая широко присутствует как в стихах, так и в прозе.

Эпос

Понятие «эпос» изначально трактовалось как «мужество» и «смелость». Это один из древнейших литературных жанров, который использовался для описания доисторических событий и рассказа о пер­вом периоде жизни народа. Эпос выражает идеалы народа, соединяя историю и легенду, быль и небыль. Поэт, пишущий эпические произведения, выступает в роли национального историка [225]. В персидском поэтическом эпосе описываются богатырская удаль, готовность героев к самопожертвованию во имя защиты иранских народов и иранской цивилизации. Такие сочинения носят обычно военный характер и опи­сывают битвы. В персидской литературе этот жанр богаче, чем другие, и имеет более долгую историю развития. Это вполне объ­яс­ни­мо: прежде чем рассказывать о своих гражданских чувствах, человек должен был выразить свои ощущения в столкновении с окружающим миром. Только освоившись с миром объективного, человек мог начать разбираться в своих субъективных переживаниях. Вначале его инте­ре­совали деяния богов и героев, о чем, собственно, и рассказывает эпос. Совершенно очевидным образом происходит движение от эпической поэзии к лирической, что является особенностью именно персидской поэзии. Так, на место эпических касид, писавшихся при дворе Газ­навидов, пришли описательные и лирические касиды более поздних столетий [226].

Так как эпос описывает жизнь и деяния героев и богатырей, его стали называть «героической поэзией». Сначала он передавался в устной форме, но потом возникла необходимость его записывать. В ре­зультате эпос можно разделить на три группы:

1) традиционный эпос, который является наиболее древним и исконным и называется «изначальным», или «устным». В персидской литературе примерами такого вида эпоса служат прозаическая Шах-нама-йи Абу Мансури, Гиршасб-нама Асади, Бахман-нама, Бурзу-нама и Шах-нама Фирдауси. Повествовательная часть Шах-нама Фир­дауси, как и остальных произведений такого рода, основана на старинных книгах, разрозненных сказаниях и бытовавших в устной форме сказок;

2) вторичный, или литературный, эпос, создававшийся на основе древних эпических преданий. Поэт выбирает сюжет, который развивает по принципам старинного эпоса. Примером такого эпоса можно счи­тать «Потерянный рай» Мильтона;

3) поздний, или третичный, эпос. Эти произведения писались уже на основе вторичного литературного эпоса. Можно упомянуть народные рассказы, написанные простой прозой на основе сказания о Рустаме [227].

Существует и другая система классификации эпоса, в которой выделяется две подгруппы: естественный, национальный (таби‘и ва милли) и искусственный, литературизированный (хамаси масну‘) эпос [228].

Что касается содержания, то в этом плане эпические произведения представляют большое разнообразие:

1) легендарный эпос, самый древний. В персидской литературе он представлен первой частью Шах-нама до сказания о Фаридуне, а также книгой Айаткар-и Зариран;

2) героический эпос, в котором присутствует и легендарный элемент, как то: жизнь Рустамав Шах-нама. В нем есть и определенные исторические черты (Зафар-нама Хамд Аллаха Мустауфии Шаханшах-нама Сабав период Возвращения);

3) религиозный эпос (Хаваран-нама Ибн Хусама и Урдибихишт-нама Суруша);

4) религиозно-мистический эпос, который имеется только в персидской литературе: рассказ о Халладжев Тазкират ал-аулийа ‘Аттараи его же книга Беседа птиц [229].

Эпос представал в различных литературных формах, причем исследователи обычно не проводят классификацию этого жанра по признаку формы. Выделяются, в частности, поэтические и прозаические эпосы в каждой из вторичных жанровых разновидностей.

Литературоведы выделяют более 20 особенностей эпоса [230], которые можно свести к четырем основным подгруппам:

1) особенности в описании характеров героев, их поступков и поведения: битва героя эпоса с богатырем другой стороны, с великанами и чудовищами, путешествия героя, преодоление множества препятствий на своем пути, истребление драконов и т. д. Так как герой эпоса обычно обладает сверхъестественными способностями и силой, будучи из рода богов, то в иранском эпосе он обычно живет долго. В эпосе также присутствует богиня, которая влюбляется в богатыря (любовь Тахмины, матери Сухраба, к Рустаму; любовь Судабык Сийавушу). Редко героиней эпоса выступает женщина, это наблюдается только в рассказе о Рустамеи Сухрабе, где присутствует богатырша по имени Гурдафарид. В эпосе также обычно имеется антигерой (антагонист главного персонажа). Рустамвыступает против Афрасийаба, а Ахурамаздапротив Ахримана. Такое противопостав­ление персонажей и их деяний превращает эпос в трагедию (история Рустамаи Сухраба, а также Рустамаи Исфандийара). Смерть героя в эпосе происходит как бы за сценой;

2) особенности места и времени действия эпоса. Обычно время и место довольно неопределенны. Иногда упо­ми­нается какое-то географическое название, но и оно не всегда понятно (Туран, Семнеган, Мазандаран);

3) волшебство в эпосе. В такого рода произведениях обычно присутствуют волшебные персонажи, например, Симург, волшебное дерево газ в повествовании о Рустамеи Исфандийаре, воспитание Зала, отца Рустама, птицей Симург, причем эта птица также исполняла роль акушерки при родах Рустама. Кроме того, можно в этот же ряд поставить и коня Рустама;

4) особенности поведения в эпосе. Герои и их противники сходятся в рукопашной схватке, особым образом действуют животные и дивы, герой уничтожает страшных животных, неуязвимость героя, возможность говорить с Богом, победные песни и самовосхваления героев, обычно носящие чрезвычайный характер, а также другие удиви­тельные дела, которые лежат в общем русле логики построения эпоса.

Иранский эпос возник и сформировался до окончательного переселения арийских племен в Иран, т. е. племена принесли с собой в Ирануже готовые предания. Эти предания являются общими для восточной ветви арийских племен, т. е. и для индийцев (например, легенда о Джамшиде [231]). Таким образом, эти предания возникли до миграции в Иран, а здесь уже были дополнены и развиты, в них были включены новые элементы. Окончательное формирование иранских преданий от­носят к концу эпохи Сасанидов [232].

Эволюцию эпического жанра в Иранеможно разделить на три этапа.

1) Первый этап длился от конца III в. по л. х. до конца VI в. В этот период в прозе и в стихах были созданы основные произведения богатырского эпоса Ирана, от Шах-нама-йи Абу Мансури в прозе до поэтической Шах-нама (Книги царей) Абу ал-Касима Фирдауси.

2) Второй этап начался в VI в. л. х./XII в., когда особое внимание уделялось историческому эпосу. В этот период происходит постепенный отход от строя национального повествования, что было вызвано господством неиранских племен, религиозным влиянием и упадком на­циональной гордости иранцев. Таким образом, эпические повествования о выдающихся исторических деятелях вытеснили в данный период национальный эпос. В качестве примера можно привести такие сочинения, как Искандар-нама Низамии Шаханшах-нама Маджд ал-ди­на Мухаммада Паизи Насави.

3) Третий период начался в конце IX столетия по л. х./XV в. В рамках этого периода иранские авторы уделяли внимание не только историческим, но и религиозным преданиям [233]. Из последних, которые обычно именуются «искусственным эпосом», можно отметить Шах-нама-йи хазрат-и шах ‘Исма‘ил (автор ‘Абд Аллах Хатифи — 927 г. л. х./1520 г.), а также Шах-нама Касима Гунабади, поэта X в. л. х./ XVI в.

С распространением религиозного мистицизма и суфизма в персидской поэзии наряду с историческим и религиозным эпосом стал распространяться и его религиозно-мистический подвид.

Важнейшие эпические произведения на персидском языке:

1) легендарный эпос: Михришт, ЗамйадиштАвесте), Айаткар-и Зариран и Кар-нама-йи Ардашир-и Папакан (Книга деяний Ардашира, сына Папака)(на среднеперсидском языке), первая часть Шах-нама Фирдаусии Гиршасб-нама Асади Туси, а также Шах-нама Абу ал-Му’аййида Балхии Шах-нама-йи Абу Мансури;

2) героические эпосы: вторая часть Шах-нама Фирдауси(до смерти Рустама), Дастан-и Самак-и ‘Аййар, Хусайн Курд Шабистари;

3) исторические эпосы: Зафар-нама (Хамд Аллах Мустауфи), Ша­ханшах-нама (Саба) [234].

Самым видными эпическими поэтами Иранаявляются Фирдаусии Асади Туси.







Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1359. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия