Студопедия — Методология
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Методология






Так как оказывается, что наши простые впечатления предше­ствуют соответствующим идеям и что исключения отсюда очень редки, то метод, по-видимому, требует, чтобы мы исследовали наши впечатления прежде, чем станем рассматривать наши идеи... нам необходимо будет придерживаться метода, обратного тому, который казался естественным на первый взгляд; желая объяс­нить природу и принципы человеческого духа, мы должны бу­дем подробно рассказать об идеях, прежде чем перейти к впечат­лениям.

...в нашем методе мышления возникает своего рода проти­воположность, зависящая от различных точек зрения, с которых мы рассматриваем объект, а также от близости или отдаленнос­ти друг от друга тех моментов времени, которые мы сравниваем. Когда мы постепенно прослеживаем объект в его последователь­ных изменениях, беспрепятственное течение нашей мысли зас­тавляет нас приписывать тождество этой последовательности, ибо рассмотрение неизменяющегося объекта происходит при помо­щи подобного же акта нашего ума. Когда же мы рассматриваем положение объекта после значительного изменения, течение на-


шей мысли нарушается, в силу чего у нас возникает идея разли­чия. Чтобы примирить эти противоречия, воображение готово придумать нечто неизвестное и невидимое, остающееся одинако­вым при всех этих изменениях, и это непонятное нечто оно назы­вает субстанцией, или же первичной (original) и первой материей.

Там же. С. 96, 332-333.

Кроме склонности постепенно продвигаться через отдельные пункты пространства и времени нашему способу мышления свой­ственна еще одна особенность. При смене наших идей мы всегда сообразуемся с их следованием во времени и от рассмотрения одного объекта легче переходим к рассмотрению того, который непосредственно следует за ним, чем того, который ему предше­ствовал...

Когда объект относится к прошлому, переход к нему мысли от настоящего противоречит природе, так как при этом мысль идет от настоящего момента времени к предшествующему, а за­тем к тому, которое предшествует этому последнему, — как раз обратно естественному следованию. С другой стороны, если мы мысленно обращаемся к будущему объекту, наше воображение следует течению времени и доходит до объекта самым естествен­ным порядком, переходя всегда от одного момента времени к тому, который непосредственно следует за ним.

Там же. С. 572-573.

Нужно начинать с ясных и самоочевидных принципов, под­вигаться вперед осторожными и верными шагами, часто пере­сматривать наши заключения и точно анализировать все их след­ствия; правда, таким путем мы приходим лишь к медленно об­ретаемому и кратковременному успеху в своих теориях, но все же это единственный способ, с помощью которого мы можем надеяться достичь истины, а также добиться надлежащей устой­чивости и достоверности в наших выводах.

Иной научный метод, при котором сперва устанавливается общий абстрактный принцип, а затем последний разветвляется на множество выводов и заключений, может быть сам по себе совершенным, но он меньше соответствует несовершенству че­ловеческой природы и является обычным источником иллюзий и заблуждений как в связи с этим вопросом, так и в связи со всеми другими.

Там же. Т. 2. С. 153, 217.


Мораль

Но если нравственность оказывает влияние на наши действия и аффекты, то отсюда следует, что она не может иметь своим источником разум; это потому, что один лишь разум, как мы уже доказали, никогда не может иметь такого влияния. Нрав­ственность возбуждает аффекты и производит или предотвраща­ет поступки. Разум сам по себе в этом отношении совершенно бессилен. Следовательно, правила морали не являются заключе-аниями нашего разума.

Таким образом... поскольку порок и добродетель не могут быть различены исключительно при помощи разума или сравне­ний идей, то мы, очевидно, бываем в состоянии установить раз­ницу между ними при посредстве какого-нибудь впечатления или чувства, которое они вызывают в нас. Наши решения относи­тельно того, что правильно и что порочно с нравственной точки зрения, очевидно, являются перцепциями, а так как все перцеп­ции сводятся к впечатлениям и идеям, то исключение одного из этих видов оказывается убедительным аргументом в пользу дру­гого.

Там же. Т. 1. С. 604, 619.

Цель всех моральных рассуждений состоит в том, чтобы на­учить нас нашему долгу, с помощью надлежащих представлений о безобразии порока и красоте добродетели породить соответству­ющие привычки и заставить нас избегать одного и стремиться к

другому...

Уничтожьте все теплые чувства и предрасположения к доб­родетели и всякое омерзение и отвращение к пороку, сделайте человека совершенно равнодушным к этим различиям, и мораль не будет больше практической наукой и не будет оказывать како­го-либо регулирующего воздействия на нашу жизнь и поступ­ки...

Единственная цель рассуждения заключается в том, чтобы... увидеть те особенности, которые объединяют, с одной сторо­ны, заслуживающие уважения качества, а с другой — качества, заслуживающие порицания, и тем самым достичь оснований этики и найти те универсальные принципы, из которых в конечном счете выводится всякое осуждение или же одобрение.

Понятие морали подразумевает некоторое общее всему чело­вечеству чувство, которое рекомендует один и тот же объект как заслуживающий общего одобрения и заставляет каждого челове-


ка или большинство людей соглашаться друг с другом, приходя к одному и тому же мнению или решению относительно него. Это понятие подразумевает также некоторое чувство, настолько всеобщее и всеобъемлющее, что оно распространяется на все че­ловечество и делает поступки и поведение даже наиболее удален­ных лиц объектом одобрения или осуждения в соответствии с тем, согласуются или не согласуются таковые с установленными правилами подобающего (right). Эти два необходимых обстоя­тельства связаны только с чувством человеколюбия, на котором мы здесь настаивали.

Там же. Т. 2. С. 214, 216, 315.

До тех пор, пока человеческое сердце состоит из тех же са­мых элементов, что и ныне, оно никогда не будет всецело без­различно к общественному благу и к определенной направленно­сти характеров и нравов. И хотя эту склонность к человеколю­бию нельзя, как правило, считать столь же сильной, как тщесла­вие или честолюбие, однако только она, будучи присуща всем людям, может быть основанием морали или какой-либо общей системы порицания или похвалы.

Что же удивительного в том, что моральные чувства оказы­ваются в жизни столь влиятельными, хотя они проистекают из принципов, которые могут на первый взгляд показаться незначи­тельными и слабыми? Но эти принципы, как мы должны отме­тить, являются социальными и всеобщими. Они образуют в не­котором смысле партию человеческого рода против порока и бес­порядка, общего врага человечества. И поскольку благожелатель­ная забота о других лицах в большей или меньшей степени рас­пространена среди всех людей и одинакова у всех, то она часто фигурирует в рассуждениях, взлелеиваегся обществом и поощ­ряется в беседах, а осуждение и одобрение, являющиеся ее ре­зультатом, пробуждаются из той летаргии, в которой они, веро­ятно, пребывали бы в одинокой и неразвитой натуре. Другие аффекты, хотя, быть может, первоначально и более сильные, будучи эгоистичными и частными, оказываются при этом подав­лены и уступают господство над нашими душами указанным социальным (social) и общественным (public) принципам.

Там же. С. 316, 319.


Раздел V

ФРАНЦУЗСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII в.

Монтескье Шарль Лун (1689—1755) — французский пи­сатель и историк, представитель раннего Просвещения. Глав­ное сочинение — «О духе законов» (1748).







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 619. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия