Философия науки
Методологическое сознание не является единственной интегративной формой рефлексивного осмысления познавательных действий в науке. Существует еще одна такого рода форма — философия науки. В отличие от синкретичного методологического сознания она системно организована. Ее системность в самом общем плане задана структурой философского знания, включающего как минимум историко-философский раздел, онтологию, философскую антропологию, теорию познания и социальную философию. В содержании каждого из этих разделов существуют тематические линии, соединяющие их проблематику с проблемами философии науки. Прежде всего, это взаимодействие науки с философией и другими формами общественного сознания, онтологические и антропологические основания познавательных способностей человека (в частности, содержание и методологическое значение антропного принципа в науке), отношение знания к реальности, влияние форм социальной организации людей на динамику развития науки и др. Результаты исследований по данной тематике имеют для философии науки основополагающее мировоззренческое значение. Аналогичным способом философия науки связана с охарактеризованными ранее формами рефлексивного осмысления познавательных действий в науке. Ее содержание не сводится к сумме знаний, содержащихся в рефлексивных системах, а представляет собой их мировоззренческое основание, транслируя в них то, что выработано при исследовании онтологических и антропологических оснований познавательной деятельности, а также социокультурных условий развития науки. Вместе с тем в философии науки, как одной из интегративных форм ее рефлексивного осмысления, можно выделить доминирующий аспект, подобно тому, как в методологическом сознании в качестве доминирующего был выделен праксиологический (операциональный, деятельностный) аспект. Для философии науки таковым является социокультурный аспект. Философия науки ориентирована на ее изучение, прежде всего, в качестве социокультурного явления, все более активно воздействующего на все другие сферы жизнедеятельности общества, на исследование типов ее взаимосвязи с этими сферами, условий и форм взаимообусловленной эволюции, на анализ причин и следствий их конфронтации. Это предельно широкий контекст исследования науки как оригинального социокультурного феномена, не сводимого к другим явлениям и сферам жизнедеятельности общества. Обоснование ее качественной оригинальности и позитивной социальной ценности периодически приобретало исключительно важное значение как в рамках самой философии науки, так и в сфере общественного сознания. Наука исследуется рядом социальных дисциплин: социологией науки, науковедением, когнитивной психологией, прогностикой и др. Однако их результаты отражают лишь ее отдельные аспекты как оригинального социокультурного феномена. Философия науки, используя эти результаты, вырабатывает системное целостное представление о социальном бытии науки. Наука является многоаспектной системой сложноструктурированного знания, имеющего свою историю становления в общественном сознании, точки роста и актуальные проблемы, сопряженные с общественными потребностями, а также сложнодерминированным видом человеческой деятельности, в своем социальном бытии, связанным с ее другими видами и сферами. Конкретные виды человеческой деятельности, с которыми сопряжены познавательные процессы, не являются по отношению к ним индифферентным (нейтральным) фоном или ареной познавательных действий. Характер их целей, средств и результатов оказывает активное воздействие на аналогичные характеристики обслуживающих их познавательных процессов. Виды ценностно-ориентационной деятельности (религиозная, нравственная, эстетическая и др.) оказывают влияние на выбор объектов и приоритетных направлений познавательной деятельности. Коммуникативная деятельность во многом предопределяет характер средств выражения знания и способов его преемственного использования. Многоаспектное воздействие на познавательные процессы оказывают многообразные виды практики, понимаемой как способ включения человека в окружающий его природный и социальный мир путем целесообразного преобразования предметов, явлений и процессов этого мира. Выше обращалось внимание на интегративные процессы, объединяющие различные формы рефлексии, при осмыслении познавательных действий в науке. Наиболее отчетливо это проявляется во взаимодействии философии науки и методологии науки, что, в частности, выражается в получивших широкое распространение выражениях " философско-методологическая рефлексия", " философско-методологический анализ", " философско-методологическое обоснование". Методология науки представляет собой (относительно философии науки) более узкоориентированное направление ее анализа, включающего исследование методов научного познания и структурной динамики знания. При этом в центре внимания находится деятельностный, динамический аспект науки, в связи с чем методологию науки характеризуют как форму ее рефлексивного осмысления, направленного на изучение средств и методов рационализации и оптимизации научной познавательной деятельности. Общее проблемное поле, создаваемое обоими направлениями, не сводится к простой сумме вопросов, изучаемых в каждом их них в отдельности. Существует ряд проблем и аспектов, где на первом плане оказывается исследование механизмов воздействия на методологию науки тех социальных факторов, анализом которых традиционно занималась философия науки. И наоборот, исследование методологических проблем стимулирует переосмысление и качественно новое решение ряда вопросов, относящихся к сфере философии науки. Наиболее характерны такого рода ситуации при изучении стиля научного мышления, взаимодействия науки с религией и искусством, влияния на характер научных исследований технологических запросов производства, управления, природоохранительной деятельности, здравоохранения. Более конкретное представление о проблемном поле философии и методологии науки связано с необходимостью ретроспективного анализа их развития в историческом контексте, а также системного изложения их исходных понятий, фундаментальных проблем и основных факторов проблемогенеза.
|