Обоснование дедуктивизма и эссенциализма в античной философии
Выше было отмечено, что эпоха античности дала первые образцы внутренне систематизированного научного знания и достаточно развитые представления об особенностях умственной деятельности, направленной на его производство и систематизацию, чего не было в прежних цивилизациях и что можно квалифицировать как явления методологического характера. В античной науке не только впервые возникли дедуктивно-организованные системы математического знания, но и наблюдалось интенсивное философско-методологическое осмысление и осознанное культивирование принципов дедуктивной организации научного знания в целом. Оба процесса (и генезис дедуктивно организованных систем математического знания, и осознанное культивирование принципов дедуктивной организации научного знания в целом) были теснейшим образом связаны с событиями, происходящими в философии. Это обусловлено общей мировоззренческой установкой античной философии, согласно которой законы стройно организованного Космоса в равной степени обусловливают и процессы материальной реальности, и специфику познавательных процессов. Данная установка оставалась основополагающей и для тех философов, которые внесли весомый вклад в решение гносеологических проблем, не оставив при этом в своем творческом наследии сколь-нибудь развитых онтологических представлений (Сократ). Наиболее оригинальной фигурой для периода зарождения философско-методологической рефлексии над познавательными процессами был Гераклит Эфесский. Он первым среди греческих философов, осмысливая познавательные процессы, вышел за рамки мистики чисел и религиозно-этических построений и сделал попытку выявить единую объективно-логическую закономерность, лежащую в основе всякого процесса и состояния, разработать на этой основе элементарную теорию познания и использовать ее для объяснения ряда частных проблем своего времени (естественнонаучно-физических, политических, этико-религиозных, социальных). Центральное понятие философии Гераклита — Логос (закон, мировая душа, диалектика). То, что соответствует ему в реальности, является вечным и обусловливает действительное состояние вещей. Каждое явление — тождество противоположностей. Однако это единство не лежит на поверхности. Для его выявления необходима психологическая установка на познание, опора на данные органов чувств и ориентация на мировоззренческие представления: об изменчивости (текучести) всего существующего, его основе (вечно живом огне, " мерно возгорающем и мерно затухающем"), фундаментальной роли всеобщего. В итоге познание всеобщего Логоса Гераклит уподобляет выращиванию человеческой душой собственного Логоса. Смысл последнего положения вполне правомерно идентифицировать с современными представлениями о существовании объективных законов реальности (гераклитовский Логос) и их выявлении на основании использования индивидуальных познавательных способностей человека. Это фактически современная наиболее общая схема познавательного процесса, включающая его необходимые элементы: познавательную установку, чувственное познание, интеллектуальную систематизацию его данных на основе рациональных предпосылок. Она способна ассимилировать многие из поставленных в более позднее время философско-гносеологических и методологических проблем. Познавательная установка коррелирует с общей направленностью творческой активности человека на получение знаний о реальности (а не на ее оценку или преобразование), а также с совокупностью исследуемых проблем, познавательных целей и задач. Чувственное познание в его последующем взаимодействии с рациональной составляющей познавательного процесса ассоциируется с большой совокупностью проблем, связанных с осмыслением механизмов систематизации чувственных данных на основе рационального знания. Проблема истины, представленная в своем динамическом аспекте как движение индивидуальной души к освоению содержания Логоса (мировой души) очевидным образом коррелирует с набором проблем, исследуемых в русле концепции относительной и абсолютной истины. В более поздний период в центре внимания оказалась проблема сущности вещей (явлений, процессов реальности) как проявления в них вечного, устойчивого, регулярного. Эта проблема ассимилировала практически всю совокупность анализируемых в то время философско-гносеологических и методологических проблем даже в тех школах (элеаты, софисты, Демокрит) и в тот период, когда терминологическая традиция не включала в себя слово " сущность". Решая проблему понятийного выражения представлений о пространстве, времени, движении, Парменид, Зенон и другие представители школы элеатов фактически претендовали на выражение сущности данных атрибутов материальной реальности. В числах и их соотношениях пытались выразить сущность вещей пифагорейцы. В контексте построения натурфилософской модели мира Демокрита занимала проблема сущности теплого и холодного. Софисты, отрицая наличие общего, существующего, независимо от конкретных вещей, придерживаясь крайнего субъективизма и релятивизма в определении их качеств[11], в своих гносеологических суждениях воспроизводили проблему сущности в варианте " пост-скриптум". Для человека, ознакомившегося с доводами софистов, одинаково подтверждающими правомерность прямо противоположных представлений о предмете мысли, возникали вопросы, а где же действительно истина? И в чем сущность данного предмета? В явном виде проблема сущности в ее понятийном выражении впервые была поставлена Сократом в русле его философско-этических исканий. По словам Аристотеля, он " исследовал нравственные добродетели и первый пытался давать их общие определения" [12]. О том, что у Сократа сущность вещей связана с их понятийными определениями, а точнее, с их понятийно-всеобщим коррелятом, свидетельствовали еще древнегреческие философы (Ксенофан, Платон и его ученики). Анализируя наследие Сократа, Аристотель пришел к выводу, что при построении общих понятий, выражающих сущность, он пользовался индуктивными рассуждениями, обеспечивающими связь общих понятий с миром чувственных вещей[13]. Общеизвестно, что при этом индуктивное по логической природе рассуждение облекалось в форму диалога, в ходе которого доказывалась предпочтительность той или иной точки зрения и истинность суждений о предмете разговора, что это была одна из первых форм диалектики, а сократовское учение об искусстве диалога получило название " майевтика". Здесь же необходимо подчеркнуть роль построенных таким образом общих понятий в последующих мыслительных процессах, осуществляемых на основании познанной сущности. Сам Сократ, продолжая поиски в этом плане, разработал учение, называемое " этический рационализм", согласно которому понятия о добродетели, справедливости, мужестве, прекрасном и другом, несущие истинное знание, служили основой правильных добродетельных поступков. Его последователи Платон и Аристотель акцентировали не практически-нравственный, а гносеологические и методологические аспекты и функции общих понятий, выражающих сущность. Они приняли во внимание, прежде всего, их способность направлять познавательный процесс в определенное русло, соответствующее содержанию общих понятий, а сами общие понятия квалифицировали как начала научного знания. Наследие Платона содержит описания " начал" знания как его окончательных и абсолютных основ, восхождение к которым через цепь предположений и обратное движение от них к конкретным, в том числе и чувственно воспринимаемым предметам, представляется ему единственно верным методом познания[14]. Аналогичного представления придерживался и Аристотель. Он расходился с Платоном в понимании природы начал, не придавал исключительное значение идее блага как олицетворению наиболее фундаментального начала научного знания, но в полном соответствии с идеологией дедуктивного подхода подчеркивал более высокий истинностный статус той системы, которая исходит из меньшего количества начал[15]. Будучи современником Гиппократа, Леонта и Февдия, которые разрабатывали своды математического знания, подобные " Началам" Евклида, и видным ученым своего времени (по праву причисляемым к основоположникам биологии), Аристотель воспроизвел в обобщенном виде особенности реальной научной работы своего времени (прежде всего, в области математики и биологии). Изложенной им общей схемы научного исследования, предусматривающей осмысление содержания проблемы, степени ее изученности другими исследователями и значения собственных результатов, придерживаются и в настоящее время. Первостепенное значение имел адекватно осмысленный Аристотелем идеал дедуктивной организации и развития математического знания, по аналогии с которым им представлялся образец правильной организации и развития научного знания в целом. Этот образец предписывал включение в систему научного знания в качестве ее основы небольшого количества общих положений (начал), из которых по правилам дедукции выводится вся совокупность знаний, образующих систему. Именно усилиями Аристотеля было обеспечено прочное закрепление в науке и формах ее рефлексивного осмысления дедуктивизма как фундаментального принципа организации и развития научного знания. Величайшим достижением Аристотеля в области теории познания м методологии науки было также то, что правила дедуктивной организации и развития научного знания у него были сопряжены с такими фундаментальными принципами, как причинность, всеобщность, необходимость, иерархичность, составляющими ядро объяснительных схем современной науки. Эти принципы, а также разработанная им система категорий служили основанием другой универсальной гносеологической и методологической ориентации, заложенной в Античности — эссенциализма. Эссенциализм — это учение в теории познания, согласно которому итогом правильно организованной познавательной деятельности является постижение сущности вещей как основы, определяющей все их воспринимаемые и возможные свойства. Знание как результат правильно организованного научного познания, согласно Аристотелю, принципиально отличается от мнения и веры (в сфере которых всегда возможно иное мнение и иная вера) тем, что оно достоверно, т.е. обосновано таким способом, что не остается возможности (нельзя найти оснований), чтобы его опровергнуть или хотя бы изменить[16]. Именно в таком радикальном варианте эссенциализм оформился в Античности, благодаря усилиям Аристотеля, направленным на осмысление целей, путей и средств регуляции научного познания. Отмеченная выше связь начал познания с представлением о сущности выражает преимущественно одну из характеристик сущности — общность ее содержания с содержанием многообразных предметов (процессов, явлений) реальности. Известно, что существует принципиальная возможность трактовки общего в самом широком диапазоне: начиная от его понимания как стороны, аспекта, частички единичного, кончая натурфилософскими и мистическими представлениями о существовании материальных и духовных образований, автономных по отношению к единичному, но в то же время определяющих его содержание, оформление и развитие. Известно также, что Аристотель подверг резкой критике позицию Платона, отделявшего сущность (а соответственно и общее) от конкретных вещей и представлявшего ее в виде совершенных (идеальных) форм, существующих в автономной сфере, а также его " теорию припоминания", согласно которой познающая душа " припоминает" содержание идей, с которым она соприкасалась, существуя в свое время в их автономной сфере. Соответственно ему предстояло дать новое понимание сущности и путей ее постижения. Аристотель сделал это, опираясь, прежде всего, на представление об общем, причинности, необходимости и доказательности. Согласно Аристотелю, знание о существующих конкретных (единичных) вещах есть знание в них общего как стабильного, вечного, присущего не только данной единичной вещи, но и всем вещам, составляющим определенный класс. Оно выражается в виде совокупности определений, которые можно объединить в понятии о данной вещи. Такого рода знание квалифицируется Аристотелем как научное. Все что им не охватывается, представляет собой мнение, искусство или простой опыт. В них доминируют чувственные данные, сведения, содержащиеся в памяти и привычках, которые в какой-то мере постигают общее, но их содержание зависит от всегда изменчивых условий пространства и времени, поэтому нестабильно, противоречиво и в общем " ненадежно". " Напротив, то что показывает в вещах научное познание, — подчеркивал Аристотель, — не зависит ни от пространства, ни от времени. Научное постижение предмета — мысль, покоящаяся и в известном смысле стабильная, остановившаяся". Таким независимым от условий пространства и времени образованием, представляющим собой сущность вещи, является форма. В онтологическом плане, по Аристотелю, — это активное начало, обусловливающее возникновение из пассивной материи конкретных вещей (всякая материальная вещь обретает реальное, действительное бытие в результате соединения материи и формы, которая тем не менее начисто не отделена от этого пассивного субстрата, а существует в нем в виде возможности, обретая свою активность в конечном счете в причастности к Богу). В гносеологическом плане это сущность, познаваемая через выяснение ее отношений к другим сущностям, в частности, как входящая в родовую сущность или в род (более широкое образование), внутри которого она определяется путем видового отличия. По восходящей иерархии таким путем можно дойти до предельно общих родов бытия, сущность которых выражают категории (сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, обладание, действование, страдание) и таким образом построить наиболее полное понятие вещи. При этом вставали вопросы о критериях принадлежности к роду и отличительных критериях. Их Аристотель решал на основании представлений о причине и необходимости. Он неоднократно подчеркивал, что научное знание предполагает выяснение причины, определяющей не только существование вещи, но и форму (способ) ее существования, т.е. в силу установленной причины вещь не только существует, но и не может существовать иначе. Столь же принципиально он подчеркивал, что причина по отношению к объясняемому посредством ее предмету (явлению, процессу) имеет более общий характер. Соответственно данным принципам введены четыре типа причин: 1) материальная, выражающая связь с субстратом; 2) формальная, выражающая переход в способе существования вещи из возможности в действительность; 3) движущая, выражающая источник данного процесса; 4) телеологическая (целевая), выражающая цель, ради которой осуществляется данный процесс. Положение об общем характере причин (придание причинам статуса общего и всеобщего) составило основу трактовки научного знания как выражающего необходимость. Исходя из принятого им статуса причины, Аристотель интерпретировал причинную связь, прежде всего, как включение (единичной вещи в класс, вида в род, частного в общее), в результате чего утверждалось, что в качестве причин свойств единичных вещей и их совокупностей выступают свойства (содержание) более общего характера по отношению и к единичным вещам и к изучаемым совокупностям. Необходимый характер понимаемых таким образом причинных связей возможно установить путем логического доказательства, поскольку, согласно Аристотелю, доказательство только и возможно относительно всеобщего или хотя бы постоянного, т.е. обладающего некоторой степенью общности: "... если бы общего не было, не было бы и... никакого доказательства". Он исключает возможность доказательства о единичном как таковом, данном нам в чувствах и опыте, не связанном с общим и всеобщим. Аристотель подчеркивал, что в доказательстве (и в посылках, и в заключении) фигурирует знание о всеобщем, различной оказывается только степень всеобщности. При этом он имел в виду, прежде всего, силлогизм первой фигуры, в соответствии с которым, по его мнению, должны строиться и в действительности строятся доказательства в тех областях познания, которые претендуют на статус наук: " Из фигур силлогизмов первая — наиболее подходящая для науки, ибо через нее ведут доказательства и математические науки, такие как арифметика, геометрия, оптика, и, можно сказать, все науки, исследующие причины, почему есть, ибо силлогизм о том, почему есть, получается или во всех, или во многих случаях, или больше всего именно через эту фигуру. Так что поэтому первая фигура и есть наиболее подходящая для науки, ибо для знания важнее всего исследование причины, почему есть. Далее, только через эту фигуру можно добиться знания о сути вещи...". Ранее отмечалось, что эссенциализм Аристотеля содержал не только прямую ориентацию на выяснение того, почему познаваемая, вещь (явление, процесс) являются тем, что есть, но и сопутствующую интенцию на доказательство неопровержимости полученного знания. Этим целям служила система его онтологических представлений (о Космосе, Боге и др.). Они создавались во многом под рационалистическую теорию познания и прежде всего под сформулированные им логические законы мышления, которые базировались на онтологических представлениях о бытии и небытии, противолежащем, противоположном и противоречащем, действительности и возможности и др. Известно также, что логические законы мышления он соотносил исключительно с актуальной, а не возможной реальностью. В итоге, благодаря их акцентированной отнологизации, законы логического мышления (тождества, противоречия и исключенного третьего) рассматривались Аристотелем как наиболее фундаментальные (всеобщие) и достоверные из всех начал научного знания. В этом плане наиболее характерна трактовка Аристотелем логических законов противоречия и исключенного третьего, содержание которых он непосредственно связывал с основным законом бытия: " невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении", квалифицируя этот закон как " самое достоверное из всех начал". Более скромно выглядят результаты осмысления античными философами науки как социокультурного явления. Их гносеологические рассуждения о различии между простым опытом, знанием и мнением, мышлением и рассудком, чувственным и интеллектуальным познанием обычно иллюстрировались различиями в способе мышления отдельных категорий людей, аналогиями из обыденной, политической, военной сферы, где, разумеется, подчеркивались преимущества научного познания. На этом маловыразительном фоне довольно резко выделяется проект Платона по использованию научных знаний для подготовки к профессиональной управленческой работе молодых аристократов, предусматривавший усвоение ими определенного объема знаний по математике, логике, риторике, портике и другим дисциплинам. Сначала встреченный в их среде с энтузиазмом, он был в скором времени забыт: молодые придворные не смогли одолеть даже первых ступеней его облегченного варианта. Можно задаться вопросом: почему философы Античности, осмысливая науку как социокультурный феномен, не замечали спорадических, но как будто обнадеживающих применений научных знаний и строительном, военном деле, при решении некоторых бытовых вопросов (наиболее известны события, связанные с открытием Архимедом зависимости между весом тела и объемом вытесненной им жидкости)? Основная причина в том, что у них не было установки на это. Сферой, достойной приложения знаний, считалась государственная (политическая) деятельность. В ней и происходила целенаправленная апробация интеллектуальных научных результатов. Это был не только целенаправленный, но и полный драматизма процесс. Одно из убедительных свидетельств — философское культивирование Сократом системного (междисциплинарного) мышления и предложение сделать способность к такому мышлению главным критерием пригодности людей к государственной деятельности и соответственно доступности к участию в решении важных государственных вопросов. В глазах широкой общественности того времени (особенно демократической) это выглядело вызывающе, и последствия не заставили себя ждать. Неразвитость философии науки в Античности, как бы ни парадоксально, на первый взгляд, выглядело такое суждение, объясняется также интенсивным воздействием философии на науку. В противоположность науке античная философия далеко не всегда базировала свои построения на рациональных основаниях. В ранний (досокра-товский) и особенно римский периоды предпринимались многочисленные попытки переноса из философии в науку мифологических, религиозных, мистических и оккультных представлений. Большинство из них наука могла ассимилировать лишь ценой отказа от рационалистических оснований и тех принципов работы (причинность, необходимость, всеобщность, иерархичность), которые достаточно прочно устоялись в античной науке классического периода. В создавшейся ситуации, которая интенсивно воспроизводилась в Средние века и период раннего Возрождения, наука с трудом балансировала на тонкой грани, отделявшей ее от других форм духовного освоения реальности. Ее переход означал бы потерю наукой особого эпистомологического статуса. Но этого не произошло, благодаря созданной прежними поколениями ученых широте диапазона научной проблематики, в которой всегда находилось место приложению научного интеллекта.
|