Развитие экономической мысли эпохи Средневековья
Феодальный способ производства основан на сочетании крупной земельной собственности феодалов и мелкого индивидуального хозяйства крестьян. Известная хозяйственная самостоятельность крестьянина в рамках феодализма сделала его труд, по сравнению с рабским, более производительным. Однако феодализму в целом было присуще крайне низкое, рутинное состояние техники, господство ручного труда. Феодальный способ производства в Западной Европе охватывает большой период времени – от падения Западной Римской империи (конец V в.) до буржуазных революций XVI – XVIII вв. Экономические взгляды этой эпохи отражают широкий круг проблем: с обоснования законности владения землей до товарно-денежных отношений. По-прежнему в жизни общества, а значит, и в формировании экономических воззрений, огромную роль играли традиции и религиозные убеждения людей. В крупных странах средневекового Востока на развитие экономической мысли большое влияние оказало формирование системы государственного феодализма. Поскольку здесь продолжала сохраняться преимущественно государственная собственность на землю, которую власть раздавала в частное владение и пользование, то государство могло постоянно вмешиваться в развитие частных хозяйств и тем самым контролировать и регулировать аграрные отношения. Кроме того, на формирование экономических взглядов восточных обществ оказал влияние процесс консолидации арабских племен и образование на Аравийском полуострове единого централизованного государства. Это стремление было отражено в исламе: в основу объединения легла идея «братства» всех мусульман. Экономическая мысль средневекового Китая стала продолжением древних традиций конфуцианства. Подтверждением тому служит политический трактат Ли Гоу (XI в. н. э.). Основным источником обогащения страны мыслитель полагал земледелие – «ствол» в хозяйстве государства, а ремесло и торговля – его «ветки». Необходимо любыми средствами расширять аграрную сферу экономики, вплоть до приобщения к земледелию «бродячего люда», ремесленников и торговцев. Правитель должен сократить расходы двора, установить «твердую сумму» государственных расходов и их распределение. Ремесленникам и торговцам запрещалось потреблять предметы роскоши, что не соответствовало «нормам ритуала» или их социальному рангу. Важное место в трактате Ли Гоу уделено регулированию цен. В Западной Европе в эпоху раннего средневековья на формирование экономических воззрений сильнейшее влияние оказала христианская идеология, господствующей формой которой был католицизм: в VI – X вв. она признала равенство людей перед Богом; труд понимался как единственный источник средств существования человека: стремление к богатству недостойно истинного христианина; результатами труда следует делиться с неимущими, подавая милостыню. Наиболее полно экономические проблемы раннего средневековья представлены в источниках Королевства франков. «Салическая правда» (485–511 гг.) является памятником разложения первобытнообщинных отношений и возникновения феодализма. В «Капитулярии о виллах» (начало IX в.) содержится информация об утверждении феодальных отношений в государстве франков. Экономическая мысль Западной Европы в период классического средневековья развивалась под влиянием канонистов, центральной идеей которых было учение о «справедливой цене», установленной Богом. Присвоение торговой прибыли и процента канонисты рассматривали как нарушение обмена по «справедливой цене» и требовали запрещения крупной торговли и ростовщичества. Крупным представителем канонистов эпохи позднего средневековья был Фома Аквинский (1225–1274 гг.), предложивший новую трактовку «справедливой цены». В своем учении Аквинат исходил из предположения, что обмен есть равенство пользы: если вещь поступает на пользу одному и в ущерб другому, то «в таком случае можно будет по праву продавать вещь дороже, чем она стоит сама по себе». Прибавка к цене компенсирует ущерб, который продавец наносит себе, лишаясь данной вещи.
Вопросы к семинарскому занятию: 1. Феодальная экономика: основные черты. 2. Экономическая мысль средневекового Востока: а) политический трактат Ли Гоу; б) социально-экономические идеи Корана; в) учение Ибн Хальдуна. 3. Экономические идеи средневековой Европы: а) средневековая Франция («Салическая правда», «Капитулярий о виллах»); б) учение канонистов: Фома Аквинский (Италия) и Никола Оресм (Франция) в) средневековые ереси.
ЛИТЕРАТУРА Основная: 3, 11, 13, 30. Дополнительная: 11, 34, 46.
Логические задачи: 1. Что такое внеэкономическое принуждение к труду? 2. Какие формы и почему принимала феодальная земельная рента? 3. Что общего между монашескими и рыцарскими орденами? 4. Чем обусловлен переход от «дикости» к «примитивности» и «цивилизации» в теории Ибн Хальдуна? 5. Существует ли связь между ересями и религиозными сектами?
|