Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Пропаганда диалектического материализма Лафаргом и его борьбе против идеализма





 

Поль Лафарг (1842—1911) — один из виднейших революционеров, руководителей французского и меж­дународного рабочего движения, в течение многих лет был связан узами дружбы с Марксом и Энгельсом. Он был блестящим пропагандистом марксистской теории и, борцом за диалектический материализм и воинствующим критиком идеализма. В. И. Ленин видел в нем «одного из самых талантливых и глубоких распространителей идей марксизма…» . И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 20, стр. 387).

Лафарг сочетал большую организаторскую работу профессионального революционера с широтой литературно-публицистической и теоретической деятельностью. Им написан ряд марксистских исследований в области философии, по вопросам языкознания, литературной критики и этнографии. Характерная особенность его философских работ («Экономический детерминизм Кар­ла Маркса», «Религия капитала» и др.) — боевая пар­тийность, глубокая постановка им теоретических во­просов.

П. Лафарг обращает внимание на те существенные изменения, которые произошли в капиталистических странах в конце XIX в. Так, в работе «Американские тресты, их экономическое, социальное и политическое значение» он анализирует процесс образования капита­листических монополий, усматривая в этом «особую ста­дию капиталистической эволюции». Это дает ему воз­можность глубоко рассмотреть проблемы материалисти­ческого понимания истории.

Большое внимание Лафарг уделяет критике неокан­тианства, которое с конца XIX в. приобрело во Фран­ции сторонников среди виднейших представителей пра­вого крыла социалистической партии, например Жореса, усматривавшего в неокантианстве философскую основу социалистического движения. В 1895 г. Жорес в дискус­сии с Лафаргом выступил против материалистического понимания истории.

Лафарг в своей критике неокантианцев правильно раскрыл внутреннюю связь их теоретических взглядов с политическим оппортунизмом. Он писал, что неокан­тианцы, отвергающие классовую борьбу и выдвигающие «этический социализм», пытаются при помощи философии Канта отбросить материализм Маркса и Энгельса. В своей книге «Экономический детерминизм Карла Mapкса» Лафарг, подвергая критике Канта и его новейших сторонников, излагает теорию познания и диалектический метод Маркса, а также основы материалистического понимания истории. В диалектике Маркса он видит творческий метод, инструмент для исследования конкретных фактов. Марксизм, говорил Лафарг, отнюдь доктрина готовых правил и канонов.

Борьба против неокантианцев определила интерес Лафарга и к разработке важных проблем материалистической теории познания. Многие страницы его работ посвящены анализу отвлеченных понятий, абстрактных идей. На примерах истории древнегреческой и новой философии Лафарг показывает непрерывную борьбу, кото­рая велась между материализмом и идеализмом вокруг решения проблемы отвлеченных понятий. В связи с этим, он подвергает критике идеализм Платона, Декарта, Лейбница, Канта, Гегеля.

Лафарг справедливо подчеркивает, что решить воп­рос о происхождении понятий, идей можно только ис­ходя из открытого Марксом материалистического понимания истории. «Понятия прогресса, справедливости, свободы, отечества и т. д., как и аксиомы математики, — писал он, — не существуют сами по себе и вне опыта. Они не предшествуют опыту, а следуют за ним. Они не порождают исторических событий, а являются следст­виями социальных явлений, которые, развиваясь, соз­дают их, преобразуют и уничтожают. Они становятся движущими силами только потому, что они вытекают непосредственно из социальной среды» (П. Лафарг. Сочинения, т.III.М.-Л., 1931, стр.9-10).

В своей работе «Проблема познания» Лафарг иссле­дует соотношение чувственной и логической сторон по­знания. В познании человек пользуется не только одни­ми своими чувствами, но и разумом и практикой, вклю­чающей использование научных приборов. «Кантианцы и неокантианцы, — замечает Лафарг, — делают, таким образом, грубую ошибку, утверждая, что мы познаем и можем познавать свойства вещей только посредством наших чувственных впечатлений» (П.Лафарг., Проблема познания. Приложение к книге «Экономический детерминизм Карла Маркса».М., 1923, стр.318-319). Понятия субстанции, причинности и прочие «априорные категории» возникают у человека в ходе длительной исторической практики, так же как и все категории этики, социологии, полити­ческой экономии и естественных наук.

Лафарг критикует агностицизм Канта, опровергает его доводы о бессилии разума, указывая на непрерыв­ное расширение познавательных способностей человека по мере развития его практической деятельности. Ка­саясь классовой стороны вопросов теории познания Ла­фарг приходит к выводу, что пролетариату присуще мировоззрение, признающее объективность познания, современная же буржуазия нуждается в агностицизме ради укрепления своего господства. Ленин в «Материализме и эмпириокритицизме» отмечает правильность позиции Лафарга в критике им Канта.

Не все вопросы теории познания в равной степени глубоко и всесторонне рассмотрены Лафаргом. Некото­рые из них, например его трактовка соотношения чув­ственной и логической сторон познания или вопроса о практике, о применении диалектики в познании, нуж­даются в уточнении, а иногда и в поправках. Вопрос же о понятии Лафарг решает творчески.

Правильно усматривая в диалектике единственно на­учный метод познания всех явлений природы и общества, Лафарг в своих работах разъясняет диалектический ме­тод применительно главным образом к различным сто­ронам общественной жизни.

В статье «Эволюция — революция» Лафарг подвер­гает критике вульгарный эволюционизм О. Конта, Г. Спенсера и др. «Многие, в том числе ученые позити­висты, — пишет он, — думают, что эти две формы разви­тия— эволюция и революция — противоположны и вза­имно друг друга исключают; в действительности же они друг друга дополняют» (П. Лафарг. Сочинения, т. I. М. — Л., 1925, стр. 271). Революционная форма разви­тия подготовляется эволюционными изменениями. Это всеобщий закон развития природы и общества.

В работах, посвященных вопросам исторического ма­териализма, Лафарг отмечает, что человечество разви­вается в условиях естественной среды и среды искус­ственной, создаваемой в процессе общественной жизни. Последняя включает в себя экономические, социальные, политические и идеологические общественные отношения Определяющей силой общественного развития являете способ производства. Нельзя применять законы природы, к объяснению истории человечества, как это делают социал-дарвинисты. «Борьба за существование, проповедуемая господами дарвинистами, — пишет Лафарг, — может объяснить развития человеческих обществ, потому что люди живут в других условиях, чем животные и растения» (П. Лафарг. Сочинения, т. III, стр. 447).

В историческом материализме Лафарг усматривает теорию, раскрывающую законы развития и гибели капитализма и тем самым показывающую пролетариату пути и средства достижения социализма. «Экономический материализм (марксизм. — Авт.) призывает пролетариат цивилизованных стран к восстанию. Он учит тому, что последний освободится лишь тогда, когда он разо­бьет экономическую форму капиталистического общества» (Лафарг. Сочинения, т. III, стр. 433).

Особое место в произведениях Лафарга занимает обоснование марксистской теории классовой борьбы и государства. Лафарг решительно выступает против ре­визионистского тезиса Бернштейна, Малона и других о постепенном врастании капитализма в социализм, рез­ко критикует буржуазный парламентаризм и буржуаз­ную демократию, доказывая, что революции пролетариа­та представляют собой исторически неизбежный путь развития общества.

Лафарг был пропагандистом марксистского учения о диктатуре пролетариата. «В тот день, — писал он, — когда пролетариат Европы и Америки овладеет госу­дарством, он должен будет организовать революцион­ную власть и диктаторски управлять обществом, пока буржуазия не исчезнет как класс, т. е. пока не будет закончена национализация орудий производства (бан­ков, железных дорог, фабрик, копей, заводов и проч.)» (П. Лафарг. Сочинения, т. I, стр. 90).

Излагая материалистическое понимание истории, Ла­фарг анализирует проблему морали и религии и обосно­вывает пролетарский атеизм. Он опровергает идеалисти­ческое учение о врожденности моральных идей. Этиче­ские представления исторически меняются. Так, понятия справедливости и несправедливости возникают с появле­нием частной собственности и изменяются по мере ее раз­вития. С развитием социально-экономических отношений в обществе меняется и содержание нравственного идеала. Мораль господствующих классов антагонистического общества соответствует их интересам и потребностям и всячески навязывается угнетенным классам. На конкретном этнографическом и историко-литературном материале Лафарг показывает эволюцию религиозных представлений в зависимости от экономических и социальных отношений. В своих талантливо написанных памфлетах «Пий IX в раю», «Религия капитала» он убедительно доказывает, что в современную эпоху религия защищает основы капиталистического общества. Религию он называет духовным средством угнетения трудящихся масс.

Работы Лафарга не свободны от недостатков и не­которых ошибок. Так, в его взглядах на государство за­метно влияние анархо-синдикализма; он недооценивал роль парламентской борьбы. В целом, однако, Лафарг в коренных вопросах классовой борьбы и революции стоял на правильных позициях.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 667. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия