Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Анти-Дюринг», «Людвиг Фейербах...» и других произведениях




В конце 70-х годов в рядах немецкой социал-демо­кратии некоторое влияние приобрели идеи Е. Дюринга, философия которого представляла собой эклектическую смесь вульгарного материализма и идеализма. Теории научного социализма Дюринг противопоставил идею о социализме, исходящую из отвлеченного принципа cnpaведливости, открыто выступил против марксистской теории революции и диктатуры пролетариата и их фило­софского обоснования — диалектического и исторического материализма. Дюрингу потворствовали оппортунистические элементы в немецкой социал-демократической партии. Мост, Бернштейн и другие противники револю- ционного марксизма стремились заменить марксистский материализм дюрингианством, популяризируя его идеи. Даже В. Либкнехт и А. Бебель вначале сочувственно относились к Дюрингу и не сразу поняли враждебность его взглядов марксизму.

Основоположники марксизма считали обходимым обосновать и изложить главные принципы современного материализма и тем самым нанести удар по буржуаз­ной философии. Эту задачу и выполнил Энгельс в своих работах «Анти-Дюринг» (1878) и «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886). Ру­копись «Анти-Дюринга» была просмотрена и одобрена Марксом, который написал десятую главу II отдела, по­священную разбору экономических вопросов. Структура книги соответствует содержанию основных частей марк­сизма: диалектического материализма, экономического учения Маркса и научного социализма. В этом труде Энгельс подверг критике Дюринга по коренным вопро­сам философской науки: о предмете философии, о ее методе и принципах, о единстве мира, о пространстве и времени, о движении и его формах, о теории познания. Были проанализированы теоретические проблемы есте­ствознания.

В «Анти-Дюринге» Энгельс критиковал кантианство, философию Гегеля, вульгарный материализм. Но главное в этом произведении — обоснование и разработка важ­нейших проблем марксистской философии, коренных во­просов социологии и социализма. «...Здесь,— замечает В. И. Ленин,— разобраны величайшие вопросы из облас­ти философии, естествознания и общественных наук» (И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 2, стр. 11).

В «Анти-Дюринге», со всей глубиной раскрывающем революцию, совершенную основоположниками марксизма в философии. Энгельс показывает неразрывную связь диалектического матери­ализма с научным социализмом и экономическим уче­нием Маркса. Излагая основные положения пролетар­ского мировоззрения, Энгельс главное внимание уделя­ет выяснению диалектического характера марксистского материализма, подчеркивая его принципиальное отли­чие от предшествовавшего, метафизического материа­лизма.

Марксистскую диалектику Энгельс рассматривает как итог развития философии и естествознания и обоб­щения объективных законов природы и общества. Рас­крывая положение о диалектике как аналоге действительности он писал: «...для меня дело могло идти не том, чтобы внести диалектические законы в природу извне, а в том, чтобы отыскать их в ней и вывести их из нее» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 12). Энгельс определяет диалектику как науку о всеобщих законах движения и развития природы, об­щества и человеческого мышления. В категориях и по­нятиях человек отражает объективные законы природы и общества, всеобщую связь, взаимозависимость и раз­витие явлений мира.

Энгельс подверг критике порочную методологичес­кую позицию Дюринга, который в своей претенциозной «философии действительности» объявил, что при объяс­нении внешнего мира нужно исходить из «первоначаль­ных принципов», выведенных из мышления. Показывая, что метафизический метод Дюринга представляет со­бой воскрешение априорного метода кантианства, Эн­гельс отмечает, что в действительности общие принципы не исходный пункт, а заключительный результат иссле­дования. Принципы правильны лишь постольку, по­скольку они согласуются с закономерностями природы и истории.

Обобщая итоги развития философии, естествознания, экономической и исторической наук, Энгельс раскрывает основные законы материалистической диалектики и по­казывает их действие в различных областях знания и деятельности людей. К основным законам диалектики он относит закон единства и борьбы противоположно­стей, закон перехода количества в качество и обратно, закон отрицания отрицания. Каждый из этих законов отражает существенные стороны единого процесса раз­вития природы и общества.

В противоположность дюринговской метафизике, согласно которой первоначальным состоянием мира была абсолютная неподвижность, а конечным состоянием его — уравновешенное движение, Энгельс указывает движение как на форму существования материи. «Материя без движения так же немыслима, как и движение без материи. Движение поэтому так же несотворимо и неразрушимо, как и сама материя — мысль, которую прежняя философия (Декарт) выражала так: количеств
имеющегося в мире движения остается всегда одним и
тем же. Следовательно, движение не может быть создано, оно может быть только перенесено» (Там же, стр.59). Материя находится в бесконечном движении и развитии. Это движение имеет диалектический характер. Всем явлениям и процессам в природе и обществе свойственны внутрен­ние противоречия. Энгельс иллюстрирует это положение марксистской диалектики примерами из различных областей познания природы — механики, математики, био­логии и т. д. Он показывает, что противоречия сущест­вуют объективно, они заключены в самих вещах. С точ­ки же зрения метафизики такое утверждение бессмыс­ленно. Поэтому для метафизики движение совершенно непостижимо. Она не в состоянии понять переход от по­коя к движению.

Движение, изменение и развитие находят свое выра­жение в диалектических законах. Первый закон диалек­тики — закон единства и борьбы противоположностей. Противоречия составляют источник развития всех явле­ний мира. Уже простое механическое движение, не гово­ря о высших формах движения, содержит в себе проти­воречие. Касаясь развития органической жизни и его источника, Энгельс говорит: «...жизнь тоже есть суще­ствующее в самих вещах и процессах, беспрестанно само себя порождающее и себя разрешающее противоречие, и как только это противоречие прекращается, прекра­щается и жизнь, наступает смерть» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр 121,стр. 123.)

Энгельс указывает на многообразие форм единства и борьбы противоположностей, отмечая антагонистический характер социальных противоречий в классовом обще­стве, основанном на частной собственности. Он подчер­кивает необходимость конкретного подхода к различным формам противоречий и их разрешению.

В связи с анализом закона развития путем борьбы противоположностей в «Анти-Дюринге» ставится вопрос о соотношении диалектики и формальной логики. «По­ка,— писал Энгельс,— мы рассматриваем вещи как по­неся и безжизненные, каждую в отдельности, одну и с другой и одну вслед за другой, мы, действитель­но, не наталкиваемся ни на какие противоречия в них» (Там же,стр.123). В этом случае действуют правила обычной, формальной логики. Но когда мы начинаем рассматривать явления в движении и изменении, мы наталкиваемся на противоречия. Их может отразить только диалектика, диалектическая логика. Энгельс говорит, что соотношение ло гики формальной и логики диалектической аналогично соотношению математики постоянных величин и математики переменных величин.

Второй закон диалектики — закон перехода количест­ва в качество и обратно — также имеет объективный универсальный характер. Энгельс показывает это при­мерами, взятыми из самых различных областей научно­го познания. Закон перехода количества в качество гла­сит, что каждое качественное изменение в природе и об­ществе есть результат количественных изменений и что переход от одного качества к другому совершается че­рез перерыв постепенности, через скачок. Происходит и обратный процесс — превращение качественных измене­ний в количественные.

Третий закон диалектики — закон отрицания отрица­ния — также весьма общий и широко действующий за­кон в природе, обществе и мышлении; он отражает ста­дии развития явлений от низшего к высшему, от просто­го к сложному, от старого к новому. Каждое явление действием внутренних противоречивых сил порождает свое собственное отрицание, В диалектике отрицать, за­мечает Энгельс, не означает объявить вещь несущест­вующей или произвольно уничтожить ее. Диалектичес­кое отрицание не абсолютный разрыв нового со старым, а необходимый момент связи в развитии.

Отрицание выражает внутреннее своеобразие разви­тия явления, переход его в свою противоположность. Для каждой категории предметов существует свой, осо­бый способ отрицания. В процессе развития происходит не одно отрицание, а последовательная смена одних от­рицаний другими. Одну из существенных сторон закон; отрицания отрицания Энгельс видит в том, что на выс­ших стадиях происходит как бы возвращение к низшим, с повторением некоторых черт старого, Энгельс рассматривает отрицание отрицания как общую форму развития путем противоречий от начальной стадии до ее завершающей, как итог поступательного развития.

Все основные законы диалектики взаимно связаны и
обусловливают друг друга. В реальных процессах они
действуют одновременно.

Опровергая метафизическую концепцию Дюринга о познании как постижении истины в последней инстанции, Энгельс излагает марксистскую теорию познания. Познание отражает вечно развивающуюся природу бесконечным многообразием связей. Анализируя диалектику абсолютного и относительного, истины и заблуждения в познании, Энгельс отмечает; «Истина и заблуждение, подобно всем логическим категориям, движу­щимся в полярных противоположностях, имеют абсолютное значение только в пределах чрезвычайно ограниченной области» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч, т. 20, стр. 92.)Многочисленными примерами из естествознания и истории он опровергает тезис Дюрин­га об окончательной истине в последней инстанции, о существовании неизменного и абсолютного знания и под­черкивает относительный характер познания. Нельзя, говорит Энгельс, «прилагать мерку подлинной, неизмен­ной, окончательной истины в последней инстанции к таким знаниям, которые по самой природе вещей либо должны оставаться относительными для длинного ряда поколений и могут лишь постепенно достигать частично­го завершения, либо даже (как это имеет место в космо­гонии, геологии и истории человечества) навсегда оста­нутся неполными и незавершенными уже вследствие не­достаточности исторического материала...» (Там же). Человечес­кое познание не ограниченно по своей природе, но оно исторически ограниченно на каждом этапе своего раз­вития и для каждого отдельного человека.

Касаясь так называемых вечных истин, отыскание которых Дюринг считал главной задачей познания, Энгельс: пишет, что «вечные истины» как истины факта, как некоторые ограниченные по своему содержанию сужде­ния существуют. Но в познании идет речь не о таких ис­тинах, а об истинах, раскрывающих различные стороны и связи бесконечно развивающегося мира. Энгельс, оп­ровергая аргументацию неокантианцев и других агностиков, обосновывает тезис марксизма об объективном характере познания и разрабатывает вопрос о практике как основе познания. Наши восприятия и суждения, поскольку они соответствуют предметному миру, истинны. Если бы они были ложны, то предпринимаемые на основе их наши действия приводили бы к неудаче. Практика дает доказательство истинности познания. Лучшим опровержением всех домыслов агностиков служит практическая деятельность человека.

Разработка Энгельсом вопросов философии»

В произведении «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» и других своих работах Энгельс уделил большое внимание вопросам истории философии, разработав ряд важных проблем историко-философской науки. Разработка их стала методологической основой марксистской истории философии как науки.

Энгельс дал классическое определение основного во­проса философии: «Великий основной вопрос всей в особенности новейшей, философии есть вопрос об отно­шении мышления к бытию. (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 21, стр. 282.). Это позволило строго на­учно подойти к определению предмета философии и ис­тории философии и установить важнейшую закономер­ность ее развития — борьбу между материализмом и идеализмом на протяжении всей многовековой истории философской мысли. Открытие Энгельсом этой законо­мерности развития философии дало научный, объектив­ный критерий для оценки философских учений.

Энгельс подверг критике идеалистические концепции, рассматривающие историю философии как историю раз­вития идей, независимую от социальной и экономиче­ской истории общества. Он показал, что развитие фило­софии определяется в конечном счете ходом развития социально-экономических отношений, складывающихся в обществе, что философов «толкало вперед главным образом мощное, все более быстрое и бурное развитие естествознания и промышленности» (Там же, стр. 285) и что философия представляет собой одно из идеологических средств борьбы между классами в обществе. Вместе с тем Энгельс выдвигает тезис об относительной самостоятель­ности развития философского знания, об исторической преемственной связи философских идей. Философия каждой эпохи располагает мыслительным материалом прошлого, из которого она так или иначе исходит. Только при таком подходе к истории философии, когда принимается во внимание и логика развития самих идей, можно объяснить тот факт, почему страны более отсталые в экономическом отношении в отдельные пepиоды могли играть в философии первенствующую роль. Энгельс резко критикует немецкого буржуазного социолога П. Барта, который рассматривал историю философии как «кучу развалин разрушенных систем». Исто­рия философии есть история познания.

Исключительно важное методологическое значение для историко-философской науки имеет положение Энгельса о принципиальном различии домарксовского и диалектического материализма. Анализируя француз­ский материализм XVIII в., Энгельс вскрывает истори­ческую ограниченность всего старого материализма. Он отмечает три основных его недостатка: 1) этот материа­лизм был преимущественно механистическим; 2) ему был свойствен метафизический, антидиалектический ме­тод мышления и 3) для него было характерно идеали­стическое понимание общественных явлений.

Диалектический материализм — высшая форма ма­териализма, он «представляет собой не простое восста­новление старого материализма, ибо к непреходящим основам последнего он присоединяет еще все идейное содержание двухтысячелетнего развития философии и естествознания, как и самой этой двухтысячелетней ис­тории» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 142) Энгельс приходит к выводу, что с каждым со­ставляющим эпоху открытием в области естествознания материализм неизбежно должен изменять свою форму. Это положение подтверждается всем последующим хо­дом развития диалектического материализма.

Большое значение для историко-философской науки имеет разработка Энгельсом вопроса об истории разви­тия диалектического мышления. Осмысление процесса развития диалектических идей в истории философии — сложная, но необходимая задача, без решения которой невозможно раскрыть процесс развития человеческого познания. Прогресс познания был связан с обогаще­нием его диалектическими идеями. В истории филосо­фии этот процесс прерывался, делал большие отступле­ния, но прогресс несомненно был. Несмотря на господ­ство метафизического способа мышления в XVII в. тогдашняя философия имела, по выражению Энгельса, блестящих представителей диалектики (Декарт и Спиноза). Французский материалист Дидро развил ряд диалектических идей. Диалектика на идеалистической основе была разработана в системах немецкой классической философии конца XVIII — начала XIX в Новой, научной формой диалектики явилась марксистская, материалистическая диалектика. Раньше диалектика cтихийно прокладывала себе путь в научном познании на определенном этапе развития науки и общества возникла необходимость сознательного отображения диалектических процессов в природе, обществе и самом мышлении.

Создание диалектического материализма есть, с одной стороны, результат коренной переработки гегелев­ской философии и преодоления односторонности мате­риализма Фейербаха, с другой — результат глубокой: анализа огромных успехов естествознания в XIX в.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 177. Нарушение авторских прав

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2018 год . (0.001 сек.) русская версия | украинская версия