Студопедия — Постструктурализме и постмодернизме
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Постструктурализме и постмодернизме






Структуралистская концепция научного знания (Ф. де Соссюр, К. Леви-Строс и др.) базировалась на идее приоритета анализа отноше­ний между выделенными элементами объекта познания перед иссле­дованием их природных свойств, синхронного анализа над диахрон-ным и выявлении абстрактных структур, элементы которых связаны фиксированными правилами преобразования, позволяющими из ог­раниченного количества исходных данных получить набор более конкретных характеристик объекта. Наиболее слабым местом дан­ной концепции, возникшей не в глубинах философско-методологической рефлексии над процессом познания, а из практики конкретно-научных исследований в области гуманитарных наук (лингвистика, литературоведение, этнография), оказался вопрос о генезисе абстрак­тных структур. В достаточно очевидном противоречии с данными конкретнонаучных исследований, полученных с использованием метода структурного анализа, их происхождение связывалось не с отражением реальных свойств объектов действительности и особен­ностями исследуемых социальных ситуаций, а с действием сферы бессознательного, имеющего объективную, жесткую, рациональную структуру, которая определяет структуру человеческого интеллекта.

Придание бессознательному (являющемуся психическим образо­ванием) объективного статуса во многом обесценивало антисубъек­тивистский пафос структурализма. Однако эта потеря на мировоз­зренческом уровне компенсировалась приобретениями отчетливо выраженного методологического и инструментального характера.

В 50-60-е гг. XX в. в русле структурализма была разработана совре­менная концепция взаимодействия базовых (фундаментальных) схем и математического аппарата теории, в которой было показано эври­стически-конструктивное значение " матезиса" (познавательных про­цессов в сфере математического знания) для процессов построения идеальных моделей как схем (репрезентантов) исследуемых объек­тов1. В целом, анализируя структурализм, достаточно определенно различают его философско-мировоззренческие и методологические аспекты. Во втором контексте (т.е. в контексте методологических аспектов) структура трактуется как один из понятийных элементов исследовательского инструментария и выявленная характеристика исследуемого объекта. Вопрос о генезисе и динамике структуры (столь трудный в определенной сфере социально-гуманитарных исследова­ний) в этом контексте решается путем сопряженного анализа фун­кциональных и структурных аспектов данной конкретной системы, а также внешних условий ее существования. В итоге " методологи­ческий структурализм" создал благоприятную идейную атмосферу для возникновения синергетики, в которой вопрос о генезисе и дина­мике структур получил классическое решение.

Постструктуралистская методологическая концепция представ­ляет собой глобально критическую систему по отношению ко всей предшествующей философско-методологической традиции и прежде всего западной. Называя западную культуры, включающую и Ан­тичность, " онтотео-телеоцентрической", один из основоположников и ведущих теоретиков постструктурализма Ж. Деррида в качестве центрального тезиса своей системы выдвигает положение о децентрации структуры как о том, что гарантирует ее устойчивость и цело­стность, а также ограничение ее " свободной игры". Он акцентирует ее содержательную относительность и историческую условность. Причем в такой степени, которая не гарантирует преемственности представлений о структурируемой реальности даже в пределах од­ной культуры. Центр структуры — это не ее объективное свойство, а постулируемая субъектом фикция, связанная с предельным спосо­бом толкования текста (под текстом при этом подразумевается как структурируемая реальность, так и сознание субъекта). Сам текст, прежде всего сознание субъекта, составленный из культурных норм и систем своего времени, представляет собой весьма разнородное' образование, в котором явно не доминируют рациональные и тем более научные принципы структурирования реальности. Определя ющее значение имеет так называемое поэтическое мышление, свя­занное с метафорической природой естественного языка.

В свою очередь, такой поворот в тематике рефлексивного анализа связывает его с проблемой смысла разнотипных вненаучных языко­вых конструкций. А поскольку далее специфика и влияние языка науки игнорируются практически полностью, то и представители постструктурализма (Ж. Деррида, М. Фуко, Ж.Ф. Лиотар), и теоретики родственных ему деконструктивизма и постмодернизма (Ж. Делез, Ю. Кристева, Р. Барт и др.), гипертрофируя онтологический реляти­визм вненаучных языковых конструкций, приходят к выводу о прин­ципиальной неопределенности любого смысла. Насколько такой вывод оправдан даже для этого (вненаучного) фрагмента языковой реальности, судить специалистам по языкознанию. В русле философско-методологической рефлексии над познавательными процес­сами в науке он выглядит необоснованным по меньшей мере по той причине, что распространяется на область, специфика которой не сводится к особенностям языковой деятельности.

Философия науки в поструктурализме и посмодернизме проник­нута по отношению к науке негативными мотивами, предвзятыми характеристиками и необоснованными обвинениями. В итоге созда­ется ее малопривлекательный образ как глубоко дегуманизирован-ного духовного образования, сущность которого не могут скрыть его стройная системная оформленность, рефлексивная утонченность и эмпирическая респектабельность. " Мы заплатили, — подчеркивает в этой связи Ж.Ф. Лиотар, в своей статье " Что такое постмодер­низм", — достаточно высокую цену за ностальгию по целому и еди­ному, за примирение понятийного и чувственного, прозрачного и ком­муникабельного опыта. Под благопристойными призывами к при­мирению мы можем расслышать тяжелое дыхание вожделения: жажды вернуться к террору, вновь реализовать кошмарную фанта­зию поймать и удержать реальность".

Предпринятые в постструктурализме и постмодернизме антисци­ентистские усилия оказались мощной, но не продолжительной по времени внимания к ней атакой на науку. Постмодернизм как фи­лософское течение, первоначально возникшее в эстетике на протя­жении всего своего существования, был далек от научно-методологи­ческой проблематики и не освоил ни накопленного в этой сфере знания, ни специфики актуальных проблем философии и методологии науки. Поэтому упрек в невежестве, сделанный в его адрес од­ним из видных представителей философской мысли XX в. Ю. Ха-бермасом, является обоснованным и справедливым. " Все они, — пи­шет он о представителях постмодернизма, — до сих пор занимают оборонительные позиции, словно по сей день живут в тени" после-днего" философа, как жило первое поколение учеников Гегеля. Они все еще сражаются против " строгих" понятий теории, истины и сис­темы, хотя эти понятия уже добрых полтора столетия как канули в Лету. Они все еще думают, что им надо спасать философию, разбу­дить ее, по выражению Деррида, от " сна сердца". Они верят, что дол­жны вырвать философию из кошмара, из безумия теории, которая произносит " последнее слово" [34].

На фоне эмоциональных по форме выражения и радикально-негативных по смыслу оценок науки и научного стиля мышления собственные приобретения постмодернизма не являются оригиналь­ными. В основе их схемы анализа, как указывают практически все критики этого течения, лежит малопродуктивная дихотомия " или-или" и ориентация на первоочередное внимание к разломам, разры­вам, различиям, плюральности в противовес универсальности, целос­тности, единству, рациональности. Во многом справедливо отмечая, что выдвигаемые в традиционной рационалистической эпистемологии оппозиции, основанные на дихотомии чувственного и рационального, эмпирического и теоретического, предпосылочного и приращенного, описания и объяснения паразитируют друг на друге, постмодернисты предложили худшую из дихотомий. Ее эвристическую бесплодность продемонстрировала история постмодернизма, отмеченная отсутст­вием собственных оригинальных идей, не связанных с изначальной критикой прежних идей, точнее, паразитированием на идеях пред­ставителей других философских школ и течений.








Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 697. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия