Студопедия — Диалектика как логика и теория познания
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Диалектика как логика и теория познания






Логику следует понимать как систему чистого разума, как царство чистой мысли. Это царство есть истина, какова она без покровов, в себе и для себя самой. Можно поэтому выразиться так: это содержание есть изображение бога, каков он в своей веч­ной сущности до сотворения природы и какого бы то ни было конечного духа.

...следует отбросить мнение, будто истина есть нечто осяза­емое. Подобную осязаемость вносят, например, даже еще в пла­тоновские идеи, имеющие бытие в мышлении бога, [толкуя их так], как будто они существующие вещи, но существующие в некоем другом мире или области, вне которой находится мир действительности, обладающий отличной от этих идей субстан­циальностью, реальной только благодаря этому отличию...

... потребность в преобразовании логики чувствовалась дав­но. Следует сказать, что в той форме и с тем содержанием, с каким логика излагается в учебниках, она сделалась предметом презрения. Ее еще тащат за собой больше из-за смутного чув­ства, что совершенно без логики не обойтись, и из-за сохранив­шегося еще привычного, традиционного представления о ее важ­ности, нежели из убеждения, что то обычное содержание и заня­тие теми пустыми формами ценны и полезны.

Расширение, которое она получила в продолжение некоторо­го времени благодаря [добавлению] психологического, педагоги­ческого и даже физиологического материала, в дальнейшем по­чти все признали искажением. Большая часть этих психологи­ческих, педагогических, физиологических наблюдений, законов и правил все равно, даны ли они в логике или в какой-либо дру­гой науке, сама по себе должна представляться очень плоской и тривиальной...

...Что же касается содержания логики, то мы уже указали выше, почему оно так плоско. Его застывшие определения счи­таются незыблемыми и ставятся лишь во внешнее отношение друг с другом. Оттого, что в суждениях и умозаключениях опе­рируют главным образом количественной стороной определений


и исходят из нее, все оказывается покоящимся на внешнем раз­личии, на голом сравнении, все становится совершенно аналити­ческим способом [рассуждения] и лишенным понятия вычисле­нием. Дедукция так называемых правил и законов, в особеннос­ти законов и правил умозаключения, немногим лучше, чем пере-бирание палочек разной длины для сортирования их по величине или чем детская игра, состоящая в подборе подгоняемых друг к другу частей различным образом разрезанных картинок. — По­этому не без основания приравнивали это мышление к счету и в свою очередь счет — к этому мышлению.

Дабы эти мертвые кости логики оживотворились духом и получили, таким образом, содержимое и содержание, ее мето­дом должен быть тот, который единственно только и способен сделать ее чистой наукой. В том состоянии, в котором она нахо­дится, нет даже предчувствия научного метода. Она имеет, мож­но сказать, форму опытной науки. Опытные науки для того, чем они должны быть, нашли свой особый метод, метод дефиниции и классификации своего материала, насколько это возможно...

До сих пор философия еще не нашла своего метода. Она смот­рела с завистью на системное построение математики и, как мы сказали, заимствовала у нее ее метод или обходилась методом тех наук, которые представляют собой лишь смесь данного мате­риала, исходящих из опыта положений и мыслей, или выходила из затруднения тем, что просто отбрасывала всякий метод. Но раскрытие того, что единственно только и может быть истин­ным методом философской науки, составляет предмет самой логики, ибо метод есть осознание формы внутреннего самодви­жения ее содержания...

Единственное, что нужно для научного прогресса и к совер­шенно простому пониманию чего следует главным образом стре­миться, — это познание логического положения о том, что отри­цательное равным образом и положительно или, иначе говоря, противоречащее себе не переходит в нуль, в абстрактное ничто, а по существу лишь в отрицание своего особенного содержания, или, другими словами, такое отрицание есть не отрицание всего, а отрицание определенной вещи, которая разрешает самое себя, стало быть, такое отрицание есть определенное отрицание и, сле­довательно, результат содержит по существу то, из чего он выте­кает; это есть, собственно говоря, тавтология, ибо в противном


случае он был бы чем-то непосредственным, а не результатом. Так как то, что получается в качестве результата, отрицание, есть определенное отрицание, то оно имеет некоторое содержание. Оно новое понятие, но более высокое, более богатое понятие, чем предыдущее, ибо оно обогатилось его отрицанием или противо­положностью; оно, стало быть, содержит предыдущее понятие, но содержит больше, чем только его, и есть единство его и его противоположности. — Таким путем должна вообще образоваться система понятий, — и в неудержимом, чистом, ничего не прини­мающем в себя извне движении получить свое завершение.

Я, разумеется, не могу полагать, что метод, которому я сле­довал в этой системе логики или, вернее, которому следовала в самой себе эта система, не допускает еще значительного усовер­шенствования, многочисленных улучшений в частностях, но в то же время я знаю, что он единственно истинный. Это само по себе явствует уже из того, что он не есть нечто отличное от сво­его предмета и содержания, ибо именно содержание внутри себя, диалектика, которую он имеет в самом себе, движет вперед это содержание. Ясно, что нельзя считать научными какие-либо спо­собы изложения, если они не следуют движению этого метода и не соответствуют его простому ритму, ибо движение этого мето­да есть движение самой сути дела...

...То, с помощью чего понятие ведет само себя дальше, это — указанное выше отрицательное, которое оно имеет в самом себе; это составляет подлинно диалектическое. Диалектика, которая рассматривалась как некая обособленная часть логики и относи­тельно цели и точки зрения которой господствовало, можно ска­зать, полное непонимание, оказывается благодаря этому совсем в другом положении...

Обычно видят в диалектике лишь внешнее и отрицательное действие, не относящееся к самой сути дела, вызываемое только тщеславием как некоторой субъективной страстью колебать и раз­лагать прочное и истинное, или видят в ней по меньшей мере действие, приводящее к ничто как к тому, что составляет тщету диалектически рассматриваемого предмета...

В диалектическом, как мы его берем здесь, и, следователь­но, в постижении противоположностей в их единстве, или, ина­че говоря, в постижении положительного в отрицательном, со­стоит спекулятивное. Это важнейшая, но для еще неискушен-


ной, несвободной способности мышления труднейшая сторона. Если эта способность мышления еще не избавила себя от чув­ственно конкретных представлений и от резонерства, то она долж­на сначала упражняться в абстрактном мышлении, удерживать понятия в их определенности и научиться познавать, исходя из них...

Что касается образования и отношения индивида к логике, то я в заключение еще отмечу, что эта наука, подобно грамматике, выступает в двух видах или имеет двоякого рода ценность. Она нечто одно для тех, кто только приступает к ней и вообще к на­укам, и нечто другое для тех, кто возвращается к ней от них.

... тот, кто только приступает к науке, находит сначала в логике изолированную систему абстракций, ограничивающуюся самой собой, не захватывающую других знаний и наук. В сопос­тавлении с богатством представления о мире, с реально выступа­ющим содержанием других наук и в сравнении с обещанием аб­солютной науки раскрыть сущность этого богатства, внутреннюю природу духа и мира, истину, эта наука в ее абстрактном виде, в бесцветной, холодной простоте ее чистых определений кажется скорее исполняющей все что угодно, только не это обещание, и противостоящей этому богатству как лишенная содержания. При первом знакомстве с логикой ее значение ограничивают только ею самой; ее содержание признается только изолированным за­нятием определениями мысли, наряду с которым другие науч­ные занятия имеют собственный самостоятельный материал и содержание, на которые логическое оказывает разве что формаль­ное влияние, и притом такое влияние, которое скорее осуществ­ляется само собой и в отношении которого можно, конечно, в крайнем случае обойтись без научной формы и ее изучения. Дру­гие науки отбросили в целом метод, придерживающийся строгих правил и дающий ряд дефиниций, аксиом, теорем и их доказа­тельств и т. д.; так называемая естественная логика приобретает в них силу самостоятельно и обходится без особого, направлен­ного на само мышление познания. Кроме того, материал и со­держание этих наук, взятые сами по себе, остаются независимы­ми от логического и они более привлекательны и для ощущения, чувства, представления и всякого рода практических интересов. Таким образом, логику приходится, конечно, первоначально изучать как нечто такое, что мы, правда, понимаем и постигаем,


но в чем мы не находим сначала широты, глубины и более зна­чительного смысла. Лишь на основе более глубокого знания дру­гих наук логическое возвышается для субъективного духа не толь­ко как абстрактно всеобщее, но и как всеобщее, охватывающее собой также богатство особенного, подобно тому как одно и то же нравоучительное изречение в устах юноши, понимающего его совершенно правильно, не имеет [для него] той значимости и широты, которые оно имеет для духа умудренного житейским опытом зрелого мужа; для последнего этот опыт раскрывает всю силу заключенного в таком изречении содержания. Таким обра­зом, логическое получает свою истинную оценку, когда оно ста­новится результатом опыта наук. Этот опыт являет духу это ло­гическое как всеобщую истину, являет его не как некоторое осо­бое знание наряду с другими материями и реальностями, а как сущность всего этого прочего содержания...

... благодаря этому занятию мысль приобретает самостоя­тельность и независимость. Она привыкает вращаться в абстрак­циях и двигаться вперед с помощью понятий без чувственных субстратов, становится бессознательной мощью, способностью вбирать в себя все остальное многообразие знаний и наук в ра­зумную форму, схватывать и удерживать их суть, отбрасывать внешнее и таким образом извлекать из них логическое, или, что то же самое, наполнять содержанием всякой истины абстракт­ную основу логического, ранее приобретенную посредством изу­чения, и придавать логическому ценность такого всеобщего, ко­торое больше уже не находится как нечто особенное рядом с дру­гим особенным, а возвышается над всем этим и составляет его сущность, то, что абсолютно истинно.

Гегель. Наука логики. T.I. M., 1970. С. 101—113.








Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 488. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия