Клиент психолога-консультанта
В психологическом консультировании (впрочем, как и в других видах психологической помощи), декларируется следующий принцип: все, что делает психолог-консультант в своей профессиональной деятельности, должно быть продиктовано интересами клиента и направлено на благо клиента. Встает закономерный вопрос: кто является (и, соответственно, кто не является) клиентом психолога-консультанта, то есть, фактически, кому мы можем реально помочь и вправе помогать? В первой главе мы уже говорили, что потенциальный клиент психолога-консультанта – это человек, который испытывает трудности в повседневной жизни: неуверен в себе, обладает низкой самооценкой, конфликтует на работе и в семье, не может построить удовлетворяющие его взаимоотношения с людьми и т.п. Однако в нашей стране невысокий уровень психологической культуры ведет к тому, что зачастую к психологу-консультанту обращаются тогда, когда нужна помощь психотерапевта, психиатра либо врача-нарколога. Поэтому мы посчитали целесообразным уделить внимание этому вопросу и отграничить " своих" клиентов от " чужих". Оценка клиента зачастую просто необходима для выбора правильной стратегии и тактики психологической помощи. Вопрос об адекватной форме психологической помощи тесно связан с понятием " психическая норма". Это понятие является достаточно условным, так как не существует общепринятого понятия о психически нормальном человеке. Норма вообще – это средняя величина, характеризующая какую-либо массовую совокупность случайных событий, явлений; это социальное, общепризнанное правило, образец поведение или действие. Представления о " психической норме" различны для представителей разных эпох, культур и субкультур. Например, философия " нормальности и социальной адекватности" не всегда была ведущей. Так, если во времена раннего и среднего христианства человек отдавал все свое имущество церкви, а сам отправлялся жить в пустыню, он считался святым. В наше время этот поступок, по меньшей мере, кажется странным, и в случае подобного поведения человека его родственники могут попытаться в лучшем случае проверить его психическую нормальность, а в худшем – получить над ним опеку, закрыть его в психиатрической лечебнице и т.п. Сравнительный анализ сегодняшних и средневековых реалий позволяет увидеть, что такие понятия, как душевное здоровье или психическое расстройство, социальная адекватность и асоциальное поведение, межличностные отношения, проблема отделения от родителей, очень важные сегодня, играли в христианском мировоззрении роль весьма незначительную. Способы достижения душевного равновесия, которыми пользовались христиане в Средние века, могли бы быть в охарактеризованы в двадцатом столетии как невротические, а поведение многих верующих – как абсолютно асоциальное. Таким образом, понимание нормы очень вариативно. То поведение человека, которое сегодня считается нормальным, через некоторое время может показаться патологическим, и наоборот. Перечислим наиболее общие критерии, которые в наше время выступают показателями психической нормы (психического здоровья): · принимать себя таким, какой есть; · способность связывать внешнее поведение с внутренними потребностями; · готовность проявлять активность для удовлетворения основных жизненных потребностей; · способность к контакту с людьми без примитивных психологических защит, искажающих взаимодействие; · способность по собственному выбору контейнировать или выражать свои чувства, когда этого требует или позволяет ситуация; · свобода от тревоги в безопасных ситуациях; · способность действовать в случае реальной опасности; · способность сохранять в памяти прошлое и заботится о будущем. Многие психологи не безосновательно опасаются разделения всех людей на здоровых, не нуждающихся в терапии, и больных, тех, кому без нее не прожить. Они считают, что более реалистично рассматривать здоровье как широкий спектр состояний и проявлений, позволяющий признать право на невротические реакции так называемых благополучных людей и способность к здоровому реагированию у лиц с тяжелыми психическими и соматическими расстройствами. Однако даже если принять вариативность нормы, то психолог-консультант работает с " хорошей" психической нормой, а психотерапевт – с " пограничной" нормой. Если в качестве основы для описания степени личностных нарушений клиента принять схему " невроз – пограничный синдром - психоз", то клиентом психолога-консультанта может быть человек с проблемами и нарушениями не тяжелее невроза. Иногда психолог-консультант (особенно если он пришел в консультирование " от медицины" и имеет представление о традиционном психиатрическом осмотре) хорошо ориентируется в симптомах и синдромах и для него не составляет труда определить, в каких случаях к нему на консультацию пришел " чужой" клиент. Однако для начинающих психологов такая дифференциация представляет большую проблему, особенно если они осуществляют свою практическую деятельность без поддержки опытного супервизора. Термин " невротик", по меткому замечанию Нэнси Мак-Вильямс, сейчас закреплен за людьми настолько здоровыми, что они считаются редкими и необычайно благодарными пациентами. Сегодня этот термин используется чаще всего для обозначения людей с некоторыми эмоциональными страданиями, сохраняющими очень высокий уровень способности к функционированию. Психоаналитики описывают личность, организованную на невротическом уровне, как опирающуюся на защиты второго порядка (зрелые защиты). Это личность, обладающая интегрированным чувством идентичности, с непротиворечивым поведением, с непрерывностью собственного " Я" во времени. Когда такого человека просят описать себя, он не испытывает затруднений и отвечает подробно, рассказывая о своих вкусах, привычках, убеждениях, сильных и слабых сторонах характера. Он также способен описывать других значимых людей – родных, близких, - и характеризует их личность при помощи многогранного, сложного, но согласованного ряда свойств. Люди невротического уровня обычно находятся в контакте с реальностью, то есть субъективно живут в одном мире с психологом. Они не страдают маниями, галлюцинациями, и психолог обычно не испытывает необходимости смотреть на жизнь через искажающие линзы клиента. Иногда психологу приходится погружаться в другую действительность. Р.Желязны изящно описывает психолога, который " был как дома в тех чужих мирах без времени, в тех мирах, где цветы спариваются, а звезды сталкиваются в небе и падают на землю, обескровленные; где в мирах обнаруживаются лестницы вниз, в глубину, из пещер возникают руки, размахивающие факелами, чье пламя похоже на жидкие лица – все это Рендер знал, потому что посещал эти миры на профессиональной основе в течение большей части десятилетия". Для психолога предъявление фантастического, сюрреального, " параллельного" его собственному мира клиента может служить сигналом о глубоком неблагополучии, требующем вмешательства психиатра.
|