Студопедия — О человеческой судьбе
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

О человеческой судьбе






Мне небезызвестно, что многие держались и держатся мне­ния, будто дела мира так направляются судьбой и богом, что люди, с их умом, ничего изменить в этом не могут, а, наоборот, совер­шенно беспомощны. Итак, можно было бы сказать, что не стоит в поте лица над этими делами трудиться, а надо предоставить себя на волю судьбы. Это мнение еще больше утвердилось в наши вре­мена благодаря великим переворотам, совершившимся и соверша­ющимся каждый день у нас на глазах, наперекор всякой челове­ческой предусмотрительности. Иногда размышляя об этом, я в известной мере склонялся к мнению таких людей. Однако, дабы


не была утрачена наша свободная воля, можно, думается мне, счи­тать за правду, что судьба распоряжается половиной наших по­ступков, но управлять другой половиной или около того она пре­доставляет нам самим. Я уподобляю судьбу одной из тех разру­шительных рек, которые, разъярившись, заливают долины, валят деревья и здания, отрывают глыбы земли от одного места и при­бивают к другому. Каждый бежит перед ними, все уступает их натиску, не имея сил ни на какую борьбу. И хотя это так, оно все же не значит, чтобы люди в спокойные времена не могли прини­мать меры заранее, строя заграждения и плотины, дабы волны при новом подъеме или направлялись по отводу, или напор их не был так безудержен и губителен. То же происходит и с судьбой: она проявляет свое могущество там, где нет силы, которая была бы заранее подготовлена, чтобы ей сопротивляться, и обращает свои удары туда, где, она знает, не возведено плотин и загражде­ний, чтобы остановить ее. Если вы посмотрите на Италию, страну этих переворотов, давшую им толчок, то увидите, что это равнина без единой насыпи и преграды. Будь она защищена достаточной силой, как Германия, Испания или Франция, наводнение не при­чинило бы происшедших великих изменений или вовсе бы не слу­чилось. Нахожу, что сказанного довольно, поскольку речь шла о сопротивлении судьбе вообще. Сосредоточиваясь, однако, ближе на частностях, скажу, что мы видим, как сегодня тот или другой Князь процветает, а завтра погибает, причем не изменилась ни природа, ни свойства его. Я уверен, что это вызвано главным обра­зом причинами, о которых подробно говорилось раньше, именно: что Князь, полагающийся целиком на счастье, погибает, как толь­ко оно ему изменяет. Утверждаю также, что счастлив тот, кто сообразует свой образ действий со свойствами времени, и столь же несчастлив тот, чьи действия с временем в разладе. Не хочу оста­навливаться на прочих его делах, которые все были похожи на описанное и все кончались успешно; краткость жизни папы не дала ему возможности испытать неудачи, так как если бы наступили времена, требующие осторожности, то с ними пришла бы его ги­бель: никогда не отступил бы он от средств, к которым влекла его природа. Итак, я заключаю, что раз судьба изменчива, а люди в поведении своем упрямы, то они счастливы, пока судьба в согла­сии с их поведением, и несчастны, когда между ними разлад. По­лагаю, однако, что лучше быть смелым, чем осторожным, пото­му что судьба — женщина, и если хочешь владеть ею, надо ее бить ;


и толкать. Известно, что таким людям она чаще дает победу над собою, чем тем, кто берется за дело холодно. И наконец, как жен­щина, судьба всегда благоволит к молодым, потому что они не так осмотрительны, более отважны и смелее ею повелевают.

Политика и управление государством <...>

При этом надо иметь в виду, что нет дела более трудного по замыслу, более сомнительного по успеху, более опасного при осуществлении, чем вводить новые учреждения. Ведь при этом врагами преобразователя будут все, кому выгоден прежний по­рядок, и он найдет лишь прохладных защитников во всех, кому могло бы стать хорошо при новом строе. Вялость эта происходит частью от страха перед врагами, имеющими на своей стороне закон, частью же — от свойственного людям неверия, так как они не верят в новое дело, пока не увидят, что образовался уже прочный опыт. Отсюда получается, что каждый раз, когда про­тивникам нового строя представляется случай выступить, они делают это со всей страстностью вражеской партии, а другие за­щищаются слабо, так что Князю с ними становится опасно. Все же, если хотите правильно рассуждать об этом предмете, необ­ходимо различать, могут ли такие преобразователи держаться собственной силой или они зависят от других, то есть надо ли им для исполнения своей задачи просить или же они могут принуж­дать. В первом случае им всегда приходится плохо, и ничего из их дела не выходит, но если они зависят только от себя и могут заставлять других, то редко попадают в очень опасное положение. Вот почему все вооруженные пророки победили, а безоружные погибли. Ко всему сказанному надо прибавить, что народ по при­роде своей непостоянен, легко убедить его в чем-нибудь, но трудно утвердить в этом убеждении. Поэтому нужно поставить дело так, что, когда люди больше не верят, можно было бы заставить их верить силой.

Там же. С. 234-235.

Итак, нет необходимости Князю обладать всеми описанны­ми выше добродетелями, но непременно должно казаться, что он ими наделен. Больше того: я осмелюсь сказать, что если он их имеет и всегда согласно с ними поступает, то они вредны, а при видимости обладания ими, они полезны; так, должно ка­заться милосердным, верным, человечным, искренним, набож-


ным; должно и быть таким, но надо так утвердить свой дух, чтобы при необходимости стать иным ты бы мог и умел превра­титься в противоположное. Тебе надо понять, что Князь, и осо­бенно Князь новый, не может соблюдать все, что дает людям добрую славу, так как он часто вынужден ради сохранения госу­дарства поступать против верности, против любви к ближнему, против человечности, против религии.

Наконец, он должен быть всегда готов обернуться в любую сторону, смотря по тому, как велят ветры и колебания счастья, и, как я говорил выше, не отклоняться от добра, если это воз­можно, но уметь вступить на путь зла, если это необходимо.

Итак, Князь должен особенно заботиться, чтобы с уст его никогда не сошло ни одного слова, не преисполненного перечис­ленными выше пятью добродетелями, чтобы, слушая и глядя на него, казалось, что Князь — весь благочестие, верность, чело­вечность, искренность, религия. Всего же важнее видимость этой последней добродетели. Люди в общем судят больше на глаз, чем на ощупь; глядеть ведь может всякий, а пощупать только немногие. Каждый видит, каким ты кажешься, немногие чув­ствуют, какой ты есть, и эти немногие не смеют выступить про­тив мнения толпы, на стороне которой величие государства; а ведь о делах всех людей и больше всего князей, над которыми нельзя потребовать суда, судят по успеху. Пусть Князь заботит­ся поэтому о победе и сохранении государства, — средства всегда будут считаться достойными и каждым будут одобрены, потому что толпа идет за видимостью и успехом дела. В мире нет ниче­го, кроме толпы, а немногие только тогда находят себе место, когда толпе не на кого опереться. Есть в наше время один Князь — не надо его называть, — который никогда ничего, кроме мира и верности, не проповедует, на деле же он и тому и другому вели­кий враг, а храни он верность и мир, не раз лишился бы и славы и государства.

Там же. С. 288—289.

Обсуждая выше качества Князя, я уже сказал о самых для него важных, поэтому остальные хочу обсудить кратко, имея в виду общее правило, что Князь, как отчасти уже говорилось, дол­жен стараться избегать таких дел, которые вызвали бы к нему ненависть и презрение. Всякий раз, как он этого избегнет, Князь сделает свое дело, а от прочих укоров никакой опасности для него не будет. Как я говорил, ненависть к нему вызывается прежде


всего алчностью, захватом имущества подданных и жен их; от этого он должен воздержаться. Если не трогать имущество и честь людей, то они вообще довольны жизнью, и приходится бороться только с честолюбием немногих, которое можно обуздать раз­ными способами и очень легко. Князя презирают, если считают его непостоянным, легкомысленным, изнеженным, малодуш­ным, нерешительным; этого Князь должен остерегаться, как подводного камня, и надо ему умудриться сделать так, чтобы в, поступках его признавались величие, смелость, обдуманность, твердость; по частным же делам подданных Князю надо стре­миться к тому, чтобы приговор его был нерушим, и утвердить о себе такое мнение, чтобы никто не подумал обмануть Князя или перехитрить его.

Князь, который заставляет людей так думать о себе, пользу­
ется очень большим уважением, а против правителя, которым
дорожат, трудно составить заговор, и нелегко на него напасть,
раз известно, что он человек выдающийся и в почете у своих.
Дело в том, что Князю должны быть страшны две опасности:
одна — изнутри, от подданных, другая — извне, от иноземных
государей. От второй защищаются хорошим оружием и хороши­
ми союзами; если есть хорошее оружие, всегда будут и хорошие
друзья, а дела внутри страны всегда будут устойчивы, если все
благополучно вовне, лишь бы не начались заговоры и не пошла
бы из-за этого смута. Если бы даже внешние дела и расстрои­
лись, то Князь, который управлял и жил, как мною указано, и
при том не растеряется,, всегда выдержит любой натиск, подобно
Набиду Спартанскому, о чем я уже сказал. Что же касается под­
данных, то при спокойствии вовне приходится опасаться, как бы
они не злоумышляли тайно; от этого Князь вполне может себя
оградить, стараясь не возбуждать ненависти и презрения и устро­
ив дела так, чтобы народ был им доволен; последнего надо не­
пременно достигнуть, как подробно говорилось выше. И одно из
сильнейших средств, какое имеется у Князя против заговоров,
состоит именно в том, чтобы народ в целом не ненавидел и не
презирал его: ведь заговорщик всегда верит, что убийством Кня­
зя он удовлетворит народ; если же он боится, что этим возмутит
его, то на такое дело у него не хватит духу, потому что препят-,
ствиям для заговорщиков нет числа. :

Там же. С. 290—291.


Дезидерий Эразм Роттердамский (М69—1536). Эразм (на­зывавший себя по-латински — Дезидернй) из Роттердама — один из наиболее влиятельных деятелей северного гуманиз­ма. Эразм имел хорошее образование, полученное в Голлан­дии и Франции и отточенное в Англии и Италии. Он быстро получил известность как влиятельный писатель и религиоз­ный мыслитель, теолог, а также филолог и переводчик — знаток латинской и греческой классических литератур.

Хорошо знавший труды схоластов позднего средневе ковья, Эразм считал схоластику бесплодной и псевдонауч­ной деятельностью, искажающей саму суть христианства. Христианство должно обновиться, избавиться от надуман­ных догматов, стать реальной этикой, выражающей подлин­ное учение Христа. В частности, Эразм считал аморальным и чуждым христианству отказ от жизненных благ, изуверс­кий аскетизм. Эразм резко критиковал злоупотребления кли­ра, паразитическую жизнь священников, что сближало его с идеями Мартина Лютера.

Однако Эразм не стал на сторону Реформации, считая, что очищение церкви может произойти без разрыва с като­лицизмом.

Что касается философии, то она должна заниматься ре­альной жизнью человека, способствовать гуманизации об­щества, быть стержнем образования. При помощи образова­ния и просвещенного правителя возможно искоренение су­ществующих недостатков общества. Такую же позицию за­нимал друг Эразма — Томас Мор.

Основные произведения Эразма Роттердамского: «По­хвала глупости» (1509); «Оружие христианского воина» (1501); «Диатриба или рассуждение о свободе воли» (1524).

Глупость «философов»

За ними следуют философы, почитаемые за длинную бороду и широкий плащ, которые себя одних полагают мудрыми, всех же прочих смертных мнят блуждающими во мраке. Сколь сла­достно бредят они, воздвигая бесчисленные миры, исчисляя раз­меры солнца, звезд, луны и орбит, словно измерили их собствен­ной пядью и бечевкой; они толкуют о причинах молний, ветров,


затмений и прочих необъяснимых явлений и никогда ни в чем не сомневаются, как будто посвящены во все тайны природы-зиж-дительницы и только что воротились с совета богов. А ведь при­рода посмеивается свысока над всеми их догадками, и нет в их науке ничего достоверного. Тому лучшее доказательство — их нескончаемые споры друг с другом. Ничего в действительности не зная, они воображают, будто познали все и вся, а между тем даже самих себя не в силах познать и часто по близорукости или по рассеянности не замечают ям и камней у себя под ногами? Это, однако, не мешает им объявлять, что они, мол, созерцают идеи, универсалии, формы, отделенные от вещей, первичную материю, сущности, особливости и тому подобные предметы, до такой степени тонкие, что сам Линией, как я полагаю, не смог бы их заметить. А с каким презрением взирают они на простаков, нагромождая один на другой треугольники, окружности, квадра­ты и другие математические фигуры, сотворяя из них некое подо­бие лабиринта, огражденного со всех сторон рядами букв, словно воинским строем, и пуская таким образом пыль в глаза людям несведущим. Есть среди них и такие, что предсказывают будущее по течению звезд, сулят чудеса, какие даже и магам не снились, и, на счастье свое, находят людей, которые всему этому верят.

Эразм Роттердамский. Похвала Глупости. БВЛ, М., 1971. Серия 1. Т. 33. С. 173.

Глупость «теологов»

Что до богословов, то не лучше ли обойти их молчанием, не прикасаться к этому ядовитому растению? Люди этой породы весьма спесивы и раздражительны — того и гляди, набросятся на меня с сотнями своих конклюзий и потребуют, чтобы я отрек­лась от своих слов, а в противном случае вмиг объявят меня ере­тичкой. Они ведь привыкли стращать этими громами всякого, кто им не угоден. Хотя богословы не слишком-то охотно призна­ют мои благодеяния, однако и они у меня в долгу, и не в малом долгу: обольщаемые Филавтией, они мнят себя небожителями, а на прочих смертных глядят с презрением и какой-то жалостью, словно на копошащийся в грязи скот. Окруженные, будто воин­ским строем, магистральными дефинициями, конклюзиями, ко-роллариями, очевидными и подразумеваемыми пропозициями ^ стали они нынче до того увертливые, что не изловишь их и Вул-кановыми силками, — с помощью своих «расчленений» и дико-


винных, только что придуманных словечек они выскользнут от­куда угодно и разрубят всякий узел быстрее, чем Тенедосской секирой. По своему произволу они толкуют и объясняют сокро­веннейшие тайны: им известно, по какому плану создан и устро­ен мир, какими путями передается потомству язва первородного греха, каким способом, какой мерой и в какое время зачат был предвечный Христос в ложеснах девы, в каком смысле должно понимать пресуществление, совершающееся при евхаристии. Но это еще всем известные и избитые вопросы, а вот другие, воисти­ну достойные, по их мнению, знаменитых и великих богословов (они немедленно оживляются, едва речь зайдет о чем-нибудь по­добном): в какой именно миг совершилось божественное рожде­ние? Является ли сыновство Христа однократным или многократ­ным? Возможно ли предположение, будто бог-отец возненавидел сына? Может ли бог превратиться в женщину, дьявола, осла, тык­ву или камень? А если бы он действительно превратился в тыкву, могла ли бы эта тыква проповедовать, творить чудеса, принять крестную муку? Что случилось бы, если бы святой Петр отслужил обедню в то время, когда тело Христово висело на кресте? Можно ли сказать, что Христос еще оставался тогда человеком? Позволе­но ли будет есть и пить после воскресения плоти (эти господа зара­нее хотят обеспечить себя от голода и жажды на том свете)?

Там же. С. 174

Из философов я бы предпочел, чтобы ты следовал платони­кам, потому что они и многими своими предложениями, и сами­ми особенностями речи стоят ближе всего к профетическому и евангельскому стилю. Короче говоря, полезно прикоснуться ко всем языческим сочинениям, по крайней мере, как я сказал: в соответствущие годы, умеренно, осторожно и с выбором, кроме того, бегло и попутно, не останавливаясь на них, и, наконец, — а это главное — если все это приводит ко Христу.

Следовательно, в числе срединных вещей знание занимает место; потом идут здоровье, умственная одаренность, красноре­чивость, внешний вид, силы, достоинство, уважение, влияние, благосостояние, слава, родовитость, друзья, домашние дела. Каждому из них следует придавать тем больше значения, чем более близким путем это приведет к добродетели.

Эразм Роттердамский. Философские произведения У/ Оружие христианского воина. М., 1986.


I

Томас Мор (1478—1535) — английский гуманист, философ, }
политолог, общественный деятель, занимавший важный пост |
в правительстве английского короля Генриха VIII. Казнен I
по политическим обвинениям. '1
Мор известен прежде всего как автор «Утопии» (1516 г,)' |
и незавершенного исторического сочинения «История Ричарда
III» (1514—1518). Менее известна сегодня его переводческа$(
деятельность, в частности переводы Лукиана, и переписка^
известнейшими людьми своего времени, гуманистами —
Эразмом Роттердамским, Эгидием, Бюде, Буслидием и др.
Мор — один из наиболее «переводимых» авторов эпо­
хи позднего Ренессанса в России. Только в XX веке было
выполнено три варианта переводов работ английского лор­
да-канцлера, в том числе — перевод Е. В. Тарле.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 670. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия