Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Маснави





Маснави (или муздавадж, т. е. «парный») — это вид стиха, все полустишия которого написаны одним размером, но у каждого байта своя особая рифма, откуда и взято название этой поэтической формы. Структура рифмы в маснави может быть проиллюстрирована следующим образом:

_______а ________а

_______б ________б

_______в ________в

Количество байтов в маснави ничем не ограничивается, а потому эта форма хорошо подходит для сказок, исторических и иных пове­ство­ваний.

В персидской литературе маснави существовало с первых веков зарождения поэзии. В форме маснави создано несколько произведений, которые считаются литературными шедеврами. Все персидские маснави можно по тематике разделить на следующие группы:

а) Эпические (хамаси)

Создание таких маснави началось в IV в. л. х./X в. и достигло выс­шего развития в Шах-нама Фирдауси. В нейимеются как эпические части, так и исторические. Так как в этом произведении есть и повествовательные разделы, оно также называется повествовательным. Тем не менее маснави имело особое значение для написания сказок и эпосов. В Шах-нама применен размер мутакариб, который хорошо подходит к содержанию данного произведения. Кроме Шах-нама к этой группе относятся такие маснави, как Гуштасб-нама и Гиршасб-нама. Сюда же можно включить религиозные и исторические эпические про­изведения, написанные после VI в. л. х./ XII в.

б) Нравоучительные (ахлаки-та‘лими)

В таких произведениях поэт говорит о вопросах нравственности. Так как в форме маснави можно писать длинные произведения и по­дробно излагать свои мысли, зачастую именно эта форма выбирается для создания указанного типа произведений. Примером такого произведения является Бустан Са‘ди. В эту же группу можно включить духовные маснави, в частности Хадикат ал-хакикат (Сад истины)Сана’и Газнави(535 г. л. х./1140 г.).

в) Духовно-мистические (‘ирфани)

Маснави суфийского, духовно-мистического содержания появились в персидской поэзии в творчестве Сана’и, а после него большинство поэтов-суфиев стали использовать эту форму для своих произведений.

Хотя маснави Хадикат ал-хакикат (Сад истины)представляет со­бой назидательную поэму, по содержанию оно может быть классифицировано и как духовно-мистическое. В нем использован размер хафиф, включены многочисленные суфийские рассказы. Духовными счи­таются и маснави ‘Аттара, написавшего второе по извест­ности мисти­ческое маснави Мантик ал-тайр (Беседа птиц). После ‘Аттарапро­должилась эволюция духовных маснави, которая достигла своего апо­гея в творчестве Мауланы. В своем Маснави-йи ма‘нави (Духовном маснави) он шел по пути, проложенному Сана’ии ‘Аттаром. МаснавиМауланы — это произведение духовно-мистического содержания, не лишенное также назидательных и религиозных моментов. Книга состо­ит из шести частей, в которых поэт приводит многочисленные рассказы и предания, сообразуясь с особенностями восприятия этих текстов теми, к кому обращено маснави. Размер этого произведения рамал мусаддас. Маснавиначинается следующим известным байтом:

Послушай, что рассказывает эта свирель,

Жалуется на разлуки…

После Мауланыуже не было создано такого известного духовно-мистического маснави, как Маснави-йи ма‘нави (Духовное маснави), но в этом жанре писали ‘Иракии Джами. Последнийпосвятил духовным вопросам свои семь известных маснави Саб‘а-йи Джами (Семерица Джами), но он больше следовал за Низами, чем за Маулавии ‘Аттаром.

г) Любовные (‘ашикана)

В данном типе маснави основное внимание уделяется лирическому повествованию, что и определяет особенности этих стихов. Такие мас­нави, рассказывающие обычно о героях на любовном поприще и событиях, которые с ними происходят, с давних времен были распростра­нены в персидской литературе. В V в. л. х./XI в. Фахр ал-дин Ас‘ад Гурганинаписал в стихах известное маснави Вис и Рамин, заим­ство­ванное из среднеперсидской литературы. В VI в. л. х./XII в. на поэтической арене по­явился крупнейший иранский поэт-повествователь Низами Ганджави. Его любовные маснави Хусрау и Ширин, Лайли и Маджнун, Хафт пайкар (Семь красавиц), написанные зрелым и выразительным языком, по праву заняли ведущие позиции в персидской литературе. Этот поэт талантливо писал не только любовные, но и духовные, и назидательные маснави. Другие его известные маснави — Махзан ал-асрар (Кладезь тайнИскандар-нама. В VII в. л. х./XIII в. в Индииработал другой мастер персидского любовного маснави — Амир Хусрау Дихливи, который во многом шел по стопам Низами Ганджавии в подражание ему сочинил свои пять поэм, причем три из них — подражание Низами. Его Ширин и Хусрау и Лайли и Маджнун перекликались с одноименными поэмами Низами, а Хашт би­хишт (Восемь раев)была написана в стиле Семи красавиц. Кроме Амира Хусрау в VIII в. л. х./XIV в. в подражание любовным маснави Низамиписал Хваджу Кирмани. Им написаны маснави Хумай и Хумайун и Гул ва науруз (Цветок и Новый год)в размерах мутакариб и хазадж. Хваджуписал и другие маснави в подражание Низами(Камал-нама, Раузат ал-анвар, Гаухар-нама). В IX в. л. х./XV в. Джамив ответ на Пятерицу Низамисоздал свою Семерицу, которая собирательно называлась Хафт ауранг (Семь венцов). К этой группе относятся также поэмы Йусуф и Зулайха и Лайли и Маджнун. Но, следуя за Низами, Джамивсе же больше внимания уделял духовным и назидательным маснави, чем любовным. Даже в маснави Саламан ва Абсал, написанной по старинному сказочному сюжету, он развивает духовную тематику. В этом же русле написаны его произведения Силсилат ал-захаб (Златая цепь), Тухфат ал-ахрар (Подарок благород­ным), Субхат ал-абрар (Четки праведниковХирад-нама-йи Искандари (Книга мудрости Искандара).В Индии‘Урфи Ширазив X в. л. х./XVI в. написал в подражание Низамипоэму Хусрау и Ширин. В том же веке Вахши Бафкисоздал любовное маснави Фархад и Ширин, которая осталась незаконченной. Хатифи Харджирди(927 г. л. х./1520 г.), внук Джами, в подражание Низаминаписал три поэмы (Лайли и Маджнун, Ширин и Хусрау и Хафт манзар (Семь видов) ) любовно-лирического содержания. В период литературного Возвращения также некоторые поэты проявляли склонность к сочинению маснави. В период Фатх ‘Али-шаха КаджараВисал Ширазинаписал маснави Базм-и висал (Пир свидания)и завершил неоконченную поэму Вахши Фархад и Ширин.

Общей особенностью большинства персидских маснави является то, что в них используются рассказы и повествования на различные темы. Можно сказать, что маснави — это одна из основных форм традиционного персидского повествовательного произведения.

С точки зрения поэтического размера персидские маснави отличались разнообразием. Так, эпические маснави писались размером мутакариб, духовные — рамал или хафиф, а любовные — размером хазадж.







Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1215. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия