Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Плеханов о проблемах истории философии





Считая важной задачей истории философской науки выяснение зависимости философской мысли в конечном счете от экономических отношений и боры классов, Плеханов видел специфическую роль истории философского знания в научном анализе самого про­цесса движения философской мысли, его внутренней ло­гики, т. е. закономерностей развития философии. «Преж­де чем ответить на вопрос, — заявлял Плеханов, — по­чему развитие идей совершалось тем или иным образом, надо сперва уяснить себе, как шло это развитие. В при­менении к предмету наших очерков это значит, что объ­яснить, почему материалистическая философия развива­лась так, как мы это видим у Гольбаха и Гельвеция в XVIII и у Маркса в XIX столетии, можно только после того, как ясно будет показано, чем была в действитель­ности эта философия, которую так часто понимали не­правильно и даже совершенно извращали» (Планов. Избранные философские произведения в пяти томах, т.II, С.35).

В исследовании истории философии, как и истории других идеологий, у Плеханова в центре внимания сто­ит проблема преемственности в развитии общественной мысли и духовной культуры человечества. Причины преемственности в развитии философских идей коре­нятся в потребностях экономической жизни и прогресса науки. Одни философские идеи прошлого, соответству­ющие интересам данного экономического развития, воспринимаются и продолжаются, другие — не прямо соответствующие этим интересам — могут быть крити­чески переработаны для создания новых идей. Некото­рые же старые философские идеи прошлого могут лишь тормозить развитие нового и потому отвергаются прогрессивными силами общества, но охотно берутся на окружение реакционными силами. Широко используя логический прием антитезы для объяснения развития философской мысли, Плеханов пытается доказать, что в каждую эпоху философия становится отрицанием, антитезой философских идей предшествующей эпохи (например, в XVIII в. философы во Франции были атеистам, их последователи, французские утописты XIX в., почти все были склонны к мистике); здесь он отдает известную дань схематизму.

Однако Плеханов предостерегал против вульгаризаторского, упрощенческого отождествления политических и философских взглядов, доказывая, что хотя они связаны между собой, но не каждый революционер в политике есть представитель передовой философии и не каждый сторонник реакционных социально-политиче­ских идей бывает реакционером в философии. Так, от­стаивая диалектику Гегеля от обвинений в реакцион­ности, Плеханов справедливо замечал: «...такие эпитеты, как реакционер или прогрессист, никоим образом не характеризуют теоретических заслуг или ошибок данного философа. Кто хочет уничтожить этого фило­софа во мнении мыслящих людей, тот должен опро­вергнуть теоретическую часть его учения. Только после опровержения этой части он имеет право указать на то практическое стремление или на то влияние обще­ственной среды, которое побудило мыслителя исказить истину или помешало ему додуматься до нее. При со­блюдении этого условия указание на политические сим­патии мыслителя (реакционер, прогрессист и т. д.) будет содействовать выяснению генезиса (происхожде­ния) его заблуждений» («Литературное наследие Г. В. Плеханова». Сб. V. стр. 172—173).

В противоположность вульгарным материалистам типа Шулятикова, которые видели лишь социальное назначение философских учений, но не понимали их познавательного смысла, Плеханов подчеркивал отно­сительную самостоятельность философии как специфи­ческой формы общественного сознания. Развитие фило­софских идей вытекает из «мыслительного материала», оставленного предшественниками, и связано с состоя­нием и уровнем развития других идеологий и науки. Если в конечном счете характер и содержание фило­софских идей зависят от экономической жизни обще­ства, то это не означает, что все философы господст­вующих классов сознательно извращали действитель­ность. И французские просветители, и представители классической немецкой философии, и многие другие мыслители прошлого были искренне убеждены в том, что их точка зрения на мир — единственно правильна: служит делу прогресса и развитию науки и т. д., но в силу исторической ограниченности своего времени своего класса они не могли еще дать адекватного знания мира и его законов.

Плеханов подверг критике буржуазные концепции истории философии (Ланге, Сури, Ибервега и др.), которые ограничивали предмет истории философии лишь историей развития онтологических и гносеологических воззрений; он показал, что неотъемлемой частью истории философии является история социологических, и эстетических и этических идей.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 545. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...


Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия