Развитие экономических учений античного мира
Несмотря на высокое развитие античной культуры и грамотности населения, наши современные представления об экономических воззрениях античного мира не могут быть полными и исчерпывающими. Основными источниками интересующей нас информации служат произведения античных авторов, ученых и историков, записки путешественников, а также дошедшие до наших времен образцы материальной культуры античных обществ – Древней Греции и Древнего Рима. Зачатки экономической мысли обнаруживаются уже в трудах Гомера (X – VIII вв. до н.э.). В частности, в «Одиссее» содержится тезис о низкой производительности рабского труда: «Раб нерадив; не принудь господин повелением строгим К делу его, за работу он сам не возьмется охотой: Тягостный жребий печального рабства избрав человеку, Лучшую доблестей в нем половину Зевес истребляет».
В VII – VI вв. до н.э. завершается процесс образования греческих городов-государств (полисов). Быстро и широко распространяется рабство, окончательно утверждается частная собственность, бурно развиваются торговля, ремесло и ростовщичество. В этих условиях экономическая мысль Древней Греции ориентируется на натуральное хозяйство, защищает аристократию. Наиболее ярко эти идеи представлены в трудах Ксенофонта (ок. 430–354 гг. до н.э.) и Платона (ок. 428–348 гг. до н.э.). Ксенофонт первым из греческих авторов обратил внимание на связь между разделением труда и размерами рынка; на существование не только потребительной, но и меновой стоимости продукта; на то, что деньги выполняют не только функции средства обращения и накопления сокровищ, но и обращаются в качестве капитала. Среди множества блистательных догадок Аристотеля (ок. 384–322 гг. до н.э.) содержится тезис о том, что без обмена не было бы взаимоотношений между людьми, а сам обмен невозможен без приравнивания вещей друг к другу; приравнивание же невозможно без соизмеримости вещей. Линия «обмен–приравнивание–соизмеримость» – великолепная догадка, хотя ученому и не удалось обнаружить ту общую субстанцию, что делает возможными приравнивание и соизмеримость товаров. По мнению Аристотеля, единой мерой товаров является «потребность, которая все связывает вместе». Древний Рим – античное государство, где рабство было еще более развито, чем в Древней Греции. Завоевания Рима привели к созданию огромной империи с большим числом порабощенных племен и народов. Именно здесь противоречия рабовладельческого общества достигли наивысшей остроты, привели к распаду рабства и к появлению в древнеримском обществе элементов феодализма: рабы постепенно становятся колонами, «посаженными на землю». Одновременно с борьбой рабов за свободу в Древнем Риме шла острейшая борьба беднейших граждан за землю. Все это наложило свой отпечаток на развитие экономической мысли Древнего Рима. В сочинениях римлян совершенно четко представлены две проблемы: организация рабского труда и аграрные отношения. В своем труде «Земледелие» Катон Старший (ок. 234–149 гг. до н.э.) самым прибыльным и чистым делом полагал земледелие. Идеалом Катона было высокоинтенсивное хозяйство виллы – рабовладельческого хозяйства, тесно связанного с рынком. Особое внимание Катон уделял организации труда рабов как одного из источников повышения доходности виллы. По версии Катона Старшего, условия жизни рабов должны зависеть от их работы. В период глубокого экономического и политического кризиса римского общества Тиберий (163–132 гг. до н. э.) и Гай (153–121 гг. до н. э.) Гракхи выдвинули проект аграрной реформы, целью которой было наделение землей безземельного и малоземельного крестьянства. По предложению Тиберия следовало ввести ограничения размеров землевладения, а излишки распределить среди нуждающихся. I–II вв. н. э. были периодом стабилизации Римской империи. Стало совершенно очевидным, что рабский труд экономически неэффективен, поэтому рабов начали чаще отпускать на свободу и «сажать» на землю. В общественное сознание внедрялась мысль о том, что рабами люди становятся не по природе, а в силу обстоятельств. Луций Анней Сенека (3 г. до н. э. – 65 г. н. э.) призывал римлян мягко обращаться с рабами, как с людьми, по природе равными свободному человеку.
Вопросы к семинарскому занятию: 1. Древняя Греция: а) идеи рабства и государства в произведениях Ксенофонта и Платона; б) Аристотель. 2. Особенности экономической мысли Древнего Рима. 3. Катон Старший, Варрон и Колумелла о рациональной организации рабовладельческого хозяйства. 4. Аграрная реформа братьев Гракхов.
ЛИТЕРАТУРА Основная: 3, 9, 11. Дополнительная: 1, 3, 31.
Логические задачи: 1. Когда появляются первые зачатки экономической мысли у древних греков? 2. Что объединяет произведения Ксенофонта и Платона? 3. Кто впервые предположил, что товар имеет двойственную природу? 4. Почему Платон запрещал воинам и философам иметь золото и серебро? 5. Как Платон относился к рабству? 6. Чем «экономика» Аристотеля отличается от «хрематистики»? 7. Каковы социально-экономические последствия восстания рабов под предводительством Спартака? 8. Кто такие «колоны»? И возможно ли было прямое превращение римского раба в крепостного крестьянина?
|