Студопедия — Взгляды философов нового времени о сущности психики
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Взгляды философов нового времени о сущности психики






Эпоха возрождения (XVI-XVII вв.) изменила взгляды фило­софов на психику и поведение человека. Машины стали облег­чать и даже заменять трудовые действия человека. Создавались роботы-машины, имитирующие действия и поведение человека. В связи с этим возникла мысль о возможности объяснить дей­ствия человека по аналогии с машиной.

Впервые такие взгляды высказал французский философ Рене Декарт (1596-1650 гг.). Он полагал, что можно естественно-на-


тем объяснить простейшие движения человека. Декарт доказал, что, благодаря устройству нервной системы, мышечные движения могут возникнуть без непосредственного участия души. В то время было из­вестно, что от органов чувств, находящихся, например, в коже, идут нервы к спинному мозгу, а от него к мышцам, благодаря чему раздра­жение органов чувств вызывает непроизвольную реакцию мышц. Так возникла идея о рефлексе.

Декарт, конечно, не знал, какие процессы возникают в нервах и как они вызывают движение мышц. Он полагал, что по нервам движутся жи­вотные духи, которые и побуждают сокращаться мышцы. Но движение животных духов по нервам возможно не тольк о при раздражении органов чувств, но и под влиянием души. Поэтому сложные формы поведения человека, связанные с моральными нормами, осуществляются при учас­тии души, сидалище которой, как полагал Декарт, находится в централь­ной части головного мозга, в его шишковидном образовании. Поскольку у животных нет души, то их поведение полностью обусловлено внешними воздействиями и ничем не отличается от работы машины. Эти идеи по­ложили начало для механическ ого понимания не тольк о поведения живот -ных, но и человека.

Человек, по мнению Декарта, способен разумно действовать и познавать мир. Знания человек приобретает с детства, прини­мая их на веру. Но наряду с истинными знаниями он приобрета­ет и ложные. Как же добраться до истины? Для того, чтобы по­нять истину, утверждал Декарт, надо подвергнуть все сомнению. В своих сомнениях человек может дойти до отрицания окружаю­щего мира и самого себя. Но что-то все же должно остаться? Ре­ально существующим в таком случае останется только само сомнение. А сомнение есть результат деятельности мышления человека. Значит истинно то, что сам человек существует, так как если я мыслю, то, следовательно, существую.

Что же такое мышление? По мнению Декарта, мышление -это процесс познания истины, который происходит внутри нас и который непосредственно воспринимается нами. Эти идеи Декар­та явились основой для появления в философии и психологии но­вого направления, которое получило название интроспекциониз-ма, то есть внутреннего познания психики человека.


Все последующие философы и психологи или поддерживали пер­вую точку зрения Декарта, отрицая вторую, или наоборот.

Так английский философ Гоббс (1588-1679 гг.) считал, что поведение человека, как и его психика, подчиняются законом ме­ханического движения. Психика не влияет непосредственно на действия человека, а лишь сопровождает телесные процессы. Ду­шевные явления могут рассматриваться только как придаток к ним, т. е. как эпифеномен. Такой взгляд на природу психики и ее назначение получил название эпифеноменализма.

Нидерландский философ Спиноза (1632-1677 гг.) также утверждал, что все материальные и душевные явления подчиняются одним и тем же законам материального мира, что возникновение психических явлений также причинно обусловлено, как и появление материальных явлений. Так впервые возникла идея о принципе детерминизма в психологии.

Материалистические взгляды на поведение и психику человека этих философов оказали большое влияние на развитие теорий о процес­се познания. Если до 18 века считалось, что все знания человек полу­чает рациональным путем, т. е. путем логических рассуждений, то за­тем возникло учение о том, что все знания имеют чувственное проис­хождение и приобретаются опытным, эмпирическим путем.

Наиболее последовательным защитником этих взглядов был анг­лийский философ Дж. Локк (1632-1704 гг.), который считал, что в уме не может быть никаких врожденных знаний, что душа ребенка “чистая доска”, на которой опыт записывает свои письмена. Причем опыт по Локку может иметь два источника: один - внешний, другой - внутрен­ний. Внешний опыт связан с деятельностью органов чувств, на кото­рые воздействуют предметы и явления материального мира, порождая ощущения. Внутренний опыт приобретается в результате деятель­ности ума, на основе его непосредственного восприятия (рефлек­сии), т.е. интроспективным путем. Эти взгляды Локка оказали ре­шающее влияние на становление эмпирической (опытной) психоло­гии, родоначальником которой он являлся.

Окончательное оформление психологии, как самостоятельной науки, произошло в середине XIX века, когда стали возникать пер­вые научные психологические лаборатории: Вебера (1795 - 1878 гг.), Фефнера (1801 - 1880 гг.), Гельмгольца (1825 - 1924 гг.), Вунда (1832 -1920 гг.) и др. В этих лабораториях экспериментально изучались ос-


новные психологические явления, связанные с деятельностью созна­ния, которое рассматривалось как целостное интегральное явление.

В результате этих исследований были описаны основные свой­ства сознания. Сознание имеет подвижный, динамический характер. Поток сознания является непрерывным, его нельзя ни остановить, ни повторить. Поле сознания неоднородно. В фокусе сознания возникают четкие, ясные образы, мысли, воспоминания и желания. На периферии - они неотчетливы, расплывчаты, смутные и неопределенные. Явления сознания могут возникать или сами по себе непреднамеренно, или, на­оборот, целенаправленно, преднамеренно и произвольно по желанию субъекта. Были изучены также простейшие элементы сознания - впе­чатления или ощущения. Они характеризуются качеством, интенсив­ностью и протяженностью. Из этих простейших элементов путем их соединения (ассоциации) возникают более сложные элементы созна­ния: образы, мысли, представления, воспоминания, чувства. В связи с этим психология, занимавшаяся изучением законов образования ассо­циаций между элементами сознания, стала называться ассоциативной.

Почему становление психологии как науки было связано именно с изучением сознания? Ответ очень прост. Потому, что сознание это то, что реально непосредственно представлено субъекту, то, что непос­редственно доступно для познания человеку - это его внутренний мир, о котором он может отдавать отчет. Как же следовало изучать явле­ния сознания? В любой науке изучение явлений производится опытным путем при помощи применения приборов и аппаратов. Результаты их изучения фиксируются органами чувств и обрабатываются мышлени­ем.

Психология как наука стала развиваться тоже опытным, эмпири­ческим путем, но ее объект и результаты его изучения не могли быть зафиксированы органами чувств, так как психические явления по сво­ей природе не материальные, а идеальные явления. Оставался только один путь познания явлений сознания - это интроспективный путь. Но этот способ познания психики весьма ограничен и он быстро исчерпал самого себя. Ведь кроме осознаваемых психических явлений имеет место множество других: бессознательных, интуитивных, иррациональ­ных, импульсивных, автоматических явлений, которые непосредствен­но не представлены субъекту и о существовании которых он даже не подозревает. Кроме того интроспективный способ познания психики мо­жет быть применен только по отношению к взрослому человеку, специ-


ально подготовленному к этому. Ведь чаще всего испытуемыми были сами психологи, хорошо разбирающиеся в своих психических состоя­ниях. Дети же и животные не могли принимать участия экспериментах, так как не могли давать субъективные показания интроспективного толка. Все это привело к тому, что должен был измениться объект психологических исследований и должны были появиться новые прин­ципы психологических исследований, а в связи с этим и новые психоло­гические теории, что и произошло в конце XIX в. и в начале XX в.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 447. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия