Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Критика махизма и других идеалистический течений XX в





Плеханов, выступив в 1882 — 1883 гг. как воинствующий материалист в философии, активно боролся за научное материалистическое мировоззрение в рабочем движении, особенно в период до 1903 г., до перехода на политические позиции меньшевизма. Он защищал философские основы марксизма и впоследствии, в годы реакции, после поражения революции 1905—1907 гг., хотя в работах этого времени были серьезные ошибки

В годы «лихолетья», после поражения первой русской революции (1907-1911), Плеханов написал ряд «Materialismus militans», «О так называемых религиозных исканиях», «Трусливый идеализм», «Скептицизм в философии», «Анри Бергсон», рецензии на Виндельбанда, Риккерта, Гершензона и других которых остроумно критиковал идеалистические учения реакционной буржуазии (берк­лианство и юмизм, неокантианство, прагматизм, интуити­визм и др.), философский ревизионизм махистов, бого­строителей и других отступников от марксизма.

Плеханов раскрывал социальные корни субъектив­но-идеалистического поветрия в философии начала XX в. Он убедительно доказывал, что, по мере того как данный общественный класс приближается к своему упадку, увеличивается доля бессознательного лицеме­рия, в результате которого мыслители господствующе­го класса отворачиваются от всего того, что могло бы помешать им отождествить полезное с истинным, за­тем к бессознательному лицемерию присоединяется со­знательное. Он приводил в качестве примера прагматистскую философию, сознательно извращающую действи­тельность путем отождествления полезного с истинным. Современная наука опровергает идеализм, и в част­ности философию Канта и неокантианцев. «Перенесем­ся, — писал Плеханов, — мысленно в ту эпоху, когда на земле существовали только весьма отдаленные предки человека, — например, во вторичную эпоху. Спрашива­ется, как обстояло тогда дело с

пространством, вре­менем и с причинностью? Чьими субъективными фор­мами были они в то время? Субъективными формами ихтиозавров? И чей рассудок диктовал тогда свои за­коны природе? Рассудок археоптерикса? На эти вопро­сы философия Канта не может дать ответа, И она дол­жна быть отвергнута, как совершенно несогласимая с современной наукой» (Г.В.Плеханов Избранные философские произведения в пяти томах, т.I, стр. 484-485).

Позитивисты и некоторые другие идеалисты утвер­ждали, что поскольку каждый шаг в усовершенствова­нии орудий труда требует новых усилий человеческого ума, то ум есть главный двигатель исторического про­гресса. Плеханов утверждал, что человеческий разум, объявленный идеалистами демиургом истории, в действительности не есть главный ее творец. Опровергая точку зрения идеализма, он доказывал, что, действуй на природу, человек изменяет свою собственную г роду. Он развивает все свои способности, в том числе, способность к «деланию орудий». Но в каждое данное время мера этой способности определяется мерой уже достигнутого развития производительных сил. «Раз ору­дие труда становится предметом производства, самая возможность, равно как большая или меньшая степень совершенства его изготовления, целиком зависит от тех орудий труда, с помощью которых оно выделывается» (Г.В.Плеханов Избранные философские произведения в пяти томах, т.I, стр.615).

Плеханов проводит четкое различие между закона­ми мышления и законами объективного мира, в то же время, не допуская отрыва этих двух рядов законов друг от друга, доказывая первичность объективных за­конов по отношению к их отражению в сознании чело­века. «Что в развитии человеческой мысли, — говорит Плеханов, — точнее сказать, в сочетании человеческих понятий и представлений, есть свои особенные зако­ны — этого, насколько нам известно, не отрицал ни один из «экономических» материалистов (так имено­вали народники марксистов. — Авт.). Никто из них не отождествлял, например, законов логики с законами товарного обращения. Но тем не менее ни один из ма­териалистов этой разновидности не находил возмож­ным искать в законах мышления последней причины, основного двигателя умственного развития человечест­ва. Именно это-то отличает в выгодную сторону «эко­номических материалистов» от идеалистов и особенно эклектиков» (Г.В.Плеханов Избранные философские произведения в пяти томах, т.I, стр.615.)

 

Вопросы теории познания в сочинениях Плеханова

Вслед за Марксом и Энгельсом Плеханов защищает материалистическое положение о том, что человечеству под силу познать мир и это познание способно привести к объективной истине. Наше познание, говорит Плеханов, содержит в себе противоречие, ибо достигнутый в данный момент человечеством уровень знаний не окончательный и знания об окружающей нас действительности будут расширяться в ходе развития общества и науки. Но противоречия отнюдь не отрицают объективной истины, а ведут к ней. Открытия Коперника и Дарвина, открытия Маркса — образцы объективной истины.

Плеханов не рассматривал объективную истину как мертвую догму, как истину «в последней инстанции»; истина для него — процесс. «Но ведь не остановится же человеческая мысль на том, что вы называете открытием или открытиями Маркса?» — спрашивали Плеханова «Конечно, нет.— отвечает он. — Она будет делать новые открытия, которые будут дополнять и подтверж­дать эту теорию Маркса, как новые открытия в астрономии дополняли и подтверждали открытие Копер­ника» (Г.В.Плеханов избранные философские произведения в пяти томах, т.I, стр.669-670).

Критикуя попытки ревизионистов соединить «кусоч­ки» вульгаризированного ими материалистического по­нимания истории с кантианским или позитивистским идеализмом в решении основного вопроса философии Плеханов доказывал, что все стороны миросозерцания Маркса самым тесным образом связаны между собой. Нельзя поэтому произвольно удалять одну из них и за­менять ее теми или иными взглядами, выхваченными из совершенно другого мировоззрения.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 672. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Реостаты и резисторы силовой цепи. Реостаты и резисторы силовой цепи. Резисторы и реостаты предназначены для ограничения тока в электрических цепях. В зависимости от назначения различают пусковые...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия