Студопедия — Религиозный карьеризм Кьеркегора
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Религиозный карьеризм Кьеркегора






 

Вторым видным мыслителем, отражавшим начинающийся упадок буржуазной философии, был датский писатель-философ Серен Кьеркегор (1813—1855). При жизни он был почти неизвестен, но в конце XIX в., когда капитализм начал пере­растать в свою последнюю, империалистическую ста­дию, учением Кьеркегора заинтересовались в Германии и других западноевропейских странах. Особенно же воз­рос интерес к философии Кьеркегора после второй ми­ровой войны.

Так же как и Шопенгауэр, Кьеркегор проповедует иррационализм. Он утверждает, что мышление никогда не может постигнуть действительности: то, что мыслит­ся, не существует реально, — это лишь мыслимое, воз­можное. Мышление абстрактно, существование конкретно. Кьеркегор пытается доказать невозможность созда­ния такой философской системы и такой науки, кото­рые могли бы охватить всю реальность и обосновать предвидение в историческом процессе. Система может охватить только опыт прошлого. В рамки рационалистической системы не укладывается не только то, что раз­вивается во времени. Даже если мы станем рассматривать лишь одно мгновение жизни, то его различия и противоположности так велики, что нельзя найти идею, которая могла бы обнять эти противоположности в вые­вшем единстве. Таким образом, получается, что филосо­фия не может быть системой.

Мышление и существование, общее и единичное абсолютно противоположны друг другу, и нет перехода от одного к другому. Существование — главное понятие в учении Кьеркегора. Оно рассматривается им как по­стоянное становление или изменение во времени. Кьер­кегор, однако, отвергает диалектическое понимание из­менения как закономерного процесса, в котором накоп­ление количественных изменений необходимо приводит явление к возникновению в нем новых качеств. Гегелев­ской «количественной» диалектике он пытается противо­поставить свою «качественную» диалектику, согласно которой первоначальны и неизменны качественные раз­личия. Он отрицает непрерывные и постепенные изме­нения. Жизненный процесс, утверждает он, совершается исключительно в форме импульсов, или «толчков». Диалектическому представлению о единстве противопо­ложностей Кьеркегор противопоставляет метафизиче­скую формулу «или — или».

На понятии «толчка» основано его представление о развитии, которое отнесено им к существованию лич­ности и изображено как ее духовный процесс. Только этому процессу свойственно качественное превращение. В нем более высокая стадия всегда возникает только вследствие толчка или скачка. Всякое духовное разви­тие предполагает, во-первых, новое усилие — без него не было бы самого развития, во-вторых, повторение. Тосредством повторения в новой действительности сох­раняется и удерживается ранее добытый результат. Это учение Кьеркегор использует для обоснования индиви­дуалистической этики и связанных с ней представлений об абсолютной свободе, греховности и т. д.

Кьеркегор утверждает, что при переходе от решения к действию всегда имеет место указанное «повторение»: го, что раньше только мыслилось как возможность, теперь, осуществляясь, повторяется уже как действительность

Понятие «повторение» обращено против учения Ге­геля о примирении противоположностей в высшем син­тезе. Однако Кьеркегор критикует Гегеля не с позиций революционного понимания борьбы противоположно­стей, а осуждает его способ обоснования тезиса о при­мирении или единстве противоположностей. У Гегеля «примирение» противоположностей вытекает из их объективной природы. По Кьеркегору же, чтобы связать в единство борющиеся противоположности, требуется но­вый субъективный фактор — акт воли. Диалектика борь­бы и единства противоположностей втискивается в узкие рамки личного действования. Существование' личности, как его понимает Кьеркегор, нечто совер­шенно иррациональное и даже парадоксальное. Бессмыслицу, парадокс Кьеркегор пытается превратить в основные определения бытия, или «существования». То, что называют истиной, для Кьеркегора только предмет личного чувства и личной страсти. Существует только единичное. В этом смысле предмет философии для Кьер­кегора не «сущность», а «существование».

Воззрение Кьеркегора не просто заблуждение тео­ретика, а принципиальное воззрение реакционера. Он отвергает реальность социального, как такового. «Род», по Кьеркегору, не реальность, а «фантом», фантастиче­ская «среда». Только единичные люди, индивиды со­ставляют реальность, они могут полагаться только на самих себя. Это воззрение направлено против идеи о примате общественного над личным. «Существование» для Кьеркегора лишено всякого смысла, если не видеть высшей ценности в единичном, т. е. в индивидуальном.. Характеристика человека как общественного существа, члена общества равнозначна, по его мнению, воззрению,, рассматривающему людей «как косяк сельдей в море»; такой «косяк» как целое представляет, может быть, ин­тересное зрелище, но каждая отдельная сельдь стоит в нем немногого.

Индивидуалистические представления Кьеркегора крайне абстрактны. Однако они получают вполне кон­кретный — реакционный смысл, как только они применя­ются к общественным явлениям. По Кьеркегору, бес­полезно говорить об общественной жизни. Обо всем, касающемся жизни общества, должно заботиться толь­ко правительство. Индивид не только должен предоста­вить заботу об обществе правительству, он должен уважать как нечто абсолютное авторитет существующей государственной власти. Развивая эту мысль, Кьеркегор доходит до того, что видит символ абсолютного автори­тета в палке полицейского.

Мировоззрение Кьеркегора определило его отношение к революции 1848 г. Его высказывания по поводу ре­волюции полны страха и ненависти к требованиям и действиям революционных масс. Кьеркегор полагал, чтэ революции 1848 г. угрожают Дании гибелью. При этом опасность он видел не в возможности нападения Гер­мании на Данию, а в той политической свободе, кото­рую сулила революция.

По Кьеркегору, высшая стадия развития личности — религиозная. Ей предшествуют стадии эстетическая и этическая. Только на религиозной стадии развития лич­ность достигает, по Кьеркегору, наиболее глубокого са­мопостижения. В своем понимании отношения религии к знанию, веры к разуму Кьеркегор возвращается ко взглядам «отца церкви» Тертуллиана. Религиозную веру он понимает как веру в нелепое или парадоксальное с точки зрения разума. Бог вовсе не предмет логического доказательства. Бог — это такой постулат, без которого наша личность не может выдержать противоречий и страданий жизни. Исходя из этого взгляда на религию и веру, Кьеркегор пытается критиковать учение фило­софии об истине. Истина, по его мнению, — это добыча не ума, а воли, или, говоря его словами, «отважное предприятие». Такую истину способна дать, по Кьерке­гору, лишь религия. Но не всякая религия способна дать истину: только христианство дает основу для пра­вил поведения, так как только оно способно научить человека тому, что существует реально. Христианство, каким его представляет Кьеркегор, неразрывно связано с пессимизмом, с сознанием «греховности» человека. Это «христианство» Кьеркегора глубоко антирациона-листично, направлено на отрицание познания и разума. Религиозные представления Кьеркегора во многом расходились с официальной теологией датского протестантизма. Клерикалы осуждали учение Кьеркегора за его пессимистический характер. Кьеркегор отвергал официальный оптимизм и лицемерие протестантской Церкви. Однако эти расхождения Кьеркегора с господствующим протестантским клерикализмом не изменяют.сушества его философского учения. Это —расхождение внутри одного и того же религиозного лагеря, ведущего борьбу против материализма и.атеизма. Не удивитель­но.поэтому, что ныне протестантские теологи, так же как идеалисты-иррационалисты, видят в Кьеркегоре своего выдающегося предшественника.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 886. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия