Категории исторического материализма
Разрабатывая исторический материализм как теорию и метод исследования общественно-исторического процесса, Маркс и Энгельс, с одной стороны, выявляют наиболее общие законы общественного развития, с другой стороны, они исследуют качественно отличные друг от друга исторические эпохи, общественно-экономические формации, изучение которых составляет главную задачу марксистской науки об обществе. Решая первую задачу, Маркс показывает, что все исторические эпохи развития общественного производства имеют определенные общие черты, которые должны быть выделены и обобщены. «Производство вообще - это абстракция, но абстракция разумная, поскольку она действительно выделяет общее, фиксирует его и потому избавляет нас от повторений» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 12, стр. 711). Анализ этих общих черт показывает, что они по-разному проявляются в различные исторические эпохи. Одни из этих общих черт принадлежит всем эпохам, другие — лишь некоторым; одни из них составляют необходимое условие всякого производства, другие — лишь определенных его исторических форм. С этой точки зрения Маркс рассматривает, в частности, взаимосвязь производства и потребления как одну из наиболее общих социологических закономерностей. Производство — основа потребления не только потому, что оно создает предметы, которые затем потребляются, но и потому, что сама потребность в определенных предметах производства всегда развивается и удовлетворяется благодаря развитию производства. С точки зрения идеализма потребности предшествуют производству, поскольку идеализм понимает человеческие потребности абстрактно, не учитывая их конкретной исторической формы. Материалистическое понимание истории, напротив, исходит из того, что потребности в их конкретной исторической форме как определенные потребности в определенных предметах (а не потребности вообще) представляют собой продукт производства. «Не только предмет потребления, но также и способ потребления создается, таким образом, производством, не только объективно, но также и субъективно» (К.Маркс и Ф.Энгельс, Соч., т.12 С.718). Исследуя диалектику производства и потребления, Маркс показывает, что потребление не пассивное следствие производства. Во-первых, само производство есть потребление рабочей силы и определенных предметов сырья. Во-вторых, потребление создает потребность в новом производстве. И наконец, даже личное потребление также есть в основе своей процесс воспроизводства рабочей силы. Поэтому производство и потребление суть противоположности, диалектически связанные друг с другом и друг в друга превращающиеся. «...Производство есть непосредственно потребление, потребление есть непосредственно производство. Каждое непосредственно является своей противоположностью. Однако в то же время между обоими имеет место опосредствующее движение» (Там же. С. 717). Для гегельянца, замечает Маркс, нет ничего проще как отождествить производство и потребление из диалектического взаимопревращения этих двух сторон единoгo процесса. В действительности же диалектика производства и потребления не только не устраняет, но и постоянно воспроизводит различие между ними. Характеризуя наиболее общие особенности развития общества на всех стадиях его существования, Маркс вместе с тем указывает, что определения, общие всем историческим эпохам, недостаточны для понимания той или иной конкретной исторической эпохи. Отсюда вытекает необходимость конкретных социальных исследований, блестящие образцы которых дали Маркс и Энгельс. Буржуазные критики исторического материализма всегда пытались и пытаются ныне представить исторический материализм как некую универсальную схему общественно-исторического процесса, которая заранее, до конкретного исследования, устанавливает границы мировой истории, ее начало и конец. В действительности же исторический материализм представляет собой теоретическое подытожение всемирной истории, подобно тому, как марксистская гносеология есть теоретическое обобщение истории познания. Такое обобщение всемирной истории — необходимая теоретическая предпосылка для последующего исследования общественно-исторического процесса, но оно, конечно, не подменяет этого исследования. «Капитал» Маркса, так же как и исторические работы основоположников марксизма («Крестьянская война в Германии» Энгельса, «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» Маркса, «Революция и контрреволюция в Германии» Энгельса и т. д.), наглядно показывает, что и для самих основоположников марксизма исторически материализм служил в качестве теории и метода исследования общественной жизни. И не случайно поэтому и исторический материализм нашел свое дальнейшее развитие прежде всего в тех произведениях Маркса и Энгельса, которые посвящены конкретному исследованию определенных исторических периодов.
|