Представление знаний, математизация и компьютеризация научного знания
В настоящее время взаимосвязь отмеченных в заглавии процессов не только проявляется достаточно отчетливо, но и составляет одну из неотъемлемых характеристик познавательных процессов в научном познании. В совокупности близких по значению терминов — выражение, оформление, фиксация, представление знаний, последний из них не был постоянно доминирующим. Наблюдалось более или менее равнозначное их употребление для характеристики содержания одной из заключительных стадий научного исследования, а именно, для характеристики формы (способа существования) полученного результата. Преимущественно с параметрами конечного результата на ранних этапах развития науки была связана и математизация: при помощи математически выраженных отношений описывалось строение и законы исследуемых объектов (представления о взаимном расположении небесных тел, орбитах их движения, гармонии, связывающей воедино количество планет, цвета радуги и основные элементы звукоряда, пропорции в строении человеческого тела и чертах лица и др.). По мере дальнейшего развития научного познания и его математизации все более отчетливо проявлялась необходимость корректного выражения (представления) не только конечного результата, но и промежуточных стадий на пути к нему, в том числе и средствами математики. Соответственно возрастающее значение приобретал инструментальный аспект математизации науки — математика все более масштабно проявляла себя как средство не только выражения, но и приращения знания. Компьютеризация науки — значительно более позднее явление — актуализировала прежний набор проблем, связанный с представлением знаний, добавив новый, воспроизводящий технические и антропоразмерные аспекты процесса. В самом широком плане проблема представления знаний актуальна, прежде всего, с точки зрения практической необходимости иметь средства выражения, способные системно ассимилировать растущий объем циркулирующего в обществе знания и обеспечить эффективные каналы его накопления и движения. В широком спектре выражающих ее содержание вопросов исторически предшествующими были проблемы выражения обобщенного знания и построения классификаций, должных непротиворечиво системно зафиксировать накопленное знание. На первых порах они ставились, исследовались и решались в рамках формальной логики, в частности, при исследовании специфики процедур построения, ограничения и обобщения понятий, индуктивных и дедуктивных выводов, логической структуры гипотез и др. В Новое время выяснилось, что одних логических средств для обобщения знаний недостаточно. Дальнейшая перспектива виделась в разработке средств концептуализации научного знания, важнейшим из которых считалась гипотеза. Гипотеза в вероятностной модели научного знания Нового времени была не только средством научного поиска (приращения научного знания), но и формой знания, обобщающей эмпирический материал (данные наблюдений и экспериментов), а также конкретизирующей содержание исходных принципов (начал) системы знания применительно к конкретной области исследований. На рубеже XIX-XX вв. главным средством концептуализации знания (его обобщения и системного представления) признаются модели и прежде всего наглядные механические модели. " Объяснить явление — значит построить его механическую модель", — утверждал Кельвин. Тем не менее значение этого высказывания не стоит преувеличивать, поскольку уже в то время его содержание расценивалось как частный случай более общего подхода, получившего название репрезентатизма. В соответствии с ним проблема обобщения знания решалась путем построения абстрактного конструкта, репрезентирующего исследуемый объект и его связи с другими объектами. XX в. отмечен поисками все более масштабных форм представления знаний, тем или иным образом воздействующих на характер выдвигаемых гипотез и теорий. К ним относятся предпосылочные формы знания и прежде всего научная картина исследуемой реальности как схема изучаемого объекта. Одновременно набрали интенсивность исследования, воспроизводящие сопряженность научного поиска по созданию новых абстрактных конструктов, репрезентирующих исследуемые объекты, и творческих усилий в сфере их математических описаний, эвристический потенциал которых обеспечивал поиск новых онтологических схем исследуемых объектов как бы сверху (исходя не из данных экспериментов, а из математических систем, интерпретируемых на исследуемой предметной области). Такого рода исследования квалифицировались как одно из наиболее значимых проявлений математизации научного познания. Наряду с ними в современной науке отмечают еще несколько форм математизации знания, масштабы и значение которых непрерывно возрастают. Общим условием эффективного использования математических методов и структур в научных исследованиях является наличие в системе знания той или иной конкретной науки достаточно развитого концептуального аппарата, содержащего ряд абстракций, репрезентирующих конкретные предметы, процессы и явления исследуемой реальности в виде качественно однородных, а поэтому количественно и структурно сравнимых теоретических конструктов. К настоящему времени достаточно отчетливо выкристаллизовались три основные формы математизации научного знания, отражающие исторический опыт использования достижений математики в конкретно-научном познании: количественный анализ и количественная формулировка качественно установленных фактов, обобщений и законов конкретных наук; построение специальных математических моделей и создание особых (математических) разделов математизируемой науки; использование математических и логических методов для построения и анализа конкретных научных теорий и, в частности, их языка[35]. В отличие от первой и третьей форм, чье содержание составляют математические операции, осуществляемые на основании качественных представлений, выработанных в той или иной конкретной науке, вторая форма математизации научного знания связана с совокупностью операций, посредством которых собственные абстрактные структуры математики интерпретируются на материале теоретических представлений конкретных наук. Полученные математические модели служат базой для новых концептуальных представлений конкретных наук, поскольку предполагается, что они в силу их обоснованности общими структурами математики отражают наиболее общие и глубокие отношения между элементами конкретных систем. Внедряя в конкретно-научное познание абстрактные структуры математики, ученый тем самым стремится найти выход в более широкий контекст исследования, обеспечивающий систему исходных посылок, по его мнению, должных быть в принципе достаточными для решения актуальных вопросов данной науки. Поскольку в сравнении с многообразием качественных структур в конкретно-научном познании число наиболее общих математических структур в силу их высокой степени общности не может быть очень большим, основной тенденцией развития концептуальных представлений конкретных наук является последовательное освоение известных абстрактных структур математики. Эта тенденция находит как сознательную реализацию, так и через " скрытую математику", определить место и значение которой в развитии конкретно-научного знания в связи с прогрессирующим усложнением его структуры и структуры познавательной деятельности в целом становится все сложнее1. Развитие методов научного познания, реализуемое в условиях взаимодействия математики и конкретных наук, происходит путем адаптации методов математики, основанных на ее абстрактных структурах, к исследованию конкретных систем. Адаптация в данном случае связана с появлением в имеющейся совокупности математических средств конкретно-научного познания принципиально новых методов. Так можно квалифицировать, например, использование теоретико-групповых методов в естественнонаучном познании, а также понятий и методов теории игр и теории принятия решений в ряде обществоведческих дисциплин. Не вызывающим сомнений показателем интенсивного развития методов научного познания, осуществляемого в рамках математизации научного познания, является возникновение математического эксперимента. Значение математики как фактора концептуального взаимодействия науки и развития методов научного познания тесно связано с местом и ролью в системе научного знания кибернетики, поскольку многие математические дисциплины (теория алгоритмов, теория игр, абстрактная теория автоматов и др.) возникли или развиваются при непосредственном развитии кибернетики. Соответственно и кибернетика оказывает воздействие на другие науки во многом через свои математические разделы. Однако решающее значение, на наш взгляд, имеет непосредственное концептуальное воздействие кибернетики на другие конкретные науки, в частности, перенос во взаимодействующую науку основных концептуальных схем кибернетики: представлений о сложноиерархизированном системном строении объектов, включающем, с одной стороны, подсистемы со стохастическим взаимодействием между элементами, а с другой — некоторый управляющий уровень, который обеспечивает целостность системы. Известна эффективность использования таких представлений в экономической науке, психологии, физиологии, биологии; успешно развиваются они в социологии. Наиболее значимые масштабы и актуальность проблема представления знаний приобрела в связи с разработкой в рамках кибернетики проблемы искусственного интеллекта и компьютеризацией общественного познания. Здесь на первый план вышли вопросы о соотношении истинностных характеристик знания, традиционно анализируемых в рамках классического репрезентатизма, и его эффективности в сфере коммуникации, техническом творчестве и материальном производстве, для анализа которых, пожалуй, впервые были настоятельно затребованы результаты лингвистического позитивизма и в целом " философии языка". Результаты, полученные там несколькими десятилетиями ранее, предстоит использовать для исследования языков представления знаний, основных классов моделей представления знаний, в том числе наиболее фундаментальной — фреймовой. В итоге древняя гносеологическая проблема представления знаний в русле компьютеризации научного познания (прежде всего, в рамках проблемы искусственного интеллекта, разработки экспертных систем, языков общения между компьютером и пользователем, средств распознавания образов и в целом информационных технологий) приобрела более строгую экспликацию и новое, несравненно более содержательное и глубокое прочтение в когнитивном, техническом и социальном аспектах. В определенной мере это сказалось и на характере философско-методологической рефлексии над научным познанием, прежде всего, за счет актуализации результатов, полученных в сфере " философии языка", а также более детального учета специфики технических и социальных аспектов проблемы представления знаний. 5.3. Проблемы научной рациональности и антропоразмерности науки и научного знания Проблема научной рациональности, рассматриваемая с позиции ее системного анализа, способна ассимилировать содержание всех пяти аспектов науки, предписывая осмысливать это содержание с точки зрения разумности (рациональный по этимологии этого слова, прежде всего, значит разумный). " Модели рациональности, — подчеркивает В.Н. Порус, — строятся с разными задачами. Одни модели предназначаются для исследования организации " готового" научного знания, другие — для определения критериев рациональной научно-исследовательской деятельности, третьи — для рационального понимания трансляции знания и обучения, четвертые — для представления и развития науки... Вопрос о том, какая из этих моделей представляет " подлинную" рациональность, так же неправомерен, как вопрос, какие механизмы, ассимиляционные или диссимиляционные более адекватны жизни организма, рождение новых или гибель отживших индивидов является условием выживания популяции и т.п." [36]. Однако наблюдается достаточно отчетливое доминирование в качестве предметного поля данной проблемы двух ее аспектов. Прежде всего, науки как специфической деятельности и научного знания как ее результата. Но и здесь акцент делается на анализе науки как деятельности (ее целенаправленности, последовательности, обоснованности, регулируемости (контролируемости), воспроизводимости и др.). Иногда эта интенция проявляется в редукции проблемы научной рациональности к проблеме научного метода, должного обеспечить приращение предметного знания[37]. Соответственно научная рациональность мыслится прежде всего как совокупность критериев (правил) осуществления научно-исследовательской деятельности и оценки ее результатов. Одна из наиболее известных их типологий предложена К. Хюбнером. Он выделяет пять основных критериев научной рациональности: 1) инструментальные (регулирующие процесс получения и оценки результатов измерений); 2) функциональные (дающие возможность оценивать адекватность законов и закономерностей, выведенных из результатов наблюдений и измерений); 3) аксиомы, задающие граничные условия при формулировке законов и экспериментальных предсказаний; 4) оправдательные, включающие принципы фальсификации и верификации, которые ставят принятие или неприятие теорий в зависимость от данных эксперимента; 5) нормативные, определяющие некоторые общие характеристики теории как результата научно-исследовательской деятельности, к которым относятся принципы простоты, наглядности, эвристичность, согласованность и др.[38]. Данные критерии, составляющие ядро научной рациональности, связаны с широкой совокупностью более общих характеристик научной рациональности, отражающих положение науки в обществе, ее связь с другими сферами общественной жизнедеятельности, с социальной организацией общества и инструментами регулирования общественных и межиндивидуальных отношений, а также с характерис-. тиками рациональности в самом общем значении этого термина. В современных философско-методологических исследованиях показано, что о рациональности можно говорить там, где имеет место рефлексивная деятельность субъекта (рациональная критика), в ходе которой осмысливаются цели, предпосылки, условия, инструментарий деятельности, характер ее результатов и последствия их использования. В этом смысле также говорят о рациональной культуре как способе бытия общества. В рефлексивном осмыслении научной рациональности на первый план выходят два основных ее аспекта: 1) целерациональность, понимаемая как характеристика научного познания, гарантирующего получение достоверного в предметном плане или полезного в прикладном аспекте знания; 2) объекторациональность (законосообразность) — характеристика научного познания, выражающая его обоснованность знанием об объективных законах познавательного осваиваемой реальности. Второй аспект далеко не всегда находится в центре внимания, когда анализируются формы общественного сознания, различные идейные образования, ценностные ориентации, определенные образы (модели) действий в их отношении к предметному миру и его объективным законам. Его игнорирование ограничивает характеристики вненаучных типов рациональности набором проекций из субъективной сферы, делает ее понимание формальным и в конечном счете бесполезным в сфере науки. Научная рациональность реализуется в устойчивом нормативном функционировании определенной совокупности форм регламентации познавательной деятельности в науке, названной нами рациональным базисом науки. В него входит, во-первых, добытое в конкретных науках достоверное предметное знание, конкретно-научные и общенаучные формы его фиксации, средства и методы исследования. Во-вторых, это система предпосылочного знания, включающая основания научного поиска, философские идеи, принципы и категории, выражающие специфику познавательного отношения человека к миру, естественные и искусственные языки науки, логические формы, правила и законы, стиль научного мышления в целом. В-третьих, это система мировоззренческих представлений, включающая совокупность онтологических, социально-политических, религиозных, нравственных, эстетических принципов, идеалов и убеждений, тем или иным способом воздействующих на познавательный процесс. Одна из актуальных проблем современной науки — выявление тенденций эволюции рационального базиса, а в рамках этого процесса — анализ системного взаимодействия факторов, определяющих ее направленность. Результаты такого анализа позволяет выявить, за счет чего формируется продуктивный потенциал рационального базиса современной науки, интегрирующий целе- и объекторациональные аспекты научно-исследовательской работы. Такого рода интеграция является основой особого эпистемологического статуса науки. Она нехарактерна для других форм духовного и духовно-практического освоения мира, ныне активизировавшихся в конкуренции с наукой за духовное лидерство в социуме. Следовательно, основным фактором формирования и развития продуктивного потенциала науки в целом, и ее рационального базиса в частности, по-прежнему является содержание накопленного наукой предметного и регулятивного знания. Из других сфер, как и прежде, могут быть заимствованы в качестве эвристических элементов определенные фрагменты, но не их типы рациональности, где доминируют целерациональные ориентации, индуцированные субъективными акцентациями. Для современной науки в целом (при всем ее возрастающем внимании к социальным запросам) путь одностороннего прямого заимствования целерациональных ориентации неприемлем также в силу негативных примеров активной работы по самоуничтожению в таких сферах духовного освоения реальности, как эстетика и философия в лице определенных течений. В рамках представлений о специфике " закрытой" и " открытой" рациональности, задающих общеметодологический контекст анализа эволюции научной рациональности, о ней можно говорить как о системе, неизменно сохраняющей принцип объекторациональности как свое ядро. В контексте проблем научной рациональности в общих чертах обозначается и проблема антропоразмерности науки и научного знания. Это, в частности, следует из приведенной характеристики основных типов научной рациональности, в содержании которых на определенном этапе развития науки появилась и стала набирать масштабы и значимость антропологическая составляющая. Стимулирующие факторы ее развития находились как в самой сфере науки и ее методологического сознания, так и в социуме, в котором она существовала. Действие внутринаучных факторов было во многом связано с философско-методологическим осмыслением познавательных возможностей человека и создаваемых им средств в научном освоении природной, социальной и духовной реальности. Все более тонкое оценке подвергались возможности чувственных каналов восприятия, памяти, механизмов идеального конструирования реальности, его языкового воспроизведения и др. В итоге в сфере философско-методологической рефлексии неуклонно набирали влияние течения, в которых названные аспекты были представлены наиболее полно (критический реализм, лингвистический позитивизм, структурализм, постструктурализм и др.). Особое значение имел начавшийся во второй половине XIX в. процесс разработки научной методологии исследования социальных явлений и, в частности, методологии исторического познания. В неокантианстве, философии жизни, марксизме практически одновременно в сфере философско-методологической рефлексии оказались вопросы о специфике объектов социального познания, методов их исследования, формах организации и обоснования социального знания, критериях его достоверности. Этот процесс осуществлялся во многом под знаком успехов естествознания, что создавало предпосылки для взаимоисключающих ориентации при осмыслении проблем методологии социального познания. Если в марксизме общественная жизнь рассматривалась как общественно-исторический процесс в принципе ничем не отличающийся от природных процессов (хотя при этом постоянно подчеркивалось, что в обществе действуют не стихийные природные силы, а одаренные сознанием и волей люди), то в неокантианстве (Г. Риккерт) специфика исторического познания общества ставилась в противоположность особенностям естественнонаучного познания. В частности, на первых порах акцентировалось значение понимания как познавательной процедуры в противовес процедуре объяснения в естественнонаучном познании, ценности как социальной нормы в противовес объективному знанию, индивидуализирующих методов исследования в противовес генерализирующим. Однако в ходе дальнейших методологических исследований, осуществляемых, прежде всего, в рамках герменевтической традиции (Ф. Шлейермахер, В. Диль-тей, Р. Арон и др.) была выработана модель анализа социальных явлений (" интерпретационный круг"), которая органически сочетает в себе как идущие от естествознания детерминистские дедуктивные схемы объяснения, так и понимание, как специфическую познавательную процедуру, раскрывающую значение и механизмы действия субъективных факторов. Ее суть в идее взаимосвязи части и целого: специфику целого выражают законы как знание общего, специфику части — представления о мотивах, целях, интересах и других особенностях сознания и воли субъектов социального (исторического) действия; вместе с тем закон в своем генезисе — это то, что выражает равнодействующую проявлений сознания и воли, а они (сознание и воля субъектов), в свою очередь, детерминированы особенностями целого, выраженного в законах. Соответственно и научная мысль, претендуя на раскрытие специфики социальных явлений, должна осуществлять челночное движение поочередно от общих законов к конкретным характеристикам и действиям социальных субъектов и от них к законам с целью их корректировки. В итоге в методологии социального познания тезис о человеко-размерности (экзистенциальном) характере научного результата (истины) приобрел статус одного из основополагающих, не противореча ни одному из положений общенаучной методологии, выработанной в основном на материале естествознания. С другой стороны, сама наука, а точнее естествознание было отмечено небывалым ранее явлением в сфере его методологических оснований — выдвижением на авансцену антропного принципа. В самом общем плане антропный принцип —это ответ на вопросы: почему природа, частью которой мы являемся, устроена именно так, как она устроена, а не иначе? Почему законы Вселенной именно такие, какими мы их познаем, а не иные? — потому что во Вселенной, развивающейся по другим законам (прежде всего, по законам, конкретный вид которых не предполагает ныне установленных количественных значений ряда фундаментальных физических констант — скорости света, постоянной тяготения, массы элементарных частиц и др.), наше существование было бы невозможным. При этом утверждается, что количественные значения фундаментальных физических констант были заданы на начальных этапах эволюции Вселенной с высокой точностью как бы для гарантии, что на определенном этапе этой эволюции появится человек, и что в целом эволюция Вселенной имела ту общую направленность, в результате которой на одном из ее последних этапов обеспечивалась возможность появления человеческого разума, позволяющего Вселенной " осознать себя". Соответственно и более конкретные выражения антропного принципа: " слабый" вариант — " Наше положение во Вселенной с необходимостью является привилегированным в том смысле, что оно должно быть совместимо с нашим существованием в качестве наблюдателей" [39] и " сильный" — " Вселенная (и, следовательно, фундаментальные постоянные, от которых она зависит) должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей" [40]. Однако и представителей конкретных наук, и тем более " консервативных" философов не может не настораживать чрезвычайная легкость решения на основании этого принципа фундаментальных логико-гносеологических проблем, самообольстительность антропо-центристских мировоззренческих ориентации (имеющих печальные исторические аналогии и параллели), а также полная неясность перспектив воздействия " антропной" науки на человеческое сообщество, на судьбы техногенной цивилизации, возросшей на творческом потенциале качественно иной (в основном классической) науки. Даже если не брать во внимание окрашенный далеко не в радужные тона факт, что использование в науке антропного принципа дает мощный импульс теологическим спекуляциям, а также его достаточно очевидную тавтологичность и предметную тривиальность, то уж во всяком случае нельзя проигнорировать то обстоятельство, что результаты его применения не дают ответа на вопросы: почему появление во Вселенной человека с его разумом было обеспечено в виде предпосылок на столь ранней ступени ее эволюции, каким образом более позднее событие в жизни Вселенной (появление человека и его разума) могло повлиять на содержание и характер протекания более ранних событий? Само по себе постулирование такого влияния не сопровождается установлением желаемой во всяком объяснении каузальной связи. Реакцией на возникшие трудности с ответами на эти вопросы стало свертывание онтологического аспекта антропного принципа и акцентирование его методологических аспектов, в частности, эвристического потенциала. Например, эвристические свойства антропного принципа были использованы Ф. Типлером для доказательства несостоятельности модели стационарной Вселенной. Он показал, что существование Вселенной в неизменном виде бесконечно продолжительное время привело бы к тому, что жизнь в ней зародилась бы повсюду с бесконечной вероятностью, а за законченный промежуток времени Вселенная оказалась бы заполненной проявлениями жизни целиком. Но этого не произошло. Гипотезы о космических пришельцах пока не имеют достаточно надежных фактических подтверждений. В целом примеры эвристического использования антропного принципа численно невелики, но главное, пожалуй, то, что его эвристические результаты во всех случаях были известны и из других соображений. Разумеется, онтологическая проблематика, индуцированная ант-ропным принципом, полностью не иссякла. Продолжаются попытки поиска его новых прочтений (" аргумент от замысла", " версия участия", " редукционистская" и " антиредукционистская" (синергетичес-кая) программы). Однако выбор сделан явно в пользу других аспектов, а именно, гносеологического и научно-этического. " Мистический ореол, — отмечает в этой связи Ю.В. Балашов, — первоначально возникший вокруг АКП (антропного космического принципа — В.Л.), сейчас начинает уже заметно тускнеть. Удивление перед " космическими совпадениями" оборачивается лишь дополнительным стимулирующим фактором исследования, заставляющим позади всякого " как" постоянно ощущать навязчивое присутствие " почему так, а не иначе..." Предметом " антропных аргументов" является в действительности не то, что выделяет формы жизни на фоне устойчивых структур " неживой Вселенной", но то, что их объединяет на том уровне (атомном и субатомном), где еще нет различия между " живым" и " неживым". Поэтому есть основания предположить, что " принцип, организующий Вселенную определенным образом", напоминает не " непрерывный промысел", пронизывающий всю " историю бытия" от Большого взрыва до появления разума, но механизм типа " спускового крючка", срабатываний уже на ранней стадии физико-космологической эволюции Вселенной, то есть на том этапе, когда о предпосылках собственно биологической эволюции не могло еще быть речи" [41]. Научно-этический аспект антропного принципа концентрирует в себе по крайней мере две проблемы. Даже следовало бы точнее сказать два основных постулата как следствия антропного принципа, на основе которых формируются и предлагаются в качестве фундаментальных и первоочередных два круга проблем. Первый постулат выразим словами академика Н.Н. Моисеева — " развитие мира происходит при условии крайней неустойчивости по отношению к его определенным параметрам" [42]. Второй постулирует возможность дальнейшего существования и развития человека лишь при условии очень высокой согласованности эволюции человеческого общества и эволюции природы, т.е. лишь в условиях их коэволюции. В итоге новые горизонты приложения конструктивных способностей познающего субъекта, открывающиеся ему на основе антроп-ного принципа, оказываются вовсе не бесконечными, а очень строго очерченными. Очерченными прежде всего количественными параметрами и характером связей фундаментальных физических констант, отражающих структуру реальности, направления и законы ее эволюции. Соразмерность человека процессу творения этих структур и законов у истоков космической эволюции на современном этапе обязала его лишь глубже (чем это пока что делается) отражать их и строить свои мыслительные и предметные конструкции, не преодолевая " сопротивление материи" (Г. Башляр), а настраиваясь с нею " на резонанс". Определенный тип антропоразмерности науке и научному знанию предлагает и социум, в котором существует наука. Прежде всего, по каналам целеполагания. О целях и целеполагании очень много написано в обоснование идеи о должной подчиненности всего многообразия целей человеческой деятельности, в том числе и научного познания, раскрытию и реализации многогранных способностей и возможностей человека, раскрытию его " сущностных сил" и удовлетворению растущих потребностей. Идеи гуманной, идущей почти от времен зарождения философии, конкретизированной в виде закона о возрастании человеческих потребностей. Но как быть с неожиданно горьким финалом на практике, где к настоящему времени первейшей целью оказалось физическое выживание человечества, причем во многом благодаря негативным последствиям научно-технического прогресса, оказавшего доминирующее воздействие на все сферы человеческой жизнедеятельности. Возникшие в русле развития современной техногенной цивилизации противоречия (между потребностями расширенного воспроизводства материальных благ и ограниченностью сырьевых ресурсов, особенно невосполнимых и трудновосполнимых, в рамках существующих технологий; между потребностью совершенствования существующих, разработки принципиально новых технологий и реальной возможностью потери контроля над технологическими процессами; между потребностью потенциально бесконечного развития способностей человека к адекватному познанию и конструктивному преобразованию среды обитания и его конечными возможностями как биологического существа (объем памяти, скорость протекания психофизиологических процессов); клубок противоречий, связанных с военным противостоянием различных систем и государств и социальным и психологическим отчуждением личности в современном мире), явились решающим фактором " корректировки" целей человеческой деятельности в ущерб тому множеству гуманных, самообольстительных и " комфортабельных" целей, вокруг которых, разумеется, никогда не иссякнут разговоры и дела, в силу естественного, явно или неявно выраженного, желания человека к самореализации и самоутверждению. Новейшим вариантом такого рода корректировки, а точнее ее идеологией явился постмодернизм как широкое интеллектуально-философское течение, кредо которого выражено в афоризме " Действуй локально, думай глобально". Более детальное представление о месте и значении науки в деятельности людей, ориентированной не на глобальное переустройство во всех сферах жизнедеятельности, а осмотрительное постепенное изменение, ориентированное набором определенных жизненно важных, телеологически не иерархизированных критериев, можно получить проанализировав современные проблемы " большой науки". 5.4. Проблемы " большой науки" Выражение " большая наука" появилось во второй половине XX в. и обозначает особый исторический тип науки, характерный наиболее полным проявлением ее влияния на жизнь социума, в котором она существует, и обратным воздействием социума на развитие науки. Данная ситуация могла сложиться лишь после того, как наука в своем развитии достигла определенной масштабности в содержании и формах социального проявления по всем ее аспектам (как система знания, специфическая деятельность, социальный институт, производительная сила, форма общественного сознания). Ныне приращение научного знания является главной причиной удвоения циркулирующей в обществе информации примерно каждые пять лет. Научная деятельность все более органично и непосредственно входит в бизнес, политику — области, где до второй половины XX в. их связь носила явно выраженный опосредованный характер. В это же время наука укрепилась как мощный социальный институт, оказывающий растущее воздействие на многие сферы жизни социума (образование, искусство, религию, нравственность, правовое регулирование и др.). Начавшийся еще в XIX в. процесс замены традиционных технологий технологиями на основе науки в XX в. получил мощное ускорение и привел к появлению ряда наукоемких производств (оборонная техника и вооружения, средства связи и навигации, биотехнологическое производство и генная инженерия, на-нотехнологическое производство и космические технологии и др.). Научное знание (при всей его рассогласованности с устойчивыми повседневно-обыденными представлениями, художественными и техническими образами) методично расширяло свое мировоззренческое значение. В итоге оказалось, что развитие человечества в XX в. стимулировалось вовсе не социальными, идеологическими и межгосударственными противоречиями (хотя это было и проявлялось в масштабных и трагических формах — Октябрьская революция в России, фашистский режим в Германии, Вторая мировая война, войны в Корее, Вьетнаме, Афганистане и др.), а динамикой науки и связанной с ней техносферы, т.е. научно-техническим прогрессом. На этой основе было создано индустриальное общество, пришедшее на смену традиционному, и важнейшие предпосылки для перехода к постиндустриальному (информационному) обществу, с перспективой построения которого в настоящее время связывают главную тенденцию в развитии человеческого общества. Разумеется, отмеченный период не характерен беспроблемным развитием науки в плане ее взаимодействия с социумом, идеологическими и властными структурами, как в тоталитарных системах, так и в " открытых обществах". Наиболее драматические события связаны не только с биографиями известных ученых (А. Эйнштейна, Г.А. Гамова, Н.И. Вавилова, Р. Оппенгеймера, А.Д. Сахарова и др.), но и с историческими судьбами науки и научных направлений (гонения на теорию психоанализа, релятивистскую физику, кибернетику, генетику). Безоблачное существование не гарантировано науке и в настоящее время, хотя ее оценка как главного фактора и ресурса развития человеческого сообщества является доминирующей. Об этом можно говорить как о проблемах современной " большой науки", структурируя их в соответствии с традиционной классификацией основных аспектов науки, а также характером причин этих проблем — внутренних и внешних для науки. " Большая наука" как система знаний и специфическая деятельность отмечена небывалой масштабностью (объемом) накопленного знания и его сложной организацией. В настоящее время насчитывается около 15 тыс. научных дисциплин и областей исследования. В каждой их них накоплен массив знан
|