Студопедия — Человек и природа. Человек (как и животное) живет неорганической природой, и чем универсальнее человек по сравнению с животным
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Человек и природа. Человек (как и животное) живет неорганической природой, и чем универсальнее человек по сравнению с животным






Человек (как и животное) живет неорганической природой, и чем универсальнее человек по сравнению с животным, тем уни­версальнее сфера той неорганической природы, которой он жи­вет. Подобно тому как в теоретическом отношении растения, жи­вотные, камни, воздух, свет и т. д. являются частью человечес­кого сознания, отчасти в качестве объектов естествознания, отча­сти в качестве объектов искусства, являются его духовной неор­ганической природой, духовной пищей, которую он предвари­тельно должен приготовить, чтобы ее можно было вкусить и переварить, — так и в практическом отношении они составляют часть человеческой жизни и человеческой деятельности. Физи­чески человек живет только этими продуктами природы, будь то в форме пищи, отопления, одежды, жилища и т. д. Практически универсальность человека проявляется именно в той универсаль­ности, которая всю природу превращает в его неорганическое тело, поскольку оно служит, во-первых, непосредственным жизнен­ным средством для человека, а во-вторых, материей, предметом и орудием его жизнедеятельности. Природа есть неорганическое тело человека, а именно — природа в той мере, в какой сама она не есть человеческое тело. Человек живет природой. Это зна­чит, что природа есть его тело, с которым человек должен оста­ваться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть. Что физическая и духовная жизнь человека неразрывно связана с при-


родой, означает не что иное, как то, что природа неразрывно свя­зана с самой собой, ибо человек есть часть природы.

Там же. Т. 42. С. 92.

Животное непосредственно тождественно со своей жизнеде­ятельностью. Оно не отличает себя от своей жизнедеятельности. Оно есть эта жизнедеятельность. Человек же делает самое свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания. Его жизнедеятельность сознательная. Это не есть такая опре­деленность, с которой он непосредственно сливается воедино. Сознательная жизнедеятельность непосредственно отличает че­ловека от животной жизнедеятельности.

Практическое созидание предметного мира, переработка не­органической природы есть самоутверждение человека как созна­тельного — родового существа, т. е. такого существа, которое от­носится к роду как к своей собственной сущности, или к самому себе как к родовому существу. Животное, правда, тоже произво­дит. Оно строит себе гнездо или жилище, как это делают пчела, бобр, муравей и т. д. Но животное производит лишь то, в чем непосредственно нуждается оно само или его детеныш; оно про­изводит односторонне, тогда как человек производит универсаль­но; оно производит лишь под властью непосредственной физи­ческой потребности, между тем как человек производит даже будучи свободен от физической потребности, и в истинном смысле слова только тогда и производит, когда он свободен от нее; жи­вотное производит только самого себя, тогда как человек воспро­изводит всю природу; продукт животного непосредств£ нным об­разом связан с его физическим организмом, тогда как человек свободно противостоит своему продукту. Животное строит толь­ко сообразно мерке и потребности того вида, к которому оно при­надлежит, тогда как человек умеет производить по меркам лю­бого вида и всюду он умеет прилагать к предмету присущую мер­ку; в силу этого человек строит также и по законам красоты.

Поэтому именно в переработке предметного мира человек впервые действительно утверждает себя как родовое существо. Это производство есть его деятельная родовая жизнь. Благодаря этому производству природа оказывается его произведением и его действительностью. Предмет труда есть поэтому опредмечи-вание родовой жизни человека: человек удваивает себя уже не


только интеллектуально, как это имеет место в сознании, но и реально, деятельно, и созерцает самого себя в созданном им мире.

Там же. С. 93—94.

Непосредственным, естественным, необходимым отношени­ем человека к человеку является отношение мужчины к женщи­не. В этом естественном родовом отношении заключено его от­ношение к человеку, а его отношение к человеку есть непосред­ственным образом его отношение к природе, его собственное природное предназначение. Таким образом, в этом отношении проявляется в чувственном виде, в виде наглядного факта то, насколько стала для человека природой человеческая сущность, или насколько природа стала человеческой сущностью человека. На основании этого отношения можно, следовательно, судить о ступени общей культуры человека. Из характера этого отноше­ния видно, в какой мере человек стал для себя родовым суще­ством, стал для себя человеком и мыслит себя таковым. Отно­шение мужчины к женщине есть естественное отношение чело­века к человеку. Поэтому в нем обнаруживается, в какой мере естественное поведение человека стало человеческим, или в ка­кой мере человеческая сущность стала для него естественной сущностью, в какой мере его человеческая природа стала для него природой. Из характера этого отношения явствует также, в какой мере потребность человека стала человеческой потребностью, т.е. в какой мере другой человек в качестве человека стал для него потребностью, в какой мере сам он, в своем индивидуальнейшем бытии, является вместе с тем общественным существом.

Там же. С. 115-116.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 945. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия