Пространство и время как атрибуты материи
Движение, пространство и время суть философские категории, выражающие способ существования материи: её изменчивость (движение), разнообразие (пространство) и закономерную последовательность развития (время). Пространство – способ бытия материи, характеризующий её протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов материальных структур. Время – способ бытия материи, выражающий длительность её существования, последовательность смены состояния в изменении и развитии материальных систем. В истории философии были различные представления, например, что пространство и время существуют как таковые, независимо от материи (И. Ньютон), или же - пространство и время не существуют объективно, есть только априорные понятия, субъективные переживания (И. Кант). Пространство и время являются свойствами материальных предметов и не могут существовать вне материи и материальных вещей. Пространство и время без материи не представляют ничего, это голые абстракции, а абстракции могут существовать лишь в нашем мышлении. Пространство и время имеют всеобщие и частные (специфические) свойства. К всеобщим свойствам относится их объективность и независимость от сознания человека, абсолютность как атрибутов материи, неразрывная связь друг с другом и с движением материи, зависимость от структурных отношений и процессов, единство прерывного и непрерывного в их структуре, качественная и количественная бесконечность. К специфическим свойствам пространства относится его трехмерность, а времени – одномерность и однонаправленность. Важно иметь в виду, что существуют физическое, биологическое и человеческое (социальное) пространство и время. Физическое пространство и время являются характеристиками физической материи, они зависят от особенностей нашей физической реальности, им присущи константные характеристики. Время на нашей Земле везде течет одинаково, на других планетах – зависит от скорости вращения этих планет. Биологическое пространство – это совокупность биоценозов и биогеоценозов, определенная плотность отношений между живыми существами. Биологическое время – это интенсивность биологических ритмов, биологических процессов в живых организмах. Каждое живое существо имеет свои биологические часы, ритмы, которые зависят от интенсивности его физико-химических и биологических процессов. Человеческое пространство (социальное и индивидуальное) – это реальное пространство, с которым взаимодействуют люди и общество, завоевание окружающего пространства и вовлечение его в сферу деятельности людей. Оно предполагает отношение между естественным и искусственным, их влияние на биологическое пространство. Социальное время характеризует длительность, последовательность, становление человеческой деятельности и общественных отношений в ходе общественных процессов. Социальное время неодинаково от эпохи к эпохе, оно имеет разную интенсивность. Первобытное общество развивалась крайне медленно. Более 900 тыс. лет человечество «ползло» вперед со скоростью черепахи. Рабовладельческое общество, просуществовавшее в истории около 5 тыс. лет, уже двигалось со скоростью боевых слонов Ал. Македонского. Феодальная ступень протяженностью примерно в 1, 5 тыс. лет преодолевалось трусцой закованного в латы рыцаря. Буржуазное общество, пришедшее на смену феодализму и существующее более 300 лет, получила ускорение парового и дизельного двигателя. В наше время скорости общественного развития, опирающиеся на достижения НТП, приблизились к космическим. Психологическое время – это интенсивность, длительность и ритмичность психофизиологических процессов человека. Существует не только субъективное восприятие времени, но и индивидуальное существование времени. Каждый индивид имеет свои временные ритмы, более того эти ритмы меняются с возрастом. В человеческом организме существуют около 300 ритмов разной амплитуды и интенсивности. Различают ритмы суточные, недельные, месячные, трехмесячные, шестимесячные, 1 годичные, 6-летние, 12, 60, 100, и 1000-летние. Биологические ритмы позволяют организму оптимально приспособиться к физическим ритмам, к ритмам природы, оптимально согласовать свои физиологические процессы для нормальной жизнедеятельности. Болезнь возникает как расстройство человеческих ритмов в функционировании соответствующих систем и органов. У детей время течет быстрее (поскольку более интенсивны физико-химические процессы), а у пожилых людей время протекает медленнее. Психологически же это переживается наоборот: у детей время «тянется» бесконечно, а у пожилых – «летит». Час времени в пятилетнем возрасте равнозначен 5 часам в 50-летнем возрасте. Поэтому дети и их родители находятся как бы в разных временных измерениях. Современная наука утверждает, что материя, движение, пространство и время взаимосвязаны, образуют единство, это доказывается теорией относительности и другими научными данными. Медицина, имея дело с богатым фактическим материалом, сделала очень много для развития представлений о пространстве и времени. Поэтому ещё Л. Фейербах отмечал, что медицина является колыбелью философии. А.К. Бернар утверждал, что болезнь есть своеобразный эксперимент, который природа ставит над людьми. Имея дело с этими экспериментами, с патологией нервной системы, медики обнаружили своеобразное проявление индивидуального, человеческого пространства и времени. Равновесие есть отражение положения своего тела в пространстве. Мы отдаем себе отчет где верх, низ, лево, право. При поражении определенных центров головного мозга нарушается чувство равновесия, восприятия своего тела, нарушение ориентации в пространстве и времени. Поэтому идея использования патологии нервной и психической деятельности человека имеет важное значение для понимания пространства и времени. Более того, в психиатрии возникло экспериментально-фармакологическое направление, представители которого наблюдали различные психопатологические феномены (как результат применения различных препаратов): психосенсорные, галлюцинаторные явления, переживания чуждости телесных ощущений, нарушения чувства реальности своего «Я» и окружающей обстановки. Эти сложные патологические изменения самосознания, называемые деперсонализацией, живо подхвачены психологами и даже философами в целях психологического и гносеологического исследования сознания и самосознания личности, особенностей проявления индивидуального (психологического) пространства и времени. Мы недостаточно знаем физико-химические и психофизиологические механизмы субъективных переживаний, восприятий и представлений о времени и пространстве в сознании личности. Медицина также обнаружила феномен функциональной асимметрии головного мозга человека. Экспериментально доказано, что если левое полушарие связано преимущественно со словесно-логическим мышлением, т.е. речи, счета, логики, то правое полушарие – с конкретно-образным мышлением, т.е. зрительными образами, формами и структурами, музыки, ориентации в пространстве. Характер индивидуального пространства и времени человека показывает, что в его формировании принимает участие закономерности физического, химического и биологического уровней организации материи. Механизмы правого полушария мозга позволяют человеку находиться в постоянной коррелирующей связи с реальным пространственно-временным физико-химическим континуумом. Левое полушарие мозга ведает более сложными процессами - социальными. Феномен функциональной асимметрии полушарий мозга характерен только для человека и свидетельствует о высокой приспособляемости к окружающему миру.
Литература Биология в познании человека. Ред. Карпинская Р.С. М., 1989. Биология и медицина: философские и социальные проблемы взаимодействия. Ред. Овчинников Ю. А. М., 1985. Габричевский А.Г. Пространство и время. // Вопросы философии. 1994. № 3. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986. Дубинин Н.П., Шевченко Ю.Г. Некоторые вопросы биосоциальной природы человека. М., 1976. Лобковиц Н. От субстанции к рефлексии. // Вопросы философии. 1995. №1. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992. Мамилев Ю.В. Судьбы бытия. // Вопросы философии. 1993. № 10. Ортега-и-Гассет. Что такое философия? М., 1991. Пахомов Т.Я. Становление современной физической картины мира. М., 1985. Плетников Ю.К. О природе социальной формы движения. М., 1971. Тарасов К.Е., Черненко Е.К. Социальная детерминированность биологии человека. М., 1979. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики. Время и бытие. М., 1993.
|