Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Развитие исторического материализма





Глубокий научный анализ превобытнообщинного строя был дан в книге Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), анализ дал возможность выяснить генезис многих общественных отношений классового общества. Энгельс указывает, что Л. Морган своим трудом «Древнее общество» (1887) дал ключ к пониманию первобытной истории человечества. Указанное произведение Энгельса не является простым изложением выводов из откры­тия Моргана, оно представляет собой дальнейший шаг к разработке важных проблем материалистического понимания истории. Энгельс писал, что «было бы не­лепо лишь «объективно» излагать Моргана, а не истолковать его критически и, использовав вновь достигну­тые результаты, изложить их в связи с нашими воззрениями и уже полученными выводами» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 36, стр. 123).

Открытию Моргана Энгельс дает научное, последова­тельно материалистическое обоснование, очищая концепцию от ряда идеалистических наслоений. Энгельс показывает, что первобытнообщинный строй не знал частной собственности, классового угнетения, эксплуатации, поскольку первоначально существовали произ­водственные отношения, основанные на коллективном пользовании средствами производства. Первобытнооб­щинные отношения соответствовали тогдашнему уровнюразвития производительных сил. Исходя из анализа эволюции способа производства, Энгельс объясняет возникновение и развитие общественных отношений и главных общественных институтов — форм брака, с собственности, государства.

Реальным основанием семьи, указывает Энгельс были имущественные отношения, изменения которых влекли за собой изменения в семейной жизни людей. Возникновение различных форм брачных отношений (от группового брака до моногамной семьи) с развитием определенных ступеней общественного производства. Возникновение рабовладельческого способа производства обусловило переход к моногамной семье.

Современные науки — история, этнография, археология и другие — расширили наши знания и представления о первобытнообщинном строе, выдвинули ряж новых плодотворных гипотез. Но все они подтверждают главные, принципиальные положения Энгельса о социальных отношениях в первобытной обшественно-экономической формации, за исключением вопроса об общей периодизации конкретных ступеней общинно-родового строя. Проблема периодизации нуждается в уточ­нение

На основе анализа развития способа производства при первобытном строе Энгельс показывает, как с раз­делением труда и обмена возникает частная собствен­ность и происходит разложение этого строя, появляются имущественные различия между отдельными главами семей. Эти экономические изменения взрывают старую коммунистическую общину, весь прежний уклад жизни. Одновременно с внутренним расслоением обще­ства на различные в экономическом отношении социаль­ные группы возникает рабство. Рост производительно­сти труда делает возможным использование труда ра­бов; в дальнейшем рабский труд становится основой развития производства в обществе. «Из первого круп­ного общественного разделения труда, — пишет Энгельс, — возникло и первое крупное разделение общества на два класса — господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, стр. 161). Такова закономерность развития пер­вобытнообщинного строя и превращения его в рабовла­дельческую общественно-экономическую формацию, в ко­торой возникают классовые противоречия и классовая борьба, и создается государство — организация господ­ствующего рабовладельческого класса. Своими исследо­ваниями Энгельс нанес удар по буржуазной социологии и историографии, опровергнув утверждения буржуаз­ных ученых о вечности частной собственности, классов и современной формы семьи.

В этот же период Маркс и Энгельс обогащают свое учение об общественно-экономических формациях поло­жениями о будущей высшей ступени развития человеческого общества — коммунизме. Исключительное значение имеют в этом отношении «Критика Готской программы» Маркса (1875) и «Анти-Дюринг» Энгельса.

В «Критике Готской программы» Маркс выдвинул и обосновал положение об исторической неизбежности особого переходного периода от капитализма к коммунизму. Революционное превращение последней антагонистической формации в новую, коммунистическую формацию предполагает такой период. «Между капиталистическими коммунистическим обществом, — пишет Маркс, лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и по­литический переходный период и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как рево­люционной диктатурой пролетариата» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 19, стр. 27 ). Вскрывая за­кономерности коммунистической формации, Маркс впер­вые указывает на две фазы ее развития: социализм и коммунизм. Основа различия этих двух ступеней — раз­ный уровень развития производительных сил, обуслов­ливающий разные формы распределения. При социа­лизме распределение продуктов будет происходить по труду, при коммунизме же каждый будет трудиться по способностям получать по потребностям. Труд пере­станет быть только средством для жизни, он станет первой ее потребностью.

Маркс и Энгельс отметили наиболее существенные особенности коммунизма: это будет общество без клас­сов, в нем исчезнут анархия производства, противопо­ложность города и деревни, физического и умственного труда. Только с этого времени человек будет сознатель­но управлять своей жизнью в обществе, опираясь па знание объективных законов.

В работах «Анти-Дюринг» и «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Энгельс дал глу­бокий анализ проблемы происхождения государства поставил вопрос о его дальнейших судьбах и опроверг тезис буржуазных теоретиков о «надклассовости» госу­дарства. В тот момент, указывает Энгельс, когда общество раскололось на классы, с исторической необходи­мостью возникло государство. Оно продукт непримиримости классов и их борьбы. К этому выводу Энгельс пришел, изучив историю возникновения афинского, древнеримского и германского государств. Государство вовсе не сила, навязанная обществу извне, оно и не воплощение нравственной идеи или разума. Государство прямой результат экономического и социального развития. Первые государственные образования сменяли самодеятельную общественную организацию первобытно-родового строя. Органы управления родовым обществом постепенно превращались в органы угнетения рода. Государство представляет собой организацию господствующего класса, который теперь имеет орудие для подавления и эксплуатации угнетенного класса. Античное государство было преимущественно государством рабовладельцев, феодальное государство—органом вла­сти помещиков. Касаясь буржуазного государства, Эн­гельс писал: «Современное государство, какова бы ни была его форма, есть по самой своей сути капитали­стическая машина, государство капиталистов, идеаль­ный совокупный капиталист» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 290).

Обобщая опыт Парижской коммуны, Маркс и Эн­гельс развивают дальше учение о буржуазном государ­стве и о диктатуре пролетариата. В предисловии к но­вому изданию «Манифеста Коммунистической партии» (1872) Маркс и Энгельс писали, что выдвинутая в нем программа «теперь местами устарела». Парижская ком­муна практически доказала, что пролетариат не может просто овладеть готовой буржуазной государственной машиной, он должен ее разбить, сломать. Пролетариат в процессе социалистической революции создает новое, пролетарское государство, государство типа Парижской коммуны.

Характеризуя основные задачи диктатуры пролета­риата, Энгельс в письме к американскому социалисту Ван-Паттену в 1883 г. указывал, что пролетариат с по­мощью завоеванной им государственной власти должен подавить сопротивление класса капиталистов и прове­сти то экономическое переустройство общества, без ко­торого революция может закончиться поражением (К.Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 36 С.9).

Энгельс показал неосновательность требования анархистов о «немедленной отмене» государства. Только тогда, когда не будет социальных классов, когда не будет господства одного класса над другим, не будет насилия, государство исчезнет. Энгельс выдвинул те­зис об отмирании государства при социализме, имея в виду победу социалистической революции во всех шах или по крайней мере в большинстве стран.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 578. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия