О судьбе и счастье
Если бы сейчас кто-нибудь меня спросил, что такое судьба и какую защиту ты можешь предложить против нее, я ответил бы, во-первых, что судьба есть ход событий, совершающийся хотя и вне порядка вещей, который нам обычно известен и желателен, тем не менее согласно порядку, о котором знает и которого желает тот, кто знает и желает более, чем нам позволяет наша природа. Поэтому то, что по отношению к нам зовется Фортуной или случаем, по отношению ко всеобщей природе можно назвать роком, по отношению к разумному началу — провидением и по отношению к высшему благу — законом. На вторую часть вопроса я ответил бы, что образ верного поведения при событиях случайных, неизбежных и закономерных подсказан самой основой такого порядка событий, и знание его также входит в этот порядок, поскольку оно не мешает, не затрудняет, но осуществляет и завершает всеобщее управление. Помня о том, что было сказано выше, мы приблизимся к тайному и божественному уму Платона, нашего князя философов, и завершим письмо следующей моральной сентенцией: хорошо сражаться с Фортуной оружием благоразумия, терпения и великодушия. Лучше уклониться и бежать такой войны, в которой побеждают лишь немногие, да и те с невероятным трудом и обильным потом. Лучше всего заключить с ней мир или перемирие, сообразовывая нашу волю с ее волей, и добровольно идти туда, куда она укажет, так как иначе она поведет тебя туда силой. Этого мы добьемся, если согласуем в себе силу, мудрость и желание. <...> Пока же читай благополучно недавно открытое мною положение Платона о счастье, которое я привожу в этом письме. И ты узнаешь, конечно, что его мысль о высшем благе более божественна, чем это передает Диоген Лаэртский. В самом деле, в «Евтидеме» он кратко говорит о блаженстве, которое нам обещает активная жизнь; в «Теэтете» же — о том, которое нам обещает созерцательная жизнь; я тебе посылаю краткое изложение и того и другого места. Но давай послушаем самого Платона. Все люди хотят хорошо поступать, то есть хорошо жить, чтобы быть как наимудрейшие. Это что касается до «Евтидема». В «Теэтете» же речь идет о созерцательной жизни. Зло с корнем вырвать невозможно. Необходимо, чтобы было что-нибудь противоположное добру, что, однако, не имеет отношения к богу, но окружает, по необходимости, смертную природу и низшую область мира. По этой причине нам надо пытаться бежать, и как можно скорее, отсюда — туда. Бежать — значит становиться, насколько это возможно, подобным богу. Душу уподобляют богу праведность, святость, мудрость. Из этого видно, что у Платона высшее благо не могло принадлежать действующей душе, но скорее душе, созерцающей чистую идею истины. К этому в диалоге, который называется «Филеб», он добавляет постоянную радость. В этом смешении мудрости и радости он полагал высшее благо души. Но в том же диалоге он ставит над душой божественный разум и его благо. Выше самого разума он поставил начало всего, называя это в той же книге мерой всего, в «Пармениде» — самим единым, в «Письмах» — царем и отцом, в «Государстве» — самим благом, кото-рое-де существует выше материи, природы, души, разума, жизни и сущности. Его луч, проникающий повсюду, делает истинное и прекрасное благо всякой природы всеобщим благом. Именно здесь берут начало формы материи, семена природы, разумные основания души, идеи ума, жизненная деятельность и род сущностей. И все, что оттуда проистекает, согласно Платону, есть благо, так как оттуда-де идет лучшее и так как туда, наконец, обращается всякое блаженство. Так писал Платон о счастье ума и души и о самом благе, из которого происходит счастье и того и другого. Из этого ясно видно, что этот отец философов приписывал наше высшее блаженство не случайности, как сообщает Диоген Лаэртский, и источник блаженства он полагал не в царстве идей, как считают перипатетики, но выше идей, ума жизни и сущности. Сочинения итальянских гуманистов... С. 219—220, 217. Пико делла Мирандола (1463—1494) — глубоко образованный аристократ, знавший восточные языки и философию. Учился в Италии и Франции, в своем творчестве испытал влияние платонизма. Видный гуманист. В 1486 г. Пико опубликовал 900 тезисов для защиты на диспуте в Риме, которые открывались работой «Речь о достоинстве человека». Наиболее известны его трактаты «Гептапл» (толкование семи дней творения, 1489), «О сущем и едином» (1492), «Рассуждение против астрологии» (1494). На русском языке сочинения Пико частично опубликованы в книге: Эстетика Ренессанса. Т. 1. М., 1987; Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М., 1985.
|