Элементы диалектики
...общепринятая диалектика, будучи вполне применима в гражданских делах и в тех искусствах, которые основаны на речи и мнении, все же далеко не достигает тонкости природы; и, пытавшись поймать неуловимое, она содействовала скорее укоренению и как бы закреплению ошибок, чем расчистке пути для истины. Там же. Т. I. С. 67—68. [Наука] —... богатое хранилище и сокровищница, созданные во славу творца всего сущего и в помощь человечеству. Ведь именно служение этой цели действительно украсило бы науку и подняло бы ее значение, если бы теория (contemplatio) и практика соединились более прочными узами, чем до сих пор. Существуют два рода стремлений и движений. Существуют простые движения, заключающие в себе корень всех остальных действий в природе < в зависимости, правда, от тех или иных состояний материи), и движения сложные или произвольные. ...целью диалектики является раскрытие формы доказательств, необходимой для защиты интеллекта, а не для обмана его. Кому неизвестно, что противоположности обладают одной и той же сущностью, хотя они и противопоставляются на практике. Там же. С. 121-122, 232, 351, 353. Но никто не может придать данному телу новую природу или удачно и целесообразно превратить тело в новое, пока он не будет хорошо знать об изменении и превращении тела. Итак, мы покажем прежде всего главные виды движений... ...Первое движение есть движение противостояния (antitypiae) материи, которая присутствует в ее отдельных частицах... Второе движение есть движение сцепления... Третье движение есть движение освобождения... Четвертое движение, которому мы дали имя движения материи, некоторым образом противоположно движению, названному нами движением освобождения... Пятое движение есть движение непрерывности... Шестое движение есть движение, которое мы называем движением выгоды или движением нужды... Седьмое движение есть то, которое мы называем движением большего собрания... Восьмое движение есть движение меньшего собрания... Девятое движение есть движение магнетическое... Десятое движение есть движение бегства, оно противоположно движению меньшего собрания... Одиннадцатое движение есть движение уподобления, или са-моумноження, или также простого порождения... Двенадцатое движение есть движение побуждения... Тринадцатое движение есть движение запечатления... Четырнадцатое движение есть движение очертания... Пятнадцатое движение есть движение препровождения, или движение по течению... Шестнадцатое движение есть царственное, или правящее, движение... Семнадцатое движение есть движение самопроизвольного вращения... Восемнадцатое движение есть движение дрожания... Девятнадцатое, и последнее, движение таково, что ему едва ли подходит название движения, и все же оно вполне есть движение. Это движение можно назвать движением покоя или движением избегания движения. Там же. С. 88, 186—203. Ведь для того, чтобы познать претерпевание и процессы материи, необходимо понимание в целом всего сущего — и того, что было, и того, что есть, и того, что будет, хотя бы знание это не распространялось на отдельные части. ... мы наблюдаем в мире огромную массу противоположностей — плотного и редкого, теплого и холодного, света и тьмы, одушевленного и неодушевленного — противоположностей, которые взаимно сталкиваются и разрушают друг друга... ... всякий порядок, и плохой и хороший, состоит из противоположностей. Но одно дело — сочетать противоположности, а иное — переходить от одной к другой. Одно можно сказать с достоверностью: материя не знает покоя и находится в вечном движении. Там же. С. 258, 314, 392, 482. Декарт Рене — лат: Картезий (1596—1650)— французский ученый и философ, представитель классического рационализма. Родился в семье дворянина, учился в привилегированной школе (иезуитском колледже). Двадцать с лишним лет жил в Нидерландах, где занимался активной научной деятельностью. Главная черта философского мировоззрения Декарта — дуализм души и тела, «мыслящей субстанции» и материальной («протяженной») субстанции. Один из родоначальников механицизма и в то же время — провозвестник эволюционных идей (картезианский парадокс). Основные работы: «Рассуждение о методе» (1637), «Начала философии» (1644).
|