Сущность Бога
Приведенная ниже информация сообщается читателю не в качестве философских выводов, а для систематизации его представлений о библии, ее содержании. 1. Бог — это одна сущность, представленная в трех лицах: Бог-отец, Бог-сын, Бог-святой дух. 2. Бог — это дух (Бог нематериален, бестелесен). 3. Бог невидим (ибо дух нельзя увидеть). 4. Бог жив (он любит, видит, слышит). 5. Бог — это личность (а не природа). 6. Бог самодостаточен (он не нуждается для своего существования в чем-либо). 7. Бог необъятен (он не имеет пространственных границ). 8. Бог вечен (он не имеет временных границ). 9. Бог неизменен (ему некуда изменяться). 10. Бог всеведущ (он все знает). 11. Бог всемогущ (ему подвластно все). 12. Бог свят (он вне противоположности добра и зла). 13. Бог — истина (он никогда не заблуждается). 14. Бог справедлив и праведен (в том числе, когда наказывает). 15. Бог благ (он любит, благоволит, милосердствует). Можно ли доказать существование бога? Доказать существование Бога нельзя. Существование Бога принимается на веру, на основе божественного откровения, интуитивно, без доказательства, в силу авторитета библии. В курсах богословия считается, что в пользу существования Бога можно привести ряд заслуживающих внимания аргументов, суждений. Это не доказательства, а всего лишь аргументы «в пользу». Наиболее часто приводятся следующие из них. 1. Космологический аргумент: все, что существует, имеет причину, бесконечная серия причин немыслима, поэтому должна быть первопричина, это — Бог. 2. Богословский аргумент: Вселенная — неживое и живое — характеризуется системностью, она разумна. Бог и есть этот разум. 3. Онтологический аргумент: все люди обладают идеей Бога, этой идее по необходимости должно нечто соответствовать, это нечто и есть сам Бог. 4. Нравственный аргумент: каждый человек несет в себе представление об абсолютном нравственном законе, этот закон и есть Бог. 5. Аргумент согласованности: вера в Бога лучше всего объясняет все факты нашей жизни, поэтому необходимо признать реальность Бога. В рассмотренных аргументах есть изъяны (предлагаем читателю составить на этот счет свое собственное мнение), именно поэтому они даже богословами, не говоря о философах, не считаются доказательствами. Да или нет? Верующий или атеист? Многовековая история развития религии и философии полна взаимных обвинений, грубых споров, неоправданных крайностей, нередко дело доходило до казней. Казнили и за религию, и за философию, от имени религии и от имени философии. Вспомните хотя бы бесславные так называемые крестовые походы. Исповедующие насилие никогда, берем на себя смелость утверждать это, не были по-настоящему сведущими в религии и философии. Они всегда были невеждами. Невежество рядится в различные одежды. Его излюбленным приемом является простое, упрощенное: «Да или нет? Отвечай! Третьего не дано». Если нашими читателями являются, с одной стороны, верующие, а с другой — атеисты, то нам бы не хотелось их противостояния. Они вполне могут найти почву для единения, а именно — оценивая религиоз- ное учение как яркое философское событие, значение которого сказывается по настоящий день. основные выводы • В средневековой философии все интерпретируется исходя из одного принципа, принципа абсолютной личности, Бога. • Человек понимается как единство веры, надежды и любви.
|