Каково соотношение метода и теории?
В современной науке сложилось убеждение было бы совершенно неправомерно отрывать их друг от друга. Теория есть систематизированное знание об изучаемом классе явлений. Но теория не сводится к результату познания. Она включает в себя и тот путь, которым достигается этот результат, она приобретает нечто еще более ценное – возможность двигаться дальше в познании мира. Иначе говоря, метод есть теория, обращенная к дальнейшему исследованию. При решении вопроса о роли метода в научном познании мы сталкиваемся с реальной трудностью, суть которой заключается в следующем: если метод исходит из внутренней закономерности изучаемого объекта, то как быть в том случае, когда мы приступаем к исследованию принципиально нового объекта или сферы бытия, о которых нам вообще ничего неизвестно? (Следует обратить внимание на то, что подобные ситуации нередки и в практической деятельности, в управлении.) Это обстоятельство дало повод известному физику М. Борну сделать вывод о том, «...что в науке нет философской столбовой дороги с гносеологическими указателями...» и что «мы находимся в джунглях и отыскиваем свой путь посредством проб и ошибок, строя свою дорогу позади себя, по мере того, как мы продвинулись вперед». (Борн М. Эксперимент и теория в физике. Успехи физических наук. 1958. Т. V, ХVI. Вып. 3. С. 374). Здесь М. Борн прав лишь отчасти. Действительно, в описываемом случае ученому приходится довольно широко использовать метод проб и ошибок, выявлять противоречия и разрешать их, не имея в своем распоряжении надежных критериев правильности своих заключений, так как метод изучения данной сферы бытия пока еще не сложился. Но эта трудность не является неустранимой или чем-то таким, что нарушает «гармонию» познания. Именно в такие периоды развития науки проявляется с наибольшей силой дух творческого поиска, подлинная диалектика научного познания. Луи де Бройль писал: «Таким образом (поразительное противоречие) человеческая наука, по существу рациональная в своих основах и по своим методам, может осуществлять свои наиболее замечательные завоевания лишь путем опасных внезапных скачков ума, когда проявляются способности, освобожденные от тяжелых оков строгого рассуждения, которые называют воображением, интуицией, остроумием» (Физика и философия. М., 1968. С. 293). Происходит ломка сложившихся в науке традиционных форм познания и рождение нового метода, наиболее адекватно выражающего сущность этого нового изучаемого объекта. Однако было бы ошибкой думать, что новый метод складывается на чистом месте и что мы строим дорогу только «позади себя». Приступая к изучению новой сферы бытия (или к новой практической, управленческой проблеме), субъект всегда руководствуется какими-то исходными принципами, идеями, известными науке. Такими принципами могут служить законы и категории философской науки, требования диалектический логики, законы объектов, близких по своей природе изучаемой сфере и т.д. Здесь мы подошли к определению роли всеобщего, т.е. философского метода.
|