Студопедия — ПРОБЛЕМА ЕДИНСТВА МИРА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПРОБЛЕМА ЕДИНСТВА МИРА






Эта проблема возникает, во-первых, потому, что очевидно качест­венное различие вещественно-субстратных предметов и сознания, во-вторых, очевидно также и то, что весь материальный мир разнообразен. Так много ли субстанций (и не сводимы ли они к двум - к материи и духовной субстанции) или в основе всего многообразия - только одна субстанция? Эта проблема возникла еще в античности, и через всю ис­торию человеческой культуры она прошла как " проблема единства ми­ра". В Древней Греции, как мы видели, Гераклит объяснял многообра­зие мира, в том числе души, разными модификациями огня; душа, как другие системы, вовлечена в космический круговорот; " сухая душа" ближе стоит к огню, чем " влажная", являющаяся субстратом ощущений. По существу из единого начала - атомов - пытался объяснить многооб­разие мира, а также различные состояния сознания Демокрит. Некото­рые философы, правда, полагают, что Демокрит признавал вторую суб­станцию - пустоту, но это была, если быть более корректным, вовсе не субстанция, поскольку не являлась источником многообразия предмет­ного мира. У него пустота - лишь условие проявления единой субстан­ции. Совсем другую картину нам дает Эмпедокл, у которого в самом основании мира положены четыре " равных" по своей мощи субстанции - вода, воздух, огонь и земля; они заполняют все пространство, находят­ся в движении, перемещаясь, смешиваясь и разъединяясь. Все вещи как

1 Спирин А.Г. Сознание - самосознание. М., 1972. С. 83.


бы складываются из этих четырех " корней" (субстанций) вроде того, как стена сложена из кирпичей, камней, скрепляющей их массы. Каж­дый из своеобразных предметов и сложен своеобразно: кость, например, составлена из двух частей воды, двух частей земли и четырех частей

огня.

Таким образом, в античной философии уже сложились противопо­ложные направления: монизм (от " monos" - один), считающий, что все многообразие предметов и явлений образуется из одной, единственной субстанции, и плюрализм (от лат " pluralis" - множественный), при­знающий несколько или множество субстанций, создающих все много­образие мира. Существует разновидность плюрализма - дуализм; он наиболее ярко представлен в философии Декарта. У него два исходных начала всех предметов и явлений - материальное и идеальное; в чело­веке связаны между собой безжизненный телесный механизм с волящей и мыслящей душой посредством так называемой шишковидной железы.

Монизм и плюрализм подразделяются на идеалистическую и мате­риалистическую разновидность. В немецкой классической философии, например, идеалистический монизм представлен прежде всего Гегелем, а материалистический монизм - Фейербахом. Наиболее видным идеали­стом-плюралистом Нового времени был Лейбниц. Его не удовлетворяла материя как пассивная субстанция, и он признал существование мо­над - множества духовных субстанций, образующих столь разнообраз­ный чувственно-предметный мир (физический космос).

Наиболее обоснованным является материалистический монизм. Его основное положение: мир един по своей материальности. Данное поло­жение конкретизируется в нескольких других. Первое: мир един, по­скольку он субстанциален. Все, что существует, есть субстанция или ее свойства. Субстанция атрибутивна. Одним из атрибутов материи как субстанции является отражение, существующее на любом из ее струк­турных уровней. Отражению свойственно усложнение форм. Наивыс­шей из известных на сегодня науке форм оказывается индивидуальное сознание. Духовность, базирующаяся на сознании человека, есть не противоположность субстанции, а одно из ее важнейших свойств. Суб­станциальный характер сознания " снимает" абсолютную противополож­ность материи и сознания, но заключает в себе относительное их разли­чие (в пределах единой субстанции). Второе: мир един по своей физи­ческой структуре. Наука установила, что на Солнце, на других звездах Вселенной существуют в основном те же самые химические элементы, физические вещества и поля, что и на Земле. Постепенное, но неук­лонное продвижение науки в глубины микро- и мегамира подтверждает, что везде имеются одни и те же физические виды реальности - вещест­во, поле; наука уже изучает новый вид - антивещество и подошла к


описанию антиполей. Интересными в перспективе для деятельности и жизни человека представляются работы биофизиков, биохимиков и пси­хологов над пси-полями, что позволит, возможно, прийти к установле­нию более тесной связи индивидуального сознания с миром в целом. В представление о вещественно-субстратном единстве мира входит также рассмотрение всего этого мира как целостности. Вселенная - это сис­тема бесконечного множества иерархически соподчиненных систем, а она сама - тоже система, но особого рода: она, в отличие от конкрет­ных систем, бесконечна в пространстве и во времени, она не закрытая, а открытая система. Системность материи означает взаимосвязь кон­кретных систем: не связь любой из них с любой другой системой (что ограничено предельной скоростью распространения света), а в конечном лишь счете всеобщую взаимосвязь. Третье: мир един по внутренним отношениям между явлениями. В основе любых связей - функциональ­ных, самоорганизующихся, целевых и прочих - всегда находится при­чинность. Отношение причинения - это такая связь между являениями, при котором одно явление при наличии определенных условий вызывает к жизни другое явление (следствие). Признаки причинной связи: вре­менная последовательность, необратимость, однозначность, порождае-мость. В процессах причинения происходит перенос вещества, энергии и информации от причины к следствию. Хотя качество следствия ока­зывается при этом неравным качеству причины, между ними имеется неразрывная связь. Комплексы причинно-следственных связей создают цепи причинения (в том числе вероятностные, двулинейные с обратной связью). Беспричинных явлений в природе не существует. Четвертое: мир един по своим законам. Он не есть хаотическое нагромождение предметов и явлений. В одних своих аспектах он един по своим физи­ческим законам, в других единство обеспечивается химическими, био­логическими законами, а в целом его единство, к тому же в связи с мышлением, сознанием, обеспечивается действием всеобщих законов диалектики. Единство мира по его законам раскрывает нам помологиче­ское (" nomos" - закон) единство мира. Пятое: мир един по своему про­исхождению. Свою " начальную точку" имеют галактики, наша Солнеч­ная система, человек и другие материальные и духовные явления. Все многообразие человеческих этносов, рас, индивидов имеет единый " корень" - становление Солнечной системы, и в этом смысле (если брать космогоническую гипотезу о ее происхождении из раскаленной газопылевой туманности) огонь, действительно, предшественник и ос­нова всех людей. Итак, мир не плюралистичен в философском смыс­ле слова; он монистичен, и этот монизм есть единство субстанциаль­ное, вещественно-субстратное, каузальное, помологическое и генетиче­ское.








Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 645. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия