Критика идеализма и вульгарного эволюционизма ревизионистов
Особенно важное значение пропаганды и защиты диалектико-материалистического мировоззрения имели работы Плеханова 1898—1902 гг., направленные против неокантианской ревизии марксизма: «Бернштейн и материализм», «Конрад Шмидт против Карла Маркса и Фридриха Энгельса», «Материализм или кантианизм» и другие, а также статьи против П. Струве. В. И. Ленин писал в 1908 г. об этих работах Плеханова: «...единственным марксистом в международной социал-демократии, давшим критику тех невероятных пошлостей, которые наговорили здесь ревизионисты, с точки зрения последовательного диалектического материализма, был Плеханов» (В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 17, стр. 20). Плеханов в своих работах подверг критике ревизионистские взгляды Э. Бернштейна, К. Шмидта и других отступников от марксизма, пытавшихся подменить диалектический материализм Маркса и Энгельса вульгарным эволюционизмом и кантианским идеализмом. Особенно резко критиковал он Бернштейна за отступление от Марксовой теории классовой борьбы и учения с революции, указывая, что отказ оппортунистов от диалектики был связан с их переходом в лагерь защитников, апологетов буржуазного строя. Плеханов бороля. также против той разновидности ревизионизма в русском рабочем движении, какой был «экономизм» теорией стихийности и отрицанием политической и идеологической борьбы. Его сборник материалов об «экономистах» (так называемый «Vademecum»)— это, по словам Ленина, «прямо-таки вопль против пошлого экономизма, против «стыда и позора» социал-демократии» (В.И.- Ленин. Полн. собр. соч., т. 46, стр. 35). Плеханов, хотя и с опозданием на несколько лет, выступил в 1901 —1902 гг. против «легального марксизма» Струве, который, как отмечал Ленин, явился «отражением марксизма в буржуазной литературе», разновидностью неокантианской ревизии марксизма. В статьях против Струве Плеханов показал, что в современную историческую эпоху, так же как и в прежних обществах, вопреки метафизическим утверждениям Струве, прогресс общественного развития совершается не путем «притупления» противоречий в обществе, не посредством реформ, а путем классовой борьбы, ведущей к скачкам, социальным революциям. «...В прогрессирующих обществах, — писал Плеханов, — рост противоречии между новыми общественными потребностями и старым общественным строем сопровождается обыкновенно обострением борьбы...» (Г.В.Плеханов Избранные философские произведения в пяти томах, т.II, М., 1956, стр.527). Идеалы же «легальных марксистов», твердивших о своем стремлении к «непрерывному прогрессу», заявлял Плеханов, «не идут дальше «непрерывного» штопанья дыр капиталистического общества» (Там же, стр. 619). Критикуя пошлый эволюционизм Струве, который утверждал, будто «интеллект не терпит скачков» и потому их не может быть в жизни, Плеханов писал: «Если понятие — социальная революция — несостоятельно ному, что природа скачков не делает, а интеллект их не терпит, то очевидно, что эти решительные доводы должны в одинаковой мере относиться как к революции буржуазии, так и к революции пролетариата. если революция буржуазии давно уже совершилась, смотря на то, что скачки «невозможны», а изменения непрерывны», то у нас есть все основания думать, что в свое время совершится и революция пролетариата...» (Там же, стр. 604). Плеханов стремится оградить рабочее движение от проникавших в него идеалистических и метафизических воззрений, носящих консервативный, буржуазный характер. «Нынешний идеолог рабочего класса, — утверждал он, — не имеет права быть равнодушным к философии. Особенно у нас на Руси. Теоретики нашей буржуазии довольно умело облекают в философский покров антипролетарскую часть своих воззрений. Чтобы победить их, надо уметь бороться с ними философским же оружием... Философский покров, облекающий антипролетарскую часть нынешних буржуазных теорий, насквозь пропитан идеализмом. Философский идеализм является теперь консервативным (в социальном смысле) духовным оружием» (Г. В. Плеханов. Соч., т. XVIII, стр. 294).
|