Эволюция философски-методологических проблем в позитивизме, прагматизме и диалектическом материализме
Новые веяния в философии и методологии науки (XIX в.) отражены в философии позитивизма, прагматизма и диалектическом материализме, сформировавшихся практически одновременно, но развивавших разные философско-методологические традиции предыдущего периода. В позитивизме XIX в. (первом или классическом позитивизме — главные представители О. Конт, Дж. Ст. Милль, Т. Спенсер) получила дальнейшее развитие разработка индуктивных методов исследования. Наиболее весомый вклад в нее внес представитель английского позитивизма Дж. Ст. Милль. Продолжая традиции индуктивистской методологии Ф. Бэкона, он приложил усилия и к решению задач более широкого плана — определению форм связи дедуктивных и индуктивных умозаключений, придя к решению, согласно которому силлогизм (дедуктивное умозаключение) является разновидностью умозаключения от частного к частному (основного вида умозаключений в научном познании) и одновременно выводом из предшествующей ему неполной индукции. В исследовании индуктивных умозаключений основным результатом была формулировка канонов (приемов) логического вывода по индукции: 1) единственного различия; 2) единственного сходства; 3) сходства и различия в объединенном виде; 4) остатков; 5) сопутствующих изменений. Отмеченные каноны были способны служить логическим средством отслеживания путей приращения уже полученного знания. Надежды Дж.Ст. Милля на то, что они являются методами открытия новых причинных связей в природе, не оправдались, в чем он вскоре убедился сам. Более далеко идущие последствия в воздействии на развитие философско-методологической рефлексии над научным знанием и наукой имела философия науки первых позитивистов, претендующая на придание философии статуса теории науки. Согласно воззрениям основоположника позитивизма французского философа О. Конта, в истории развития человеческого духа можно выделить три основные последовательно подготавливающие и сменяющие друг друга эпохи: 1) теологическую, 2) метафизическую, 3) позитивную. Для первой характерно господства религиозного мировоззрения, для второй — спекулятивных философских построений, для третьей — доминирование знаний, полученных в результате позитивных научных исследований. При этом О. Конт признавал возможность их сосуществования и взаимовлияния, но в итоге бескомпромиссно утверждал о неизбежности окончательного утверждения идеалов позитивной эпохи. В новую эпоху (стадию духовного развития) последовательно переходили все науки; сначала наиболее общие и независимые от других (астрономия, физика и т.д.). Философия при этом вопреки широко цитируемому афоризму О. Конта " Наука сама себе философия" не теряет связи с наукой, а становится областью знания обобщающей знания, добытые конкретными науками. Своего рода детализацией этой общей цели была выдвинутая в первом позитивизме задача классификации наук, где философы данного направления (прежде всего О. Конт и Т. Спенсер) обнаружили сопричастность философских поисков реальным процессам интеграции и дифференциации знания в сфере научного познания и высказали ряд нетривиальных идей. В частности, актуальное значение имел выдвинутый О. Кон-том принцип классификации наук, предписывающий подведение описываемых в научных дисциплинах фактов под минимальное количество законов. Раннепозитивистская философия науки была разветвленной системой взглядов на науку как социокультурное явление. В ней достаточно определенно осмысливались прогностические возможности научного знания и его практические функции (" Знать, чтобы предвидеть, и предвидеть, чтобы мочь" — О. Конт), в том числе по поддержанию социальной стабильности и порядка. Потому и позитивистские методологические посылки (особенно неприятие метафизики), и положения философии науки были созвучны настроениям того научного сообщества, участниками которого были некоторые представители философского течения (Дж. Ст. Милль, В. Уэвелл и др.). В научном сообществе XIX в., как и в науке в целом, набирали интенсивность и масштабы процессы специализации и профессионализации. Методы и результаты работы науки все больше были неподвластны осмыслению с точки зрения здравого смысла и прагматических установок среднего сословия, доминирующего в социуме. Но для создания условий нормального функционирования науки как социального института она нуждалась в поддержке общества. Перед наукой стояли две трудносогласуемые задачи: 1) сформировать образ науки, привлекательный для широкой публики и особенно для той ее части, от которой зависело финансирование и социально-правовая поддержка науки; 2) сохранить относительную внутреннюю самостоятельность науки с ее правом на собственные правила работы. Философия раннего позитивизма практически заложила основы новой идеологии научного развития: во-первых, отмежевавшись от нивелирующих науку старых метафизических схем и всячески превознося позитивный (основанный на опытных данных) метод исследования; во-вторых, обосновывая позитивную роль науки и научного знания в жизнедеятельности социума. Эти установки стали краеугольными и в идеологии формирующегося индустриального общества, опережая темпы его становления. Особенно созвучной философия позитивизма оказалась идее ценностно-нейтрального знания, выдвинутой в науке XIX в., согласно которой сознательно и достаточно жестко устанавливались границы между естествознанием, религиозными представлениями, моральным и политическим знанием, насаждалось подчинение биологических и социальных наук физическим, всячески превозносился лозунг " Наука, технология, прогресс" и стимулировалось признание науки как доминирующего способа самосознания формирующегося индустриального общества (наука — это не только авторитет и сила, предмет публичной гордости, но, прежде всего, объективное и беспристрастное средство достижения желанных целей, орудие всеобщего блага и беспристрастный суд). Разумеется, все это находило отклик в сознании самых широких слоев общества. " Для теологов и политиков, — отмечают Дж. Моррел и А. Тэкри, — наука становилась средством подкрепления их претензий, которые могли теперь рассчитывать на интерпретацию в ее терминах естественного или предопределенного положения человека. Для предпринимателя или инженера наука становилась риторическим гарантом признанности избранных ими курсов деятельности. Для преуспевающего буржуа наука становилась не только приватным наслаждением, но и гражданским долгом. Для самих " джентльменов науки" [27], как и для тех, кто стремился объединиться с ними, наука из длительного интеллектуального поиска и носителя моральных ценностей превращалась в науку — средство давления на правительство, в право на престиж и положение, в средство быстрой карьеры, в субъект грантов, докладов, исследовательских программ, наконец, в науку как средство безупречного и социально признанного самоутверждения" 1. Последующие события в науке, в частности, кризис в естествознании и прежде всего в физике, обусловили выход на первый план философско-методологическои рефлексии над наукой осмысление ее методологических проблем. Открытие делимости атома, " ненаглядность" растущего массива научных знаний и его интенсивная математизация показали недостаточность многих прежних мировоззренческих представлений и методологических установок. Лишилось смысла отождествление материи (одного из центральных понятий в естествознании) с атомами, все чаще не срабатывала схема объяснения, в рамках которой объяснить явление означало построить его механистическую модель, далеко не все связи изучаемых явлений охватывались системой динамических законов, показывали явную эвристическую бесполезность созданные ранее метафизические системы. Реакцией позитивистов второго поколения (большинство из которых были видными учеными) стала ориентация на эмпирические формы знания, доведенная до мировоззренческого уровня. Ощущения объявлялись не только " первоосновой" научного знания, но и всего мироздания (выступая в первом случае как субъективное образование, во втором — как объективное). Как данная словесная уловка, так и в целом практикуемая позитивистами второго поколения (Э. Мах, Р. Авенариус, Г. Гельмгольц и др.) аппликация познавательных схем на саму исследуемую реальность (их онтологизация) довольно скоро продемонстрировали свою несостоятельность. Более заметный результат и реальный стимул дальнейшей методологической работы имели представления позитивистов второго поколения о механизмах систематизации знания. В их основе лежала одноуровневая модель описаний эмпирических фактов и их связей (в том числе и причинных, фиксация которых не может быть квалифицирована как объяснение исследуемых явлений). Теоретические построения (а их наличие невозможно было проигнорировать) получали статус косвенных описаний, в которых описание реально наблюдаемых фактов, заменялось описанием мысленных фактов. От последних (как от вынужденнопринимаемых и привносящих несущественное содержание) следовало избавляться по мере знакомства с новыми непосредственно наблюдаемыми фактами, в которых исключено несущественное содержание. В них все заслуживает доверия по определению, и для построения системы знания как совокупности описаний предстоит лишь логическая работа по их обобщению. Эта методологическая установка, наиболее отчетливо изложенная Э. Махом, определила дальнейшую эволюцию позитивизма, представленного третьим поколением. М. Шлик, Л. Виттгенштейн, Р. Кар-нап, О. Нейрат, Г. Рейхенбах (традиционно причисляемые к позитивизму третьего поколения или к неопозитивизму) представляли одно из его доминирующих течений — логический позитивизм, проблематика которого стимулировалась прежде всего развитием науки в отличие от лингвистического позитивизма (лингвистического анализа — поздний Л. Виттгенштейн, Д. Остин, Г. Райл, Д. Уисдом и др.), объектом которого стала языковая реальность как широкий социокультурный феномен. Общее название обоих течений — аналитическая философия, употребляемое наравне с названием неопозитивизм. В неопозитивизме эмпирическое знание сохранило прежний эпистемологический статус исходного элемента научного знания, чье содержание несет исключительно существенную информацию и в процессе генезиса не подвержено деформирующему воздействию существующих теоретических систем. В рамках дальнейшей работы по систематизации научного знания — это своего рода логические атомы, выраженные в форме протокольных предложений, фиксирующих данные наблюдений и экспериментов. Смысл систематизирующей деятельности (она в неопозитивизме названа анализом) состоит в выяснении причин того, почему содержание протокольных предложений, как не требующих дальнейшего объяснения конечных элементов, оказывается недостаточным для объяснения структуры и свойств целостного объекта. Главные задачи анализа виделись в уточнении определений и значений выражений (более широкой и более фундаментальной по содержанию задаче, чем уточнение определений). Последняя задача конкретизировалась как установление научной значимости (осмысленности) предложенной через соотношение их содержания с принципиальной возможностью проверяемости (верификации), а также со способами установления их истинности или ложности в процессе верификации, которая понималась как описание действий субъекта познания, ведущих к фактам, удостоверяющим осмысленность (и далее истинность или ложность) конкретного высказывания. Принцип верификации служил для неопозитивистов главным критерием научности выражений, несущих предметное знание, а также критерием демаркации этих выражений, с одной стороны, и умозрительных, спекулятивных, не имеющих научной ценности выражений —- с другой. Всю совокупность претендующих на предметную содержательность предложений они разбивали на три группы: 1) бессмысленные, 2) научно-неосмысленные, 3) научно-осмысленные. Бессмысленные и научно-неосмысленные — это те, которые не поддаются верификации, т.е. сравнению с фактами, установленными посредством конкретных осмысленных действий субъекта. Таковыми, согласно неопозитивистской систематизации высказываний, является подавляющее большинство философских положений. Соответственно их эвристическая роль в научном поиске отрицалась, что находилось в соответствии с общей ориентацией позитивизма. В родственном позитивизму по ряду мировоззренческих и методологических посылок прагматизме (Ч. Пирс, У. Джеймс, Дж. Дьюи, Дж. Г. Мид) была выработана концепция инструментального метода (Дж. Дьюи). Она в противоположность позитивизму отмечена реабилитацией ценностных аспектов научного познания, утверждением важного значения практической заинтересованности и субъективного предпочтения исследователя, а также радикальным общетеоретическим положением, согласно которому познание — это прежде всего инструмент преобразования (отсюда и название метода) неприемлемой, нежелаемой, неопределенной, проблемной ситуации в приемлемую, решенную. Человек, согласно Дж. Дьюи, оказавшись в трудной (сомнительной) для него ситуации, вынужден решать проблему: каким образом действовать (делать выбор, определять линию поведения). Выход из создавшейся ситуации может быть найден на пути ее преобразования, что вновь ставит человека перед более конкретной проблемой: какой путь преобразования сложившейся ситуации наиболее приемлем. Таким образом, проблемная ситуация включает, с одной стороны, элементы объективного характера, с другой — мысли, намерения, цели, интересы и другие проявления активности вовлеченного в нее человека. Для того чтобы правильно сориентироваться в сложившейся ситуации и тем более целенаправленно ее изменить, необходимы знания об элементах объективного характера, которые добываются в ходе исследования. Дж. Дьюи разработал самую общую модель такого исследования, выделив в ней пять основных элементов психологического, процессуального и предметного характера: 1) чувство затруднения; 2) его определение и определение его границ; 3) представление о возможном решении; 4) его развитие путем рассуждений об отношениях представления; 5) последующие наблюдения, направленные на его принятие или отклонение. Их более детальная характеристика включает указания на эмоциональность, неожиданность в восприятии неопределенной ситуации. Она " тревожная, двусмысленная, запутанная, полная противоречивых тенденций, темная и т.д." [28], но тем не менее ее неопределенность достаточно специфична (ограничена) для того, чтобы человек имел возможность разумно осмыслить ее природу, не поддаваясь панике. Содержание второго элемента (этапа исследования) состоит в наборе познавательных действий, направленных на то, чтобы превратить неопределенную ситуацию в проблематическую, выяснить в чем именно состоит затруднение, т.е. выяснить специфический характер проблемы, установить, что человеку нужно, чтобы преодолеть неопределенность. Представление о возможном решении квалифицируется как гипотеза — представление, основанное на доступных наблюдению характеристиках проблемной ситуации и содержащее указание на ряд действий (операций), приводящих к желаемому результату. Это переход от того, что дано, к тому, чего нет, связанный с определенным риском. Четвертый этап предполагает критический анализ гипотезы, направленный на проверку ее обоснованности, определение конкретной совокупности связанных с ней действий, предвидение ее возможной удачности или неудачности. Пятый этап предполагает опытную проверку гипотезы путем наблюдений или эксперимента, в результате чего устанавливается ее ценность как средства преобразования неопределенной (проблемной) ситуации к решенную. В методологической концепции Дж. Дьюи были реализованы основные идеи классиков прагматизма. Однако европейскими философами в первой половине XX в. она не была встречена с тем энтузиазмом, который был у американского философского сообщества. В дальнейшем представители неопрагматизма К. Льюис, У. Куайн, Н. Гудмэн ассимилировали фактически всю тематику и основные идеи аналитической философии, что привело к некоторому сужению ее первоначальной проблематики. В 80-е гг. XX в. философия прагматизма переживала новый подъем. Ее ренессанс во много обязан более спокойному и непредвзятому осмыслению главных идей классиков прагматизма. В их числе: отрицание незыблемых (последних, совершенно достоверных) оснований научного исследования; допущение возможности его ошибочной направленности и низкой достоверности результатов; отрицание неизбежной связи данных положений с позицией релятивизма и скептицизма; отрицание установки " редуктивистского сциентизма" на абсолютный приоритет естественнонаучного знания в качестве стандарта обоснованности и легитимности; снятие жесткой демаркации между научным и философским исследованием за счет культивирования в философии " умственных приемов лаборатории" (Ч. Пирс); отрицание механистического детерминизма и обоснование необходимости фило-софско-методологического осмысления неопределенности и случайности; обоснование первенства интерсубъективных (социальных) измерений опыта, языка и науки[29]. К этому следует добавить ряд идей, связанных с осмыслением знания и веры, знания и практики, социальных и психологических условий познавательной деятельности и подготовки специалистов, существенно раздвинувших рамки прежних философско-методологических исследований. Широта и разноплановость основных идей классиков прагматизма, послужившие в ЗО-е гг. XX в. основанием для упрека в сумбурности, идейной расплывчатости данного течения, отсутствии в нем твердого ядра, были более адекватно оценены его современными исследователями (X. Патнэм, Р. Рорти, К. Уэст в США; К. О. Апель, Ю. Хабер-мас в Германии). На их основе возникли новые влиятельные концепции науки и научного знания: прагматический реализм (X. Патнэм), постмодернистский прагматизм (Р. Рорти), трансцендентный прагматизма (К.О. Апель), теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса. Философия науки, проникнутая в прагматизме идеей стирания жестких разграничений между наукой и другими формами духовно-культурного освоения реальности, отмечена плюралистичностью концепций, которую наиболее наглядно она показала в отмеченных неопрагматических течениях. Испытав в свое время мощное влияние рационалистических и сциентистски-ориентированных доктрин аналитической философии, неопрагматизм в лице таких своих представителей, как У. Куайн, У. Селларс, X. Патнэм и других, зарезервировал за наукой достаточно развитый рациональный ресурс. Предельно раскованный Р. Рорти развивает откровенно иррационалитическую версию философии науки, в которой она (наука) не наделена сколь-нибудь значимыми свойствами, достаточными для того, чтобы отдавать предпочтение вырабатываемым ею представлениям. Тем не менее сохраняется общая установка, согласно которой наука должна быть конструктивным инструментом защиты демократических ценностей, противостояния цинизму и другим формам отчаяния, фундаментализму и тотальной общественной критике. Прямо противоположной позитивизму ориентацией в оценке роли философских представлений в научном познании отмечена также философия диалектического материализма, формировавшаяся, как уже отмечалось, практически одновременно с позитивизмом. В ней с самого начала декларировалась установка на использование принципов диалектической логики, представляющих познавательный процесс как движение мысли от эмпирического знания к теоретическим абстракциям все более высокого порядка до тех пор, пока не будет найден носитель основного противоречия исследуемого объекта (минимально связанная с эмпирией " клеточка" теоретического анализа) и далее в обратном порядке — анализ основного противоречия, в процессе теоретического разрешения которого выявляются более конкретные противоречия, ассимилирующие более обширный эмпирический материал, в результате чего вырабатывается конкретно-всеобщее понятие исследуемого объекта. При этом отмечалась связь создаваемого таким образом мыслей и действий метода восхождения от абстрактного к конкретному с философским методом Гегеля, у которого диалектика абстрактного и конкретного выражает не непосредственно отношения предметов (явлений, процессов) материального мира, а прежде всего движение абсолютного понятия (абсолютной идеи) как духовного начала всей реальности. О прямом заимствовании системы принципов диалектической логики с ее последующей материалистической интерпретацией свидетельствуют неоднократные прямые высказывания одного из основоположников диалектического материализма К. Маркса. В частности, наиболее показательно следующее: " Мистифицирующую сторону гегелевской диалектики я подверг критике почти 30 лет тому назад, в то время, когда она была еще в моде. Но как раз в то время, когда я работал над первым томом " Капитала", крикливые, претенциозные и весьма посредственные эпигоны, задающие тон в современной образованной Германии, усвоили манеру третировать Гегеля, как " мертвую собаку". Я поэтому открыто объявил себя учеником этого великого мыслителя и в главе о теории стоимости местами даже кокетничал характерной для Гегеля манерой выражения. Мистификация, которую претерпела диалектика в руках Гегеля, отнюдь не помешала тому, что именно Гегель первый дал всеобъемлющее и сознательное изоб ражение ее всеобщих форм движения. У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистичес кой оболочкой рациональное зерно" 1. Образцом практической реализации научного исследования на основе метода восхождения от абстрактного к конкретному считается изучение К. Марксом капиталистического общества и прежде всего его экономических отношений. Вскрыв противоречие между конк ретным и абстрактным трудом (основное противоречие товарного способа производства), К. Маркс, по его мнению, показал, как в совокупности вытекающих из него менее общих противоречий (между стоимостью и прибавочной стоимостью, трудом и капиталом, производством и потреблением и т.д.) отражается во всей полноте жизнь капиталистического общества и каковы перспективы его развития — социалистическая революция и построение нового общества, основанного на иной форме собственности. Не акцентируя внимания на последнем, отметим, что разработка метода восхождения от абстрактного к конкретному в его материалистической интерпретации осталась незавершенной. Неясно было (кроме упоминаний К. Маркса о массовости явлений, связанных с основным противоречием), по каким критериям следовало выделять совокупность экономических явлений, процессов, предметов, в сфере которых следовало искать основное противоречие. Выходя за рамки марксовых представлений о базисе и надстройке, правомерно было ставить вопрос о расширении сферы поисков основного противоречия за пределы экономических явлений и процессов. Сам К. Маркс не осуществил намерение написать (после того как сбросит с себя " экономическое бремя") " Диалектику" как философско-методологи-ческую работу, излагающую теорию использованного им метода. Попытки его последователей сделать это на основании предложенного В.И. Лениным принципа единства диалектики, логики и теории познания остались незавершенными. В итоге данный метод остался мало распространенным. Пока нет оснований утверждать о наличии физических, экономических или биологических теорий, построенных по образцу экономической теории К. Маркса. Видимо, правомерно лишь говорить о наличии историко-методологических реконструкций, выявляющих там некоторые реальные черты метода восхождения от абстрактного к конкретному post factum[30].
|