Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Завершение первой формы позитивизма. Г. Спенсер





Во второй половине XIX в. позитивизм в его первой форме, представленный в работах Копта, Милля, Спен­сера, становится наиболее влиятельным течением бур­жуазной философии. Капитализм нуждается в естест­венных науках, но идеологи буржуазии заботятся о том, чтобы из данных естествознания не делались ма­териалистические иатеистические выводы. Позитивизм, ратующий за конкретные научные исследования, но утверждающий, что сущность явлений навсегда оста­нется непознаваемой, вполне удовлетворяет этим тре­бованиям.

В силу двойственности позитивизма, пытающегося способствовать прогрессу науки, допуская, однако, ирелигиозную веру, его роль в истории философии про­тиворечива. В странах с сильной материалистической традицией позитивизм выступает прежде всего как про­тивовес, противодействие материализму и играет в це­лом реакционную роль. В тех странах, где преобладает влияние церкви ирелигиозной философии (Италия, страны Латинской Америки, США и т. д.), позитивизм воспринимается многими передовыми людьми как дви­жение, освобождающее от засилья церкви и способст­вующее свободному научному исследованию.

Во второй половине XIX в. позитивизм выдвинул несколько довольно известных представителей: И. Тэна иА. Фуллье — во Франции, Р. Ардиго — в Италии Дж. Льюиса — в Англии, Ч. Райта — в США. Наиболее значительным влиянием пользовался английский философ Герберт Спенсер (1820—1903).

Особенность позитивизма Спенсера состоит в соединении общих принципов позитивистской философии, изложенных ранее Контом и Миллем, с идеей эволюции, понимаемой, однако, чисто механистически. Позитивизм Спенсера сочетает агностицизм и феноменализм (Феноменализм - субъективно-идеалистическое учение, согласно которому наше познание ограничено явлениями (феноменами) сознания)' в коренных вопросах философского мировоззре­ния со стихийно-материалистическим подходом к от­дельным проблемам специальных наук. В социальной концепции Спенсера идеалистическое понимание дви­жущих сил общественного развития, реакционная «ор­ганическая» теория общества, враждебность социализму и апологетика капитализма уживаются со стремлением разработать социологию как науку и с признанием за­кономерного характера социальной эволюции.

Агностицизм Спенсера

Главная установка философииСпенсера - принимать веру и зна­ние, науку ирелигию на почве агностицизма. Согласно Спенсеру, история религии показывает, что всякая религия покоится на признании абсолютной непостижи­мости той высшей силы, которая лежит в основе мира. Но, утверждает Спенсер, инаука неизбежно приходит к выводу, что «под всеми вещами скрывается непрони­цаемая тайна», что реальность, лежащая в основе всех явлений, навсегда останется неизвестной. Признание того, что ни религия, ни наука не в состоянии дать от­вет на коренной вопрос бытия, позволит, по мнению Спенсера, устранить конфликт между ними. Для того чтобы доказать бессилие науки, Спенсер анализирует понятия пространства, времени, движения, материи, силы, сознания, утверждая, что все эти понятия проти­воречивы и поэтому не дают действительного знания объективной реальности. Мы не можем, например, представить себе ни бесконечную делимость материи, ни существование ее неделимых частиц. Отсюда следует, что материя «в своей конечной природе так же абсолютно непонятна, как пространство ивремя» (Г. Спенсер.Сочинения. под ред. Рубакина, т.1. Основные начала, СПб., 1899, стр. 31).

Мнимые «доказательства» бессилия науки, развива­емые Спенсером, покоятся на ложных основах. Отдавая дань грубому эмпиризму, Спенсер смешивает представление и понятие. Так, например, правильно замечая, что нельзя представить себе ни беспредельное пространство, ни бесконечно протекшее время, он неправомерно утверждает, что их нельзя и мыслить, т. е. что мы не можем иметь понятие о бесконечности. Но мышление позволяет понять то, перед чем ощущение и представление оказываются бессильными.

Спенсер трактует все анализируемые им понятия метафизически. Разлагая их на абсолютные противоположности, он не в состоянии уловить их диалектиче­ское единство. Материя, как и пространство, и непре­рывна, и прерывна. Но Спенсер, мысль которого вра­щается в кругу метафизических противоположностей натолкнувшись на противоречие бесконечного и конеч­ного, прерывного и непрерывного, отказывается при-знать адекватность понятия, заключающего в себе это противоречие.

Справедливо указывая на ряд проблем, тогда еще не разрешенных наукой (например, «действие на рас­стоянии», природа тяжести, возникновение сознания и др.), Спенсер объявляет их абсолютно неразрешимы­ми. Он полагает, что наука не проникает в сущность вещей, а довольствуется знанием лишь внешних явлений и их постоянных и устойчивых отношений и связей, называемых законами. В конечном счете, согласно Спен­серу, наше познание исчерпывается познанием явлений (феноменов) сознания. Место реальных объектов и их отражения в ощущениях и мыслях у Спенсера занимают представления; яркие и живые представления суть «впечатления», а более слабые — «идеи». Отсюда истиной, по Спенсеру, оказывается не соответствие мыслеобразов объективной действительности, а лишь согла­сие между указанными двумя видами представлений. Признав коренные мировоззренческие проблемы философии неразрешимыми, Спенсер тем самым закрыл философии значительную часть области, которая считалась ее достоянием. Теперь, убеждает он, «философии осталась та же область, которая принадлежит и науке».(Г.Спенсер. Основные начала, стр.75).

Философия, по Спенсеру, в отличие от науки, которая представляет собой лишь отчасти объединенное знание, есть вполне объединенное знание, высший теоретический синтез.

По мнению Спенсера, сфера познаваемого — это проявления неведомой абсолютной силы. Наиболее общие истины, составляющие область «общей философии», должны быть сформулированы в терминах вещества, движения и силы. Трактовка этих понятий у Спенсера противоречива. С одной стороны, он считает их символами, поскольку они выражают не абсолютную силу, или реальность, а лишь ее действия. С другой стороны, он настаивает на том, что именно как проявления абсо­лютной реальности они не зависят от сознания человека и объективны.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 688. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия