Студопедия — Защита материалистической диалектики и применение ее к пониманию общества
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Защита материалистической диалектики и применение ее к пониманию общества






В своих трудах 1883—1903 гг., борясь с ревизионизмом, Плеханов выступает как горячий поборник материалистической диалектики, которую он представляет как ана­лог объективного мира, отражение объективных зако­нов природы и общества в понятиях человека. Он рас­сматривает диалектику как научный метод подхода к явлениям природы, общества, человеческого мышления, как теоретическое обоснование необходимости и зако­номерности революционных преобразований. Маркси­стская философия, ее метод, говорил Плеханов, «на ос­новании того, что есть и что отживает свой век... умеет судить о том, что становится (Г. В. Плеханов. Избранные философские произведена томах, т. I, стр. 441).

Обращаясь к истории диалектической мысли, Плеханов высоко оценил диалектику Гегеля как «алгебру прогресса», считая, что она относится к метафизике XVII—XVIII вв., как «высшая математика к арифметике застоя». Вместе с тем он видел коренное отличие материалистической диалектики Маркса от идеалистической диалектики Гегеля. Плеханов не раз говорил, что Маркс наследовал Гегелю, как Юпитер наследовал Сатурну, т. е. сместив его с престола. Диалектика «в философии Маркса... — писал он, — превратилась в полную противоположность того, чем она была у Гегеля. Для Гегеля диалектика социальной жизни, как и всякая диалектика конечного вообще, в последнем счете имеет мистическую причину, природу бесконечной абсолютного духа. У Маркса она зависит от совершенно реальных причин: от развития средств производства, которыми располагает общество» (Г. В Плеханов. Избранные философские произведения в пяти томах. Т..II, стр. 162).

Критикуя Бернштейна, Струве и других врагов диа­лектики, называвших ее гегелевской ловушкой, в кото­рую «попали» марксисты, и утверждавших, что она.«устарела», Плеханов доказывал, что общественное развитие в конце XIX — начале XX в. не только не «от­меняет» диалектики, но дает новые неопровержимые доказательства диалектического развития, отрицания старых, отживших форм жизни. «...Всякое явление, — утверждал Плеханов, — противоречиво в том смысле, что оно само из себя развивает те элементы, которые рано или поздно положат конец его существованию, превратят его в его собственную противоположность. Все течет, все изменяется, и нет силы, которая могла бы задержать это постоянное течение, остановить это вечное движение; нет силы, которая могла бы проти­виться диалектике явлений» (В. Плеханов. Избранные философские произведения в пяти томах, т.I, стр.566-567).

Революцию Плеханов считает неотвратимым зако­ном общественной жизни; в центре его внимания — закон перехода количественных изменений в качествен­ные, революционные преобразования, совершаемые путем скачка. Плеханов подвергает критике широко рас­пространившуюся в России и на Западе вульгарную метафизическую теорию «мирной и спокойной эволю­ции», которая отрицает наличие скачков в обществен­ном развитии и твердит, что в ходе развития общества противоречия «притупляются». Он показывает, что «ло­гика противоречия» находит подтверждение в борьбе классов, забывая о которой ничего нельзя понять в жизни общества, разделившегося на классы. Плеханов приводил в своих работах большое количество приме­ров, иллюстрирующих действие закона единства и борьбы противоположностей в явлениях природы и об­щества, показывал, что этот закон представляет собой всеобщий закон развития, относящийся не только к прошлому, но и к настоящему и будущему. Но в работах Плеханова еще не было показано, что закон единства и борьбы противоположностей — суть диалектики, ее ядро, главный, важнейший закон диалектики, обус­ловливающий собой все переходы, скачки, отрицание отрицания и т. д.

В трудах Плеханова содержится немало глубоких мыслей об отрицании отрицания, о диалектике формы и содержания, свободы и необходимости, о том, что ис­тина всегда конкретна, зависит от условий, времени и места и т. д. Мы находим у Плеханова многочислен­ные упоминания о диалектике процесса познания. В предисловии к книге Энгельса «Людвиг Фейербах...» Плеханов писал, что «без диалектики неполна, одностороння, скажем больше: невозможна материалисти­ческая теория познания» ( Г. В. Плеханов. Избранные философские произведения томах, т. III. M, 1957, стр. 83 ). Но эта его мысль, как и многие другие верные положения Плеханова, не была разработана в цельное учение о диалектике как тео­рии познания и логике. Плеханов раскрывал главным образом материалистическую сущность марксистской теории познания, но не обратил внимания на то, что диалектика и есть теория познания марксизма, а в этом суть дела (См. В. И.Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 321). На разработку материалистической диалектики как философской науки Плеханов не обра­щал должного внимания. В. И. Ленин отметил это, ска­зав, что Плехановым написано по философии около тысячи страниц, но собственно о диалектике как фи­лософской науке —ничего. К тому же Плеханов хоть и утверждал, что «истина всегда конкретна», но не все­гда следовал этому принципу диалектики. Так, при составлении программы РСДРП перед II съездом партии и особенно в меньшевистский период своей дея­тельности он нередко абстрактно, умозрительно решал вопросы русской революции, отвлекаясь от исторических особенностей развития России и русской революции, судя о них по аналогии с буржуазными резолюциями Запада.

При всех недостатках и ошибках в понимании Марксовой диалектики Плеханов в отличие от многих теоретиков II Интернационала видел, что философия Маркса и Энгельса не является простым продолжением материалистических учений прошлого, а отличается от них своим диалектическим характером и материалистическим пониманием истории. В своей речи «Философские и социальные воззрения К. Маркса» Плеханов показал, что «появление материалистической филосо­фии Маркса — это подлинная революция, самая вели­кая революция, какую только знает история человече­ской мысли» (Г.В.Плеханов. Избранные философские произведения в пяти томах, т.II, ср.450).

В труде «Очерки по истории материализма» (1896), который был ценной попыткой марксистской разработ­ки истории философии, Плеханов подверг критике ос­новные пороки домарксовского материализма. Он ука­зывал, что «метафизический материализм был револю­ционен только наполовину. Революция была для него только средством (и притом лишь ввиду отсутствия мирных средств) раз навсегда достигнуть надежной и спокойной гавани. Две души— увы! — жили в его груди, как у Фауста и у буржуазии, самыми передовыми представителями которой были материалисты XVIII столетия» (Там же, стр. 127). Плеханов показывал, что в отличие от домарксовского материализма диалектический материа­лизм есть философия изменения мира, что он обосно­вывает революционную деятельность пролетариата, опирающуюся на объективные законы общественного развития. «Диалектический материализм, — писал Плеханов, — есть философия действия».







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 730. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия