Студопедия — Диалектика. Диоген Лаэртий. Все возникает в силу противополож­ности, и все течет подобно реке
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Диалектика. Диоген Лаэртий. Все возникает в силу противополож­ности, и все течет подобно реке






Диоген Лаэртий. Все возникает в силу противополож­ности, и все течет подобно реке.

Псевдо-Аристотель. Вероятно, природа стремится к противоположностям и из них, а не из подобного создает со­гласие. [...] Вероятно, именно в этом смысл изречения Герак­лита Темного: «Сопряжения: целое и нецелое, сходящееся рас­ходящееся, созвучное несозвучное, из всего — одно, из одно­го — все».

Ипполит. Гераклит говорит, что все делимое неделимо, рожденное нерожденно, смертное бессмертно. Слово — Эон, Отец — Сын, Бог — справедливость: «Выслушав не мою, но эту-вот Речь (Логос), должно признать: мудрость в том, что­бы знать все как одно», — говорит Гераклит.

Ипполит. Гераклит укоряет их так: «Они не понимают, как враждебное находится в согласии с собой; аеревернутое со­единение (гармония), как лука и лиры».

Келье у Оригена, против Кельса... [Келье] утверждает, что древние аллегорически говорят о некой божественной войне, приводя следующие слова Гераклита: «Должно знать, что война общепринята, что вражда — обычный порядок вещей (δ ί κ η), и что все возникает через вражду и заимообразно [= «за счет дру­гого»]».

Ипполит. Мы слышим, как он [= Гераклит] говорит о том, что Отец всего сущего — рожденный нерожденный, творе­ния Творец: «Война (Полемос) — отец всех, царь всех: одних она объявляет богами, других — людьми, одних творит раба­ми, других — свободными».

Плутарх. [Гераклит] говорит, что «Гомер, молясь о том, чтобы «вражда сгинула меж богами и меж людьми», сам того не ведая, накликает проклятье на рождение всех [существ]», ибо они рождаются в силу противоборства и противодействия.

Платон. Гераклит говорит где-то что все движется и нич-

 


то не остается на месте, и, образно сравнивая сущее с течением реки, говорит, что дважды нельзя войти в одну и ту же реку.

Сенека. Именно об этом говорит Гераклит: «В ту же са­мую реку дважды входим и не входим». Имя реки остается, а вода утекла.

Иоанн Цец. Древнему Гераклиту Эфесскому было дано прозвище «Темный» за темноту его речей. Он говорит: «Холод­ное нагревается, горячее охлаждается, влажное сохнет, иссох­шее орошается».

Ипполит.И грязное и чистое, говорит [Гераклит], одно и то же, и пригодное и непригодное для питья одно и то же. «Море, — говорит, — вода чистейшая и грязнейшая: рыбам — питьевая и спасительная, людям — негодная для питья н губи­тельная».

Ипполит. [Гераклит] признает, что бессмертное смертно, а смертное бессмертно, в следующих словах: «Бессмертные смер­тны, смертные бессмертны, [одни] живут за счет смерти дру­гих, за счет жизни других умирают».

Марк Аврелий. Всегда помнить Гераклитово... что «и с чем они в самом непрестанном общении {с логосом, управляю­щим всеми вещами}, с тем они в разладе», и с чем сталкиваются ежедневно, то им кажется незнакомым.

Климент Алекс. «Большинство [людей] не мыслят [ ~ воспринимают] вещи такими, какими встречают их [в опы­те] и, узнав, не понимают, но воображают [~ грезят]», по сло­вам славного Гераклита.

Ипполит. О том же, что [Всеобщий Отец] зрим и не со­крыт для людей, он говорит так: «Что можно видеть, слышать, узнать, то я предпочитаю», т. е. зримое незримому.

<...>

Секст Эмпирик. Изобличая чувственное восприятие, он [Гераклит] говорит дословно следующее: «Глаза и уши — дур­ные свидетели для людей, если души у них варварские».

Секст Эмпирик.... Чуть ниже он [Гераклит] добавля­ет: «Поэтому должно следовать общему {ξ υ ν ό ς значит «общий»}, но хотя разум (логос) — общ, большинство [людей] живет так, как если бы у них был особенный рассудок (φ ρ ό ν η σ ι ς)».

Диоген Лаэртий.Он был высокомудрым, как никто, и всех презирал,.как это явствует из его сочинения, где он говорит:


«Миогознапие уму не научает, а не то научило бы Гесиода и Пифагора, равно как и Ксенофана с Гекатеем».

С т о б е и. Изречение Гераклита [после 23 d'J: «Кто намерен говорить [=«изрекать свой логос»] с умом (ξ ύ ν vocp), те должны крепко опираться на общее (ξ ύ ν ω) для всех, как граждане по­лиса — на закон, и даже гораздо крепче. Ибо все человеческие законы зависят от одного, божественного: он простирает свою власть так далеко, как только пожелает, и всему довлеет, и [все] превосходит».

С т о б е и. Изречение Гераклита: «Всем людям дано позна­вать самих себя и быть целомудренными».

С т о б е и. Изречение Гераклита: Целомудрие [ — самоогра­ничение] — величайшая добродетель, мудрость же в том, что­бы говорить истину и действовать согласно природе, осозна­вая, о чем говорит и Гераклит: «Для бога все прекрасно и спра­ведливо, люди же одно признали несправедливым, другое — справедливым».

Диоген Л аэртий. И даже Гераклит [был скептиком]: «Не будем наобум гадать о величайшем».

Келье. Другую [цитату из Гераклита]: «Взрослый муж слывет глупым у бога, как ребенок — у взрослого мужа».

Там же. С. 177, 198—201, 217—220.

Протагор (ок. 480—ок.410 г. до н. э.) — видный предста­витель старших софистов. Родился, как и Демокрит, в горо­де Абдеры, в качестве «учителя мудрости» разъезжал по всей Греции, часто бывал в Афинах. Здесь в 411 г. до н. э. Прота­гор был обвинен в атеизме, а его книга «О богах» публично сожжена. Из других его произведений сохранились незна­чительные фрагменты.

О его взглядах свидетельствуют более поздние авторы.

Протагор. Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют.

Секст. Протагор... мерой называет критерий, вещами же — дела (то, что делается); таким образом, он утверждает, что чело­век есть критерий всех дел: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют. И вследствие этого он принимает только то, что является каждому [отдельному чело­веку], и таким образом вводит [принцип] относительности..


[Протагор] говорит, что материя текуча и при течении ее бес­прерывно происходят прибавления взамен убавлений ее и ощу­щения перестраиваются и изменяются в зависимости от возрас­тов и прочих телесных условий. Он говорит также, что причины всего того, что является, лежат в материи, так что материя, по­скольку все зависит от нее самой, может быть всем, что только является всем [нам]. Люди же в различное время воспринимают по-разному, в зависимости от различий своих состояний. А именно тот, кто живет по природе, воспринимает то из заключающегося в материи, что может явиться живущим по природе, живущим же противоестественно — то, что [может являться] живущим про­тивоестественно. И совершенно то же самое учение дается и в отношении возрастов, и относительно сна или бодрствования, и о каждом виде состояния [человека]. Итак, согласно его учению, критерием существующего является человек. Ибо все, что пред­ставляется людям, то и существует... Итак, мы видим: и [в сво­ем учении] о текучести материи, и [в учении] о том, что причины всех явлений лежат в материи, он держится догматических взгля­дов.

Секст. [Протагор] говорил, что все продукты воображения и все мнения истинны и что истина принадлежит к тому, что относительно, вследствие того, что все явившееся или предста­вившееся кому-нибудь существует непосредственно в отношении к нему.

Платон. [Протагор говорил], что мера всех вещей есть че­ловек, то есть какими вещи являются мне, таковы они и суть для меня, а какими [они являются] тебе, таковы они для тебя.

Протагор. В самом деле, я утверждаю, что истина тако­ва, как я ее описал; а именно [что] каждый из нас есть мера суще­ствующего и несуществующего. И действительно, бесконечно один [человек] от другого различается этим самым, так как для одного существует и является одно, для другого другое. Но я далек от того, чтобы не признавать мудрость и мудрого челове­ка. Напротив, именно того я и называю мудрым, кто, если с кем-нибудь из нас случится кажущееся и действительное зло, сумеет превратить его в кажущееся и действительное добро. А я думаю, что [человека], имевшего в дурном (поврежденном) состоянии души соответствующие этому самому [состоянию] мнения, [то есть] дурные мнения, [вернувшееся к нему] хорошее состояние сделало имеющим иные таковые, [то есть хорошие, мнения].


Последние представления некоторые по незнанию называют ис­тинными, я же признаю лишь одни мнения лучшими, чем дру­гие, но отнюдь не более истинными.

Диоген Лаэртский. [Протагор] первый сказал, что о всякой вещи есть два мнения, противоположных друг другу... И [еще он говорил], что все истинно.

Аристотель. Это есть «делать слабейшую речь сильней­шей». И поэтому справедливо вызывает негодование у людей объявление (профессия) Протагора. Ибо [его дело] есть ложь и не истина, но кажущееся правдоподобие, и [ему нет места] ни в одном искусстве, кроме как в риторике и эристике.

Протагор.О богах я не могу знать ни того, что они суще­ствуют, ни того, что их нет, ни того, каковы они по виду. Ибо многое препятствует знать [это]: и неясность [вопроса], и крат­кость человеческой жизни.

Антология мировой философии. В 4 т. Т. 1. Ч. I. M., 1969.

С. 316-318.

Демокрит (ок. 460—ок. 370 г. до н. э.), родом из Абдер, разработал атомистическую теорию. Он был учеником Лев-киппа, разделить их учения весьма сложно, поскольку в док-сографических источниках часто излагаются их общие воз­зрения. Что касается Левкиппа, то он, возможно, излагал свое учение устно, а по мнению ряда античных авторов, со­чинения Левкиппа ошибочно приписывают Демокриту. Де­мокрит за свою долгую жизнь написал около 70 философс­ких, естественнонаучных и математических трудов. Но его сочинения почти не сохранились. О взглядах философа сви­детельствуют более поздние авторы.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 986. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия