Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Объективный идеализм Шеллинга





 

Философия природы

 

Третий выдающийся представитель немецкого классического идеализма - Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775—1854). Он получил образование в духовной семинарии и в Тюбингенском универ­ситете. Первые его работы по философии природы привлекли внимание естествоиспытателей и философов. В 1798 г. Шеллинг был приглашен в Иенский универси­тет на должность профессора философии. В Иене он написал важнейшие натурфилософские сочинения. Впо­следствии Энгельс писал об этом периоде деятельности Шеллинга: «Его ум, находившийся в состоянии броже­ния, рождал тогда светлые, как образы Паллады, мыс­ли, и некоторые из них сослужили свою службу в позднейшей борьбе» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений, М., 1956.). Однако Шеллинг не оправдал надежд молодого прогрессивного поколения Германии. Он встал на сторону политической реакции. От фило­софии природы и учения о свободе, которые он разви­вал, применяя метод диалектики, Шеллинг переходит к реакционной философии религиозного откровения, к реставрации неоплатонической мистики.

В философской эволюции Шеллинга самый важный этап — разработка философии природы. В сочинениях этого времени важен и предмет исследований Шеллин­га, и метод его исследований. У Фихте природа рас­сматривалась не сама по себе, а только с точки зрения этики. Для Фихте все значение природы в том, что она противодействует нравственной деятельности, а послед­няя побеждает в человеке его природные склонности. Для Шеллинга, напротив, природа — самостоятельный предмет изучения. Следуя своему философскому инте­ресу и интересу в области естественных наук, он стре­мился поставить природу в центр исследования.

К исследованию природы Шеллинга привлек не только личный интерес. Период деятельности Шеллинга совпал с эпохой важных открытий в области физики, химии и физиологии. Шеллинг вводит эти идеи в свое учение о природе — в «натурфилософию». Это учение идеалистично: сама материя, па Шеллингу, духовна. Но вместе с тем он вносит в учение о природе идею разви­тия: природа, лишенная сознания, предшествует возник­новению сознания в человеке. Переход к сознанию идет через ряд все более высоких ступеней развития.

Философия природы Шеллинга часто вступала в про­тиворечие с результатами исследования специальных наук о природе. Поэтому она по своему содержанию быстро утратила свое значение с дальнейшими успе­хами естественных наук. Однако идеалистическое в своей основе воззрение Шеллинга на природу сыграло положительную роль: оно ограничивало господство­вавший в естествознании XVIII в. механицизм и вело к понятию о всеобщей связи явлений природы.

Самым важным достижением философии природы Шеллинга было введение диалектики в рассмотрение природы и ее явлений. До Шеллинга имелись лишь за­чатки диалектики в понимании природы; философы ог­раничивались общим понятием о естественном развитии, а самый ход развития природы понимался механи­стически. Шеллинг объявил необходимым условием исследования природы отыскание в природе реальных динамических противоположностей. Тем самым филосо­фия природы Шеллинга превращается в идеалистиче­скую диалектику природы.

Учение о диалектических противоположностях в при­роде Шеллинг дополнил учением о диалектике форм мышления в познании. Согласно Шеллингу, обычное ло­гическое мышление есть мышление рассудка. Оно дает нам познание низшее в сравнении с познанием, доступ­ным разуму. Формы разумного познания не умозаклю­чения и не доказательства, а непосредственное (интуи­тивное) созерцание предмета. Разум непосредственно усматривает в вещах единство противоположностей. Од­нако субъектом такого познания может быть, по Шел­лингу, только философский и художественный гений.

Критика рассудка, развитая Шеллингом, содержала в себе одновременно и рациональный смысл, и опасность превращения ее в отрицание рассудка и логики. Рациональный смысл этой критики состоял в подготовке диалектического учения о единстве противоположностей. К исходу XVIII в. Шеллинг пришел к выводу, что разработанная им философия природы решает только наполовину задачу построения философской системы. Кроме философии природы, принимающей за первичное объект, необходимо и другое учение: «Исходя от субъективного, как от первичного и абсолютного», необходимо показать, «как отсюда возникает объективное» (Ф. Шеллинг, Система трансцендентального идеализма. Л., 1936, стр. 14). Это так называемая трансцендентальная философия, натурфилософия и трансцендентальная философия делят между собой два единственно возможных, по Шеллингу, направления философствования.

Учение трансцендентальной философии Шеллинг из­ложил в «Системе трансцендентального идеализма» (1800). В ней субъективное рассматривается как пер­вичное и как единственная основа всей реальности. При этом Шеллинг разъясняет, что его «трансцендентальный идеализм» не есть учение субъективного идеализма. Че­рез все содержание «Системы трансцендентального иде­ализма» проходит мысль, что принятию за исходное по­ложение субъективного с одинаковым правом должно противопоставить в натурфилософии исследование, для которого первичным будет объективное. В «Системе трансцендентального идеализма» речь идет не о субъ­ективном процессе чувствования или мышления, а об особом орудии познания — о непосредственном созерца­нии разумом самого предмета. Такое познание Шеллинг называет «интеллектуальной интуицией».

Предпосылкой философии природы Шеллинга и его «трансцендентального идеализма» была мысль о тожде­стве духа и природы. В работе Шеллинга «Изложение моей системы философии» (1801) идея тождества про­возглашается основной проблемой всей философии. Здесь исходным понятием служит понятие абсолютного разума. Кроме него, утверждает Шеллинг, нет ничего. В абсолютном разуме субъект и объект неразрывно свя­заны, образуют «целостную неразличимость субъектив­ного и объективного». Разум перестает быть чем-то субъективным, а так как объект возможен только по отношению к мыслящему субъекту, то разум перестает быть и чем-то объективным. Философия приходит к ис­тинному «в себе» сущему, которое есть тождество субъ­ективного и объективного.

В абсолюте совпадают все противоположности, и в нем же кроется начало обособления и выделения (диф­ференциации) как основа его действительности. Само­сознание разума есть самосознание бога, ибо бог, по утверждению Шеллинга, и есть разум. Таким образом, задуманная как учение крайнего рационализма, система тождества в этих последних утверждениях становится на путь иррационализма и мистики.

В боге Шеллинг видит прежде всего личность. Разли­чие между богом и человеком в том, что в боге его личность и свобода бесконечны, а в человеке ограниче­ны. Философия природы Шеллинга имела, как было сказано, прогрессивное значение, но вся его философская система в целом превращается приблизительно с 1815 г. в реакционное учение — в «философию мифоло­гии и откровения».

Разрабатывая «философию откровения», Шеллинг ополчается не только против своей же философии при­роды, он выступает даже против своих ранних взглядов на религию. В 1803 г. в своих «Лекциях о методе ака­демического изучения» Шеллинг обосновывал необхо­димость историко-критического метода исследования Библии. Теперь он выступает против этого метода.

Позиция Шеллинга в этот период была настолько реакционна, настолько шла вразрез с устремлениями передовой науки, что публичная пропаганда новой «фи­лософии откровения», начатая в 1841 г. с величайшей помпезностью и торжественностью в Берлинском универ­ситете, полностью провалилась. Шеллинг не только не нашел последователей, но и получил достойный отпор. В блестяще написанных памфлетах молодой Энгельс разъяснил сущность происшедшего поворота Шеллинга к религии и мистике, реакционное содержание «филосо­фии мифологии и откровения», ее полную







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 1271. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Реостаты и резисторы силовой цепи. Реостаты и резисторы силовой цепи. Резисторы и реостаты предназначены для ограничения тока в электрических цепях. В зависимости от назначения различают пусковые...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия