Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Разработка проблем эстетики





В трудах, посвященных проблемам эстетики («Письма без адреса», «Искусство и общественная жизнь» и др.), Плеханов применял Марксову теорию историче­ского материализма к эстетике, ярко и убедительно кри­тиковал идеалистические теории и реакционные течения современного буржуазного искусства. В «Письмах без адреса» он доказывал, что «отныне критика (точнее, на­учная теория эстетики) в состоянии будет продвигаться вперед, лишь опираясь на материалистическое понимание истории. Я думаю также, — говорил Плеханов, имея в виду русскую революционно-демократическую крику, — что и в прошлом своем развитии критика при­обретала тем более прочную основу, чем более прибли­жались ее представители к отстаиваемому мною истори­ческому взгляду» (Г. В. Плеханов. Избранные философские произведения в пяти томах, т. V. М., 1958, стр. 312).

Плеханов отстаивал точку зрения марксизма на искусство как на специфическую форму общественного сознания, развитие которой в конечном счете обусловлено трудовой деятельностью людей, зависит от эконо­мики общества. «Искусство всякого данного народа всегда стоит в теснейшей причинной связи с его эконо­микой, — писал он. — Поэтому, приступая к изучению искусства у первобытных народов, я должен сначала указать главнейшие отличительные черты первобытной экономики» (Г. В. Плеханов. Избранные философские произведения в томах, т. V, стр. 318.). С возникновением классов искусство зави­сит от хода классовой борьбы, которая воздействует на психологию борющихся классов. Искусство, по Пле­ханову, не обособленная сфера индивидуального твор­чества, а явление общественное. Объективным мерилом совершенства произведений искусства служит соответст­вие художественной формы произведения его содер­жанию, замыслу; единство формы и содержания — за­кон развития искусства. В противоположность идеали­стическим взглядам, согласно которым в искусстве вы­ражаются только чувства и нет места мысли, Плеханов подчеркивает познавательную роль искусства, считает его «мышлением в образах». «...Искусство, — писал Пле­ханов, — начинается тогда, когда человек снова вызыва­ет в себе чувства и мысли, испытанные им под влияни­ем окружающей его действительности, и придает им из­вестное образное выражение» ( Там же, стр. 285 ). Своеобразие искусства как формы общественного сознания состоит в том, что оно выражает чувства и мысли людей не отвлеченно, а в живых образах.

В своих работах Плеханов дал критический анализ формалистических течений искусства, проследил их идей­ный распад в современном буржуазном обществе, дока­зывал, что капитализм обесцвечивает искусство, зара­жает его буржуазным индивидуализмом, который закрывает от художников источники истинного вдохновения. Разлагающему искусству реакционной буржуазии Плеханов противопоставлял ростки передового реа­листического искусства, выражающего интересы рабе чего класса, народных масс.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 587. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...


Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия