Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Неорационалистическис, реалистические, операциональные и постпозитивистские концепции научного знания





Во второй половине XX в. философско-методологические иссле­дования стали широко проводиться как в русле прежних философс­ких течений (позитивизм, прагматизм, диалектический материализм), так и в новейших направлениях методологической мысли (неораци­онализм, методологический детерминизм, конструктивизм и др.).

Наряду с диалектическим материализмом существовали и иные философские течения, развивавшие прямо противоположно позити­визму методологические и теоретико-познавательные концепции, согласно традиции, идущей от создателей панонтологических систем XVII в. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Одной из первых фунда­ментальных работ этого плана была " Природа мышления" Б. Бланшара[31], автор которой с позиций объективного идеализма подвергал резкой критике позитивизм и в русле рационалистической тради­ции развивал оригинальные представления по вопросам сущности познания, отношения знания к объекту, теории истины и природы заблуждения. В основе его концепции лежит понятие внутренних отношений. Их природой определяется характер и результаты по­знавательной деятельности. Проявляясь в необходимых связях и закономерностях, внутренние отношения обусловливают причинную зависимость свойств исследуемых объектов, присущих им явлений и процессов. Б. Бланшар опровергает представление о том, что при­рода отношений произвольна, не связана с характером объектов. Отсюда его резкое неприятие конструктивно задаваемых логико-язы­ковых структур, которые по определению не ориентированы на по­нимание и выражение внутренних отношений, фактов их " жизни". Гносеологическую ущербность этих средств научного поиска Б. Блан­шар видит в том, что они выносят отношения за пределы исследуе­мых объектов, считая, что добавление или устранение того или иного отношения в системе отношений объекта познания ничего в нем не меняет. В данной концепции ведущая роль отводится предметному анализу, а точнее изучению внутренних отношений исследуемого объекта, детерминирующих его параметры и характер операциональ­ных аспектов научного поиска.

Представления, заложенные Б. Бланшаром, получили дальнейшее развитие в различных версиях реализма — критическом, метафизи­ческом, научном. Наиболее оригинальной и фундаментальной явля­ется концепция, изложенная в двухтомном исследовании Д.М. Арм­стронга " Универсалии и научный реализм". Примечательна исход­ная позиция автора в полемике с представителями инструментализма. Он считает, что критика отдельных идей и подходов инструмента­лизма малодоказательна. Лучший способ критики — разработка фундаментальной философской теории познания, ассимилирующей данные науки. В соответствии с этим Д.М. Армстронг ставит целью обосновать существование универсалий и их отношений. Он доказы­вает, что в основе каждого свойства объекта лежит определенное внут­реннее отношение, и что сами отношения составляют наиболее важ­ный вид универсалий. Отмечая несостоятельность номиналистичес­кого подхода к универсалиям, Д.М. Армстронг подчеркивает, что все подлинные универсалии не являются чем-то определяемым, генети­чески производным, а сами выполняют роль доминирующего начала, проявляясь в причинных отношениях. Подобие универсалий, их оп­ределенная иерархия обеспечивают в научном сознании возможность перехода от частей к целому и в общем плане — выражение в теоре­тической форме объективной системы соотношений универсалий. Соответственно производными от характера универсалий и их соот­ношений оказываются методы (способы, приемы) исследования.

На фоне затяжных дискуссий о принципах, структуре и методах научного познания обнадеживающе были восприняты постулаты операционализма, хронологически и идейно контактирующего со всеми наиболее влиятельными западными философско-методологи-ческими течениями с момента его возникновения (1927 г.). Содер­жание разработанного его основоположником, видным американс­ким физиком П. Бриджменом метода операционального анализа, являвшего собой систему представлений о генезисе и структуре на­учного знания, механизмах позитивной эвристики и критического осмысления творческого пути и полученного результата, было по­нятно и близко умонастроениям физиков 20-30-х гг. XX в. Оно непосредственно соприкасалось с гносеологической проблематикой логического позитивизма, лингвистического анализа, инструмента­лизма, прагматизма. Позитивное использование метода операциональ­ного анализа было одним из условий возникновения генетической эпистемологии Ж. Пиаже.

Однако со временем основной постулат данного метода об опре­деляющем значении познавательных операций для генезиса поня тий (" понятие синонимично соответствующему классу операций") и всей системы научного знания в значительной мере утратил свою притягательность. Стало очевидным, что он отражает закономерности генезиса лишь одного из видов научных понятий, а именно, операци­ональных. Обнаружились практические и принципиальные затруд­нения при попытках его последовательного проведения как в самой физике, так и в других дисциплинах. Прежде всего, в семиотике, должной, по замыслу П. Бриджмена, объяснить и в конечном счете устранить возникшие трудности. Основное препятствие было связано с объяснением генезиса самих операций, поскольку элиминирова­лось эвристическое воздействие на этот процесс накопленного ранее знания, существующего в форме понятий (многие из которых не оп­ределены и не могут быть определены операционально). Способом модификации малопродуктивных и изобретения новых операций, по мнению П. Бриджмена, является метод проб и ошибок, что факти­чески не объясняет, а воспроизводит проблему генезиса операций. В итоге попытка создать всеобъемлющую концепцию научного зна­ния на основе, казалось бы, не оставляющего места для сомнений в его истинности гносеологического принципа, дала лишь дополни­тельные стимулы для дальнейших методологических исследований.

Одна из наиболее масштабных философско-методологических систем, ассимилирующая проблематику рационалистических направ­лений и операционалистской концепции, была разработана француз­ским философом Г. Башляром. Многогранность этой системы и факты творческой эволюции ее автора дали основание квалифици­ровать его как представителя нескольких течений: его объявляли сторонником диалектического материализма, постпозитивизма, кри­тического реализма. Однако это, прежде всего, один из основополож­ников неорационализма, в своем творчестве подвергший критике большинство современных ему философских течений (позитивизм, прагматизм, реализм, феноменологию, экзистенциализм) и обосновав­ший с позиций рационализма ряд фундаментальных принципов анализа научного познания: историзма, диалектизации, эквивалент­ности описаний, дополнительности, тотального синтеза, конструктив­ности. Рациональная активность субъекта, проявляющаяся в его це­ленаправленном воздействии на объект в ходе наблюдения, экспери­мента и технического конструирования, согласно Г. Башляру, не только находит подтверждение в ходе упомянутых познавательных действий, но еще в большей степени творит объект воздействия, струк турируя его по своим законам. По содержанию — это законы тех­нического творчества, генезис которых Г. Башляр не анализирует, постулируя их как что-то непосредственно данное, хотя и имеющее исторический характер. Они не отражают чего-либо существующего в природе. Их назначение — регулировать процессы создания ис­кусственной реальности, преодолевая сопротивление материи. Пос­леднего тезиса явно недостаточно для объяснения всего богатства взаимосвязей процессов познания природы и создания искусствен­ных объектов. Понятно лишь одно, что ведущее значение не только в структуре метода, но и в научном познании в целом приобретает операциональная сторона. Однако в отличие от представителей тра­диционного операционализма делаются попытки осмыслить ее гене­тические связи с предметным теоретическим знанием.

Одной из таких попыток явилась концепция " методологического детерминизма" Ж. Ульмо — последователя Г. Башляра и основопо­ложника " операционального реализма", — постулирующая зависи­мость объективных причинных связей от связей исследовательских операций и методов, посредством которых субъект конструирует объект познания, используя в качестве инструментов рациональные формы имеющегося знания (законы, модели, абстракции, формализмы и т.д.).

В русле позитивизма в 50-60-е гг. XX в. наблюдалось становле­ние принципиально нового методологического направления, возник­шего во многом из критики традиционного позитивизма и назван­ного постпозитивизмом (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейера-бенд, Л. Лаудан и др.). Это содержательно широкое и идейно неоднородное направление, ранних представителей которого (К. Поп­пер) относят одновременно к другому влиятельному направлению — критическому рационализму (неорационализму). Наиболее значи­мое влияние в научном и философском мире имели концепция " трех миров" и принцип фальсификации К. Поппера, концепция научных революций Т. Куна, исследовательских программ И. Лакатоса, науч­ной традиции П. Фейерабенда.

В своей концепции " трех миров" К. Поппер постулирует незави­симое существование, во-первых, мира физических объектов (физи­ческих состояний); во-вторых, мира мыслительных (ментальных) состояний сознания; в-третьих, мира объективного содержания мыш­ления, представленного преимущественно продуктами научного твор­чества. " Третий мир" — это результат взаимодействия первых двух миров, содержание которого фиксируется в языке и обретает незави­симый от них объективный статус. Однажды возникнув в этом вы­соком качестве, оно в соответствии с интерналистским пониманием движущих сил развития науки, которого придерживается К. Поп-пер, оказывает решающее воздействие на деятельность ученых по приращению знания. Эта деятельность во многом замыкается на третий мир как свой естественный контекст.

Научное познание, согласно К. Попперу, есть непрерывный про­цесс замены менее удовлетворительных теорий более удовлетвори­тельными. Критериями удовлетворительности теории при этом вы­ступают правила и реализуемые по этим правилам процедуры ве­рификации и фальсификации. Верификация — это подтверждение научных теорий данными наблюдений и экспериментов. С каждым новым подтверждением теории становятся все более правдоподоб­ными. Фальсификация — это придание научным теориям (и гипо­тезам) такой логической формы, которая допускает их опровержение на основе данных наблюдений и экспериментов, с последующей реа­лизацией процедуры опровержения. Если теория опровергается опыт­ными данными, от нее необходимо отказаться. Целостное представле­ние о процессе развития научного знания, согласно К. Попперу, вклю­чает несколько основных элементов процессуального характера: постановка проблемы; выдвижение гипотез; оценка степени их фальсифицируемости; выбор предпочтительной гипотезы по критерию количества потенциальных фальсификаторов (опровергающих опыт­ных данных) — выбираются наиболее " рискованные" гипотезы; вы­ведение из выбранной гипотезы эмпирически проверяемых следствий и проведение необходимых наблюдений и экспериментов; отбрасы­вание гипотезы в случае ее фальсификации; временная поддержка гипотезы, если она не фальсифицируется; отбор в совокупности по­лученных опытных данных тех следствий гипотезы, которые имеют принципиально новый характер; решение о прекращении эмпири­ческих проверок; решение о принятии теории, разработанной на ос­нове гипотезы, успешно прошедшей процедуру фальсификации (за­мене ею ранее существовавшей теории).

Согласно К. Попперу, история научного познания представляет собой последовательность процессов выдвижения рискованных гипотез (смелых предположений) и их проверок (опровержений), т.е. история " перманентных революций", движущими силами которых выступают внутринаучные факторы. Образ революции для характе­ристики процессов развития научного знания впоследствии стал очень популярным, особенно после публикации книги Т. Куна " Структура научных революций".

Согласно философско-методологической концепции Т. Куна раз­витие научного знания может быть представлено как процесс пооче­редной смены периодов " нормальной науки" и " научных револю ций". Нормальная наука характерна тем, что деятельность ученых по приращению знания осуществляется по логически и содержа­тельно устоявшейся схеме — " парадигме" или " дисциплинарной матрице". В своем доминирующем смысле парадигма —- это способ (образец, модель) постановки и решения задач на основе существую­щей теории. В условиях нормальной науки работает парадигма, в основе которой лежат принятые научным сообществом общие по­ложения (" метафизические части парадигм" и " символические обоб­щения"), ценностные установки относительно определенных форм знания (например, количественные предсказания оцениваются выше качественных) и образцы решения задач. Деятельность ученого в периоды нормальной науки уподобляется решению " задач-голово­ломок" — необходимо найти решение научной проблемы как моди­фикацию известных общих законов с учетом конкретных условий, в которых находится исследуемый объект. Такого рода деятельность не предполагает масштабных фальсификаций.

Однако по мере накопления новых фактов, которые невозможно объяснить на основе имеющейся теории (такие случаи Т. Кун назы­вает аномалиями), в научной дисциплине складывается кризисная ситуация. Она, согласно Т. Куну, разрешается научной революцией, представляющей собой процесс смены парадигмы. Этот процесс за­нимает значительный временной период, если его рассматривать не только в эвристическом аспекте, анализируя творчество изобретате­лей новой парадигмы, но проследить события, связанные с ассимиля­цией новой парадигмы научным сообществом. Научное сообщество (понятие которого впервые ввел сам Т. Кун) оказывается расколо­тым в своем отношении к новой парадигме. Одна часть его членов в силу устоявшихся стереотипов мышления не в состоянии ее при­нять. При этом непонимание и неприятие новой парадигмы может заходить настолько далеко, что они не замечают аномалий и не вклю­чаются в ведущиеся научные дискуссии по поводу их возможного объяснения. Другая часть научного сообщества (это сами авторы новой парадигмы, наиболее чуткие к новациям молодые исследо­ватели, а также малоискушенные в тонкостях научной работы диле­танты) начинает работать по новой парадигме. Доминирующей она становится, как правило, только тогда, когда первая часть научного сообщества отойдет от активной научной работы, вымрет творчески и физически.

Анализируя генезис новой парадигмы, Т. Кун отводит ключевое значение социальным и психологическим факторам. В наибольшей степени этот процесс стимулируется социально-психологической ат­мосферой в обществе, личными предпочтениями исследователей, чьи творческие интересы вышли на уровень осмысления парадигмальных аспектов научной работы. В частности, их верой в то, что новая парадигма будет продуктивнее старой. Сам автор концепции науч­ных революций квалифицировал эти факторы как, по-видимости, слу­чайные и произвольные, что дало основание для обвинений его в иррационализме, поскольку кроме того Т. Кун отстаивал тезис об от­сутствии преемственности в содержании парадигм и даже их несопо­ставимости. Но главное в том, что он фактически обошел вниманием центральный вопрос — как возникает новое знание фундаментально­го уровня и связанный с ним вопрос о критериях выбора между кон­курирующими теориями (старой и новой или несколькими новыми).

Эти вопросы были подвержены тщательному и продуктивному по своим результатам анализу в творчестве И. Лакатоса. Ключевым элементом его концепции, синтезирующим их содержание, стало введенное И. Лакатосом понятие исследовательской программы. " В соответствии с моей концепцией, — поясняет он, — фундамен­тальной единицей оценки должна быть не изолированная теория или совокупность теорий, а " исследовательская программа";. После­дняя включает в себя конвенциально принятое (и поэтому " неопро­вержимое", согласно заранее избранному решению) " жесткое ядро" и " позитивную эвристику", которая определяет проблемы для иссле­дования, выделяет защитный пояс вспомогательных гипотез, предви­дит аномалии и победоносно превращает их в подтверждающие при­меры — все это в соответствии с заранее разработанным планом. Ученый видит аномалии, но, поскольку его исследовательская про­грамма выдерживает их натиск, он может свободно игнорировать их. Не аномалии, а позитивная эвристика его программы — вот что в первую очередь диктует ему выбор проблем. И лишь тогда, когда активная сила позитивной эвристики ослабевает, аномалиям может быть уделено большее внимание. В результате методология исследо­вательских программ может объяснить высокую степень автоном­ности теоретической науки, чего не может сделать несвязанная цепь предположений и опровержений наивного фальсификационизма" [32].

В соответствии с содержанием и функциями элементов исследо­вательской программы процесс приращения предметного знания получает рациональное объяснение не только в рамках нормальной науки, но и за ее пределами. Смена научных теорий и парадигм может происходить в рамках одной исследовательской программы, не затрагивая ее жесткого ядра. При наличии нескольких конкури­рующих программ (подобно существованию конкурирующих тео­рий в рамках одной программы) встает вопрос о критериях их выбора конкретным исследователем или группой ученых, который также решается на рациональных основанях путем выработки представ­лений о прогрессивном и регрессивном сдвиге проблем в русле конк­ретной программы. " Исследовательская программа, — подчеркивает И. Лакатос, — считается прогрессирующей тогда, когда ее теорети­ческий рост предвосхищает ее эмпирический рост, то есть когда она с некоторым успехом может предсказывать новые факты (" прогрес­сивный сдвиг проблем"); программа регрессирует, если ее теорети­ческий рост отстает от ее эмпирического роста, то есть когда она дает только запоздалые объяснения либо случайных открытий, либо фак­тов, предвосхищаемых и открываемых конкурирующей программой (" регрессивный сдвиг проблем")" [33].

В ином, более адекватном реальному положению дел, образе пред­стало осмысление истории науки. И. Лакатос обращает внимание на то, что конкуренция исследовательских программ — это длитель­ный процесс, в течение которого ученые достаточно спокойно рабо­тают в русле избранной программы, а иногда и в русле обеих конку­рирующих программ одновременно, до тех пор пока одна из про­грамм не вытеснит другую. Факты долговременного сосуществования исследовательских программ и их эволюции лежат в основе объяс­нений множества противоречивых событий в истории науки, кото­рая в свою очередь выступает " пробным камнем" любой методоло­гический концепции.

В противоположность И. Лакатосу, раздвинувшему границы кон­тактности конкурирующих знаний, один из наиболее радикальных критиков неопозитивизма П. Фейерабенд придерживался прямо противоположной ориентации. Он категорически отрицал правомер­ность принципа совместимости новых теорий со старыми и принцип инвариантности значений одинаковых терминов, входящих в раз­личные теории, считая, что действие первого приводит к элиминации новой теории и в итоге к застою в развитию научного знания, а вто­рой нивелирует влияние теоретических знаний на процессы эмпи­рического исследования, в частности, достоверно установленные факты " теоретической нагруженности" наблюдений и экспериментов.

Однако далее П. Фейребенд развивает малообоснованные поло­жения о принципиальной равноправности любых систем знания, направляющих работу исследователя на эмпирическом уровне. Он вводит принцип пролиферации (размножения) научных теорий, в соответствии с которым для опровержения теории недостаточно противоречащего факта, а необходима новая теория, в роли которой может выступать любая идея, и принцип контриндукции, требую­щий введения гипотез, несовместимых с общепризнанными теориями и фактами. Это послужило основанием для квалификации его кон­цепции как " методологического анархизма". Сам же П. Фейерабенд пошел еще дальше, эволюционировав от постулата о равноправно­сти методологий к утверждению о ее ненужности для конкретного ученого, который должен исследовать реальные объекты (явления, процессы), не поддаваясь давлению каких-либо парадигм, норм и стандартов, поскольку они чаще всего действуют на него не как " ме­тафизическая сила", а как сила материального воздействия (ученый вынужден приспосабливаться к ним, не принимая их по существу). Практически единственной системой предпосылочного знания, име­ющей определенное методологическое значение, он считал познава­тельную традицию, понятие которой сам впервые ввел в научный обиход, достаточно тонко подметив разницу в работе по осмыслению методологических проблем, осуществляемую усилиями человека, принадлежащего к данной традиции, и внешнего ей человека. Через содержание данного понятия, согласно П. Фейерабенду, осуществля­ется воздействие на познавательные процессы (в том числе и в на­уке) многообразных социокультурных, политических и практичес­ких факторов.

В вопросах философии науки представители неорационализма, ре­ализма и операционализма придерживались " умеренно оптимисти­ческой" позиции, отдавая явное предпочтение науке в возможности духовного освоения реальности перед другими духовно-практичес­кими формами (здравым смыслом, культурной традицией, укоренив­шимися практическими стереотипами, религиозными верованиями и др.). Тем не менее достаточно отчетливо наблюдается тенденция к понижению когнитивного статуса науки: сначала под действием внутринаучных факторов (размывание границ между независимой от ис­следователя реальностью и конструктивно заданными объектами и отношениями, повышение гносеологического статуса операциональ­ных аспектов познания в целом и как следствие культивирование релятивизма в понимании истины), далее при нарастающем давлении внешних по отношению к науке факторов (внимание со стороны со­циума к науке стало все более зависеть от эффективности ее практических приложений, существенно понизилась интенсивность социальной восприимчивости ее содержания по сравнению с содержательными характеристиками других форм духовно-практического освоения реальности). Наконец, в концепции " методологического анархизма" П. Фейерабенда была поставлена под сомнение сама мысль об особом эпистемологическом статусе науки (в добывании практически цен­ного знания ее возможности не превосходят возможности повсед­невно-обыденного опыта, культовых предписаний, любой другой культурной традиции). Такая позиция не стала в философии науки XX в. доминирующей. Однако нельзя не замечать энтузиазма, с кото­рым ее начали культивировать в конце минувшего столетия мало­искушенные в эпистемологической проблематике представители " гума­нистических" течений в философии и прежде всего постмодернизма.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 902. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия