Студопедия — ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ






1. общая характеристика проективных способов изуче­ния личностных особенностей

2. основные разновидности методик, основанных на принципе проекции

Термин проективные» (от лат. «выбрасывание впе­ред») был введен Лоуренсом Франком (1939) для объединения целой группы внешне разнородных спо­собов исследования личности, предполагающих осуществ­ление человеком символического переноса содержания внутреннего мира на внешние предметы.

Действительно, в разнообразных проявлениях активнос­ти субъекта (в творчестве, высказываниях относительно реальности, индивидуальных пристрастиях и т. п.) в той или иной мере премируются скрытые стремления, неосознаваемые проблемы, предпочитаемые подходы к разрешению противоречий. Задача исследователя - воссоздать ситуацию, при которой системы личностных смыслов поведенчес­ких стратегий человека обнаруживают себя в необходимой степени.

Применение проективных методик предусматривает:

1) структурированность, неопределенность стимульного материала, допускающего возможности быть исполь­зованным или истолкованным самыми разнообразными способами. На первый план выступает не его объективное содержание, а то ассоциативное отношение, которое проявляется в процессе действий с ними;

2) формулирование инструкций в самом общем и крат­ком виде, оставляющем значительную свободу для самовыражения и фантазии;

3) создание атмосферы доброжелательности при полном отсутствии оценочных суждений со стороны исследователя. Здесь не может быть правильных и неправильных ответов. Человек вправе отвечать так, как это ему вздумает­ся;

4) неинформированность испытуемого в диагностичес­кой значимости его действий и слов, что позволяет избе­жать умышленных или непроизвольных искажений при проекции личности.

В качестве примера рассмотрим одну из наиболее известных проективных методик. Это так называемый «тест чер­нильных пятен», разработанный в 20-е гг. швейцарским пси­хиатром Германом Роршахом (1884-1984).

Стимульным материалом здесь служат десять неопреде­ленных по конфигурации изображений, симметричных от­носительно центральных осей. Каждое из них отпечатано на листе размерами 18x24 см. Пять изображений черно-белые, пять - цветные. Нечто вполне им подобное можно по­лучить, если сделать кляксу внутри свернутой вдвое бумаги так, чтобы она отпечаталась, не прерываясь, на другой поло­вине. «Пятна Роршаха» были отобраны из множества им сходных как наиболее диагностичные по отношению к скрытым установкам и свойствам характера.

Обследование обычно проводится в два этапа. На первом, человеку предлагается рассмотреть каждый лист и опи­сать, что же он видит в том или другом пятне, что оно напо­минает, на что похоже. При этом ведется дословная запись высказываний фиксируются особенности поведения и время ответов. На втором этапе исследователь повторно предъявляет те же листы и пытается уточнить, какие имен­но характеристики изображения обусловили предыдущие ответы. Особое внимание во время опроса обращается на содержание ответов (видит ли испытуемый, к примеру, фигуры людей, мифологических или реальных животных, географические очертания, пейзажи, сексуальные объекты и т.

д.), а также на локализацию значимых деталей по отноше­нию ко всему изображению, на особенности пятна, выделя­емые как существенные для ассоциаций (цвет, форму, кажущееся движение), на степень типичности или оригиналь­ности ответов по сравнению с известным массивом дан­ных.

Ответы анализируются по специальным категориям, позволяющим выявить «тип переживания», эффективность и степень ее контролируемости, некоторые интеллектуальные особенности, специфику доминирующих защитных механизмов. Существуют различные схемы интерпретации (общая библиография по данной методике превышает семь тысяч работ).

Следует знать, что интерпретация результатов любой проективной методики во многом определяется опытом и квалификацией исследователя. Разумеется, существуют ука­зания по основным принципам диагностики, описаны в литературе те или иные значения вариантов поведения испытуемых. Однако, этого, как правило, недостаточно для полноценной исследовательской деятельности. Необходимая профессиональная компетентность приобретается в ходе продолжительной практики под руководством специалистов. Поэтому в данном параграфе содержатся, по - пре­имуществу, только общие сведения о специфике такого рода методик.

Известно, что проективная диагностика обладает целым рядом уникальных преимуществ. Во-первых, она ориенти­рована на неосознаваемые или не вполне осознанные психические феномены, на те acпeкты личности, которые обычно скрыты для наблюдения. Во-вторых, непрямой способ обращения к личностным особенностям испытуемых не приводит в действие психологические защитные механиз­мы, способные, исказить картины внутреннего мира. В-тре­тьих, неопределенность исследовательской ситуации допус­кает большое разнообразие возможных поведенческих ре­акций, почти не испытывающих на себе стороннего давления. При этом индивидуальные особенности личности по­лучают вполне адекватное выражение.

В то же время проективные методики не имеют строго унифицированных процедур проведения. К примеру, совершенно различно ведет себя исследователь с общительны ми, активными, уверенными испытуемыми и с теми, кто робок, замкнут, встревожен. Тем самым уже нарушается со­поставимость индивидуальных выполнений одного и того же задания.

Еще более серьезную проблему представляет субъектив­ность интерпретации. Не только опыт и квалификация ис­следователя, но и принадлежность его к определенной со­циокультурной среде, а также особенности личностного развития способны привести к значительной вариативно­сти суждений. В качестве примера можно привести фено­мен, известный как вторичная проекция. Суть его в том, что, находясь под влиянием собственных внутренних проблем, исследователь подчас играет роль «кривого зеркала», то есть искажает интерпретацию, оказывается более восприимчи­вым к одним аспектам, не замечая других. Он как бы «отпе­чатывает» еще и собственную личность на анализируемый материал.

Специалистами выдвигается еще один критический ар­гумент: в настоящее время не получено достаточно убеди­тельных доказательств валидности и надежности основных проективных методик.

Все это не позволяет говорить, как это иногда случается на практике, о «проективных тестах». Однако, следует заме­тить, что в руках знающего психолога данные методики ста­новятся незаменимым средством изучения личности. Хотя, конечно, ни один из них не решится формулировать окон­чательные исследовательские выводы на основе отдельной проективной методики без проверки ее результатов други­ми способами.

Начало проективной диагностики было положено так называемым ассоциативным экспериментом, разработан­ным известным швейцарским психологом Карлом-Густавом Юнгом (1875-1961).

Напомним, что от испытуемого при этом требуется мак­симально быстрый ответ на предъявляемое ему слово пер­вым пришедшим на ум словом. Заторможенность ответной реакции, непонимание слова-раздражителя, его механичес­кое повторение, немотивированный смех и т. д. рассматри­ваются как указания на наличие скрытых аффективных комплексов.

Основополагающими теоретическими источниками раз­вития проективного направления стали ассоцианизм и психоанализ.

Положение о том, что актуализация одних психических элементов (восприятий, представлений) при некоторых условиях влечет за собой появление других элементов, было дополнено учением о бессознательном, под которым пер­воначально понимался скрытый двигатель личности, сово­купность нереализованных влечений, слепо действующих из глубин психики. Проективные методики при этом рассмат­ривались как своеобразный «мостик» от сознания одного человека к бессознательному другого.

Следует заметить, что и сам термин, обозначающий дан­ную группу методик, пришел из психоанализа. Где, как из­вестно, проекция – один из защитных механизмов, действие которого заключается в неосознанном перенесение субъек­том собственных свойств и состояний на кого-либо из ок­ружающих.

С начала 40-х гг. XX века психодиагностика с помощью проективных средств занимает одно из ведущих мест в исследованиях личности. Рассмотрим основные разновидно­сти этого направления.

Существует множество классификаций методик, осно­ванных на принципе проекции. Остановимся на одной из наиболее распространенных.

Традиционно выделяют:

1. Методики структурирования, предполагающие прида­ние испытуемым определенного смысла материалу, наде­ление его каким-либо содержанием.

Помимо визуальных символов, — подобных описанным выше «чернильным пятнам Роршаха», сюда можно, скажем, отнести таутофон (С. Розенцвейг, Д. Шаков, (1940)). Здесь испытуемому сообщают о том, что ему предстоит прослу­шать запись мужского голоса, предупреждают о необходи­мости быть внимательным, так как она весьма малоразборчива. Требуется разобрать, о чем именно идет речь. В дей­ствительности же запись представляет собой повторения определенных серий бессмысленных звукосочетаний. Таким образом собирается информация-, характеризующая чело­века с точки зрения контактности, внушаемости, домини­рующих отношений к себе и к другим, степени субъекти­визма суждений

Заслуживает внимания еще одна методика из данной группы - трехмерной апперцепции тест (Д. Твитчел-Аллен, 1947). Ее стимульный материал состоит из 28 объемных предметов не имеющих четкой формы (от близких к шару и цилиндру до похожих на человека или животных). Нео­пределенность форм становится условием раз­нообразия поведения испытуемых. От них требуется, во-пер­вых, отобрав часть предметов, составить и рассказать некую историю, иллюстрируя свой рассказ действиями с предме­тами, а во-вторых, описать, что же представляет из себя каждый предмет, назвать его. Интересен тот вариант методики, когда люди работают с налаженными на глаза повязками, ориентируясь лишь на кинестетические и тактильные ощу­щения.

2. Методики конструирования, создания целого из отдельных частей и разрозненных фрагментов. Пожалуй, наиболее известная из них - «тест мира» (М. Ловенфельд, 1939). Для выполнения методики предлагается 232 маленьких ярких моделей (дома, деревья, самолеты, животные, люди и т. д.). Задача испытуемого - по своему усмотрению создать из них некий «малый мир». При анализе действий учитывает­ся, какие предметы выбраны первыми, какое их количество использовано, определяется площадь занятого пространства, формы конструкций и др. Составители методики выявили и описали несколько типов подходов к конструированию мира, с которыми можно соотнести работу конкретных ис­пытуемых.

Другим примером здесь может быть «тест мозаики» (М. Ловенфельд, 1929). В нем необходимо составить произвольный узор из 465 деревянных или пластиковых квадратов, ромбов и треугольников различных цветов. Неспособность испытуемого составить ясно распознаваемую, четкую по форме мозаику служит показателем наличия тех или иных отклонений личностного развития.

3. Методики интерпретации, предусматривающие истол­кование событий, ситуаций, изображений.

Одна из старейших и наиболее распространенных мето­дик этой группы - «тематической апперцепции тест (ТАТ), разработанная в 1935 году создателем теории персонологии Генри Мерреем в соавторстве с Кристианой Морган.

В ходе исследования испытуемым предъявляются в оп­ределенной последовательности 20 картин, взятых из стан­дартного набора в зависимости от их пола и возраста. Все они отражают достаточно неопределенные ситуации, до­пускающие различное понимание. Вместе с тем, каждая картина направлена на актуализацию определенного типа переживаний (депрессию, семейные конфликты, агрессив­ные реакции, сексуальные проблемы т. д.). Испытуемых просят составить рассказ по каждой из них, описав мысли и чувства персонажей, ход предшествующих событий, наибо­лее вероятное завершение истории. Все рассказы записываются дословно, с фиксацией пауз, интонаций, выразитель­ных движений. Обычно при этом используют скрытый магнитофон или стенографирование. Картины ТАТ, как пра­вило, предъявляются индивидуально. Процедура исследо­вания занимает два дня.

В ходе анализа определяется, с каким «героем» иденти­фицирует себя испытуемый, выявляются его важнейшие характеристики, среди которых ведущее место занимают потребности и особенности влияния среды («прессы»). Сочетание этих двух переменных образует «тему» (отсюда название методики) или динамическую структуру взаимо­действия личности и среды.

По Г. Меррею, содержание «тем» составляют реальные поступки испытуемого, то, к чему он стремится, что им не осознается, проявляясь в фантазиях, то, что он испытывает в настоящий момент и, наконец, особенности представле­ния будущего. В итоге исследователь получает сведения об основных стремлениях и потребностях, конфликтах, характерных для данного человека, способах их разрешения,

Значительное распространение среди интерпретационных методик имеет и та, которая была создана в 1945 году Саулом Розенцвейгом на основе его теории фрустрации (от лат. «обман», «расстройство»).

Стимульный материал методики рисуночной фрустрации Розенцвейга составляют 24 рисунка, на которых изоб­ражены лица, находящиеся в проблемной ситуации. Один из персонажей произносит фразу, которой описывается суть возникшей проблемы. Над другим персонажем изображен пустой квадрат. Испытуемый должен дать за него любые пришедшие ему на ум ответы. Их содержание анализируется с целью выявления.типа агрессии и ее направленности (на себя, на других). Тип агрессии раздинается по тому, что оказывается более значимым для испытуемого (препятствия, порицания других, поиск конструктивных решений про­блем).

4. Методики дополнения, предполагающие завершение фразы или истории.

Прием завершения предложений, представляющий со­бой своеобразное развитие ассоциативного эксперимента, был впервые применен А. Пейном в 1928 году. В такого рода методиках испытуемому предъявляется серия предложений (типа «Я всегда хотел...», «Будущее кажется мне...», «Если бы я снова стал молодым»). Обработка ответов позволяет выявить мотивы, потребности, чувства, систему отношений испытуемого и т. д.

Методики завершения предложений существуют во множестве вариантов и находят активное применение в современной психодиагностике. Несколько меньшее рас­пространение имеют по сравнению с ними те, которые ориентированы на дополнение текстов. В качестве примера последних можно привести так называемый «инсайт тест» (Е. Саржент, 1944). В нем испытуемый знакомится с опреде­ленным набором ситуаций и, поставив себя на место ак­тивно действующего лица, отвечает на вопросы.

Это выглядит таким образом: «Молодой человек нео­жиданно для себя узнает о том, что девушка, с которой он обручен, в прошлом имела очень плохую репутацию. Как поступил молодой человек? Почему именно так? Что он чувствовал?»

Полученные ответы анализируются по трем аспектам: характеру и выраженности эмоциональной реакции, типу когнитивных проявлений, способу разрешения конфликта.

5. Методики катарсиса, то есть самовыражения в усло­виях эмоционально напряженного творчества.

Наиболее ярким примером методик такого рода является психодрама (Джекоб Морено, 1946). Она осуществля­ется как импровизированное театрализованное представление, в котором испытуемый обычно играет роль самого себя при поддержке и сопереживании других участников. При этом, с одной стороны, проявляются его личностные и поведенческие особенности, а с другой стороны, за счет аффективной разрядки достигается и терапевтический эффект.

Существуют такие варианты катарсических методик, где испытуемые действуют опосредованно, проецируя свои черты и реакции на предметы-заместители. Имеется в виду, скажем, «тест кукол» (А. Вольтман, 1951). Здесь детей просят разыграть с набором кукол различные сцены (например, «ссора с братом») или поставить спектакль на заданную тему.

6. Методики импрессии, требующие выбора, предпочте­ния одних стимулов другим.

В этой группе наибольшим распространением отличает­ся «тест цветовых предпочтений», известный как «тест Люшера». Его стимульный материал представляет собой на­бор цветных карточек. В полном варианте представлено 73 карточки 25-ти различных оттенков. В кратком, наиболее часто применяемом варианте, карточек.

В последнем случае процедура исследования начинает­ся с одновременного предъявления их испытуемому. При этом его просят выбрать карточку, наиболее приятную, по­нравившуюся. Затем ее откладывают в сторону. Испытуе­мого просят сделать еще один выбор из оставшихся и т. д.

Интерпретация выполнения основана на следующих принципах:

а) каждый цвет обладает определенным символичес­ким значением (например, зеленый - уверенность, настой­чивость, упорство; синий - спокойствие, удовлетворенность);

б) парные сочетания цветов имеют собственные значе­ния, более полно отражающие индивидуальные особенно­сти личности;

в) позиции цветов в общем ряду или порядок выборов характеризуются функциональными значениями (скажем, выбранный первым цвет отражает средства достижения цели (так, синий обозначает желание человека действовать спокойно, без напряжения...), выбранный вторым цвет ха­рактеризует цель стремлений и т. д.); о г) отвержение «основных» цветов (красного, синего, зе­леного, желтого) равно как и выбор в числе первых цветов «дополнительных» (фиолетового, коричневого, черного, се­рого) - показатель внутреннего неблагополучия, подавленных потребностей, интенсивных тревог, стресса.

7. Графические методики, основанные на самостоятель­ном изображении предметов, людей, животных и пр.

Среди них представляется" весьма своеобразным «тест 9 окрашивания пальцем» (Р. Шоу, 1932 и др.), где испытуемо­му предлагают влажный лист бумаги и набор красок. Рису­нок выполняется в полном соответствии с названием ме­тодики. По завершении работы испытуемого просят рассказать о том, что получилось. Обычно при этом собирается серия изображений, сделанных одним лицом. Интерпрета­ция основана как на формальных и символических харак­теристиках рисунков, так и на предпочтениях тех или иных красок, особенностях моторных реакций, высказываниях испытуемого. Считается, что предельно слабая структурированность ситуации создает благоприятные условия для самовыражения.

В современной психодиагностике значительное распро­странение получили методики «бумаги и карандаша». В том э числе «рисунок семьи» (В. Вульф, 1947 и др.), «Дом-дерево- человек» (Дж. Бук, 1948), «тест дерева» (К. Кох, 1949), «нари­суй человека» (К. Маховер, 1948), «автопортрет» (Р. Берне, 1972) и многие другие. При анализе их выполнения исхо­дят из положения о том, что в рисунке человек непосредственно выражает особенности собственной личности, ко­торые поддаются интерпретации с помощью системы эм­пирически выверенных критериев.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: проективные методики; про­екция; виды методик: структурирования конструирования, интерпретации, дополнения, катарсиса, импрессии, графи­ческие.

Вопросы для обсуждения:

1. В чем состоят принципиальные отличия проективной диагностики от иных методов исследования личности?

2. Каковы особенности основных групп проективных методик?

 

Дополнительное задание:

Используя соответствующую литературу, подготовьте более полное информационное сообщение о специфичес­ких характеристиках определенной группы проективных методик.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

ЦЕЛЬ: Изучение особенностей интерпретации выпол­нения графических проективных методик (на материале рисунка несуществующего животного подростками и стар­шими школьниками (М.З. Друкаревич)).

Для работы испытуемому требуется белый лист бумаги, простой мягкий карандаш и резинка. Твердым карандашом, авторучкой и фломастером пользоваться не разрешается. Время, отведенное на рисование, жёстко не ограничивается. Обычно испытуемым требуется 5-15 минут.

Инструкция заключается в следующем: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несу­ществующим именем».

До изложения основных особенностей интерпретации рисунков такого типа следует сделать несколько вводных замечаний.

Во-первых, данная методика имеет ориентировочный характер. Совершенно недопустимо делать какие-либо вы­воды о развитии личности испытуемого, исходя только лишь из рисунка. Необходимо комплексное изучение личности с помощью различных методов исследования.

Во-вторых, интерпретация тех или иных аспектов изоб­ражения вовсе не предусматривает категоризма суждений и абсолютизации оценок. Мнения должны быть сформули­рованы с предельной осторожностью. В этом плане пред­ставляется полезным, если студенты сами нарисуют несу­ществующее животное до ознакомления с основными прин­ципами интерпретации этого рисунка.

В-третьих, нецелесообразно производить буквального истолкования элементов изображения как проявлений от­дельных черт личности испытуемого. Принцип «так напи­сано в инструкции» здесь неуместен. Речь, повторяем, об учете этих элементов в комплексном исследовательском контексте вместе сданными, полученными на основе при­менения иных методов.

В-четвертых, во многих случаях те или иные детали ри­сунков испытывают на себе влияние непосредственно пред­шествующих им восприятии обликов реальных животных, героев мультсериалов, персонажей фильмов «ужасов» и т. д. Беседа с испытуемым по завершении рисунка обычно по­зволяет внести необходимые коррективы в интерпретацию.

Перейдем к особенностям процедуры анализа изобра­жений. Обычно во внимание принимается положение ри­сунка на листе, типовая принадлежность запечатленного животного, соотношение отдельных частей тела, наличие и выраженность определенных деталей, характер карандаш­ных линий, специфика выбранных наименований. После­довательно рассмотрим эти аспекты.

Положение рисунка на листе. Данная характеристика обычно рассматривается как выражение самооценки. В норме рисунок расположен в средней части вертикально по­ставленного листа. Размещение его ближе к верхнему краю трактуется как недовольство своим положением в социуме, недостаточность признания со стороны окружающих (вы­сокая самооценка). Изображение в нижней части листа (чем ниже, тем выраженнее) ассоциируется, напротив, с неуве­ренностью в себе, подавленностью, нерешительностью, не­заинтересованностью в повышении своего положения в социуме, отсутствием претензий на признание (низкая са­мооценка).

Типовая принадлежность животного. Традиционно изоб­раженные животные делятся на угрожающих (хищных), нейтральных и угрожаемых (защищающихся). Считается, что при этом имеет место своеобразная идентификация, само­уподобление рисующего и продукта его труда. Тип живот­ного интерпретируется как доминирующее у испытуемого отношение своему «Я», представление о занимаемом поло­жении в мире, роли в нем. Очеловечивание животного, выражающееся в придания ему положения прямохождения с опорой на две лапы, уподобление его конечностей человеческим, похожесть морды на лицо, одевание живот­ного в тот или иной наряд - всё это обычно объясняется определённой инфантильностью, эмоциональной незрело­стью.

Фигура круга, особенно ничем не заполненного, симво­лизирует стремление к замкнутости, скрытности, закрытос­ти внутреннего мира от посторонних или, как вариант, не­желание являться объектом тестирования, уклонение от данного испытания.

Соотношение отдельных частей тела. Увеличенный по сравнению с телом размер головы рассматривается как показатель высокой оценки испытуемым рационального начала, а возможно, и эрудиции в себе и в окружающих.

Степень основательности опорной части фигуры позво­ляет сделать предварительные выводы об обдуманности или поверхностности суждений, аналитичности, рациональнос­ти или, напротив, легкомыслия, импульсивности при при­нятии решений.

Детали изображения. Если судить в целом, то наличие большого числа деталей, разнообразные усложнения и до­полнения рисунка могут быть интерпретированы как по­вышенная энергичность испытуемого. Аналогично расце­нивается и отход от инструкции, выражающийся в разме­щении на листе нескольких несуществующих животных. Отсутствие же необходимых элементов, обеднённость дета­лей, примитивность контуров становятся сигналами пони­женной энергетики, астеничности организма, хронических соматических заболеваний.

Перейдём к ориентировке в возможных значениях дета­лей головы. Особую роль отводят глазам. Часто их считают символом присущего человеку страха или беспокойства. Это качество подчёркивается заметной прорисовкой радужной оболочки. Также следует обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Выраженность данного признака связа­на с возможностью проявлений истероидно-демонстративных черт. Более часто - это заинтересованность в восхище­нии окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание большого значения прочей внешней атрибутике поведения.

Размеры ушных раковин ассоциируются со степенью заинтересованности в информации, значимостью от мне­ний других людей о себе.

Характеристики рта животного оценивают следующим образом:

1. приоткрытый рот в сочетании с языком, но без про­рисовки губ - склонность к чрезмерной речевой активнос­ти;

2. то же самое вместе с прорисовкой губ, - скорее, как чувственность;

3. открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный, интерпретируется как легкость возникнове­ния недоверия, опасений;

4. рот с зубами - вербальная агрессия, обычно защитно­го порядка (грубит, огрызается в ответ на порицания).

Обильная грива, пышная прическа являются индикато­рами чувственности, подчеркивают половую принадлеж­ность, иногда выражают ориентировку на сексуальную роль. Перья связаны с тенденцией к самопреукрашиванию или демонстративности поведения.

Рога - символ защитных или агрессивных потребностей. Их функция уточняется по соответствию иным наступа­тельно-оборонительным чертам.

Теперь обратимся к схеме анализа деталей тела живот­ного. Придаётся существенное значение наличию или от­сутствию разного рода выступов на теле (шипов, игл, щитов, панцирей). Это становится характеристикой защиты от ок­ружающих, агрессивной - если преобладают острые углы, со страхом и тревогой - если имеет место затемнение или своеобразное размазывание контурной линии, с опасени­ем, подозрительностью - когда выставлены заслоны, щиты, линия удвоена. Направленность такого рода защит соответ­ствует их пространственному расположению. А именно: вверх - против вышестоящих лиц; вниз - по отношению к нижестоящим, подчинённым или младшим; в стороны - недифференцированная опасливость и готовность к само­защите в различных ситуациях. Аналогичное последнему из перечисленных - размещение защитных элементов не по контуру тела, а внутри его.

Степень агрессивности, нередко выражается и прямыми символами - когтями, клыками, клювами, жалами и т. п.

Следует обратить внимание и на характер сексуальных признаков, то есть на акцентирование вымени, сосков, гру­ди при человекообразной фигуре. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблемах секса.

Иногда встречаются случаи «вмонтирования» в тело животного механических частей - постамента, тракторных гусениц, пропеллера, антенн, проводов, электроламп, рычагов, тумблеров и др. Такое чаще наблюдается у больных шизофренией или у глубоких шизоидов.

Характер соединения ног или лап с корпусом (точное, тщательное или небрежное, прерывистое) соотносят с ка­чествами контроля за своими рассуждениями и решения­ми. Однотипность и однонаправленность формы ног выра­жает конформность мнений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этой детали характе­ризует самобытность суждений, креативность личности.

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры, могут быть функциональными или устрашающими. Размеры первых пропорциональны уверенности в себе, энергичности, увле­чённости, любознательности, Вторые соотносятся с элемен­тами манерности и демонстративности поведения.

Хвосты выражают отношение к собственным решени­ям и поступкам. Направление хвостов вверх - положитель­ная окраска этого отношения. Направление вниз - отрица­тельная, связанная с чувствами недовольства собой, сомне­ния в собственной правоте, сожаления, раскаяния.

Характер карандашных линий. Слабая паутинообразная линия (без нажима) имеет несколько возможных истолко­ваний: потребность в экономии энергии, ослабленность организма, наличие хронического соматического заболева­ния. Жирная же линия (с нажимом) не имеет полярного значения. Скорее, это выражение тревожности. Особенно показательны в этом плане резко продавленные линии, видимые в обратной стороны листа. Необходимо при этом обратить внимание на то, какая деталь изображена таким образом, к чему «привязана» тревожность.

Аналогично, частые стирания обусловлены повышенной тревожностью, нерешительностью или недовольством со­бой. Стирание с последующим ухудшением рисунка выра­жает нередко наличие сильной эмоциональной реакции, ассоциируемой со значением данной детали изображения. Стирание при усложнении, усовершенствовании перери­совки - углубленное самораскрытие через рисунок, увлече­ние данной деятельностью.

Специфика выбранных наименований. Традиционно вы­деляют такие варианты значений названий несуществую­щих животных:

v рациональное соединение смысловых частей реаль­ных слов - конкретность установок при ориентировке и адаптации, рационализм мышления;

v словообразование с сугубо книжно-научным, часто латинизированным суффиксом - склонность к демонстра­тивности разума и эрудиции;

v поверхностный синтез звуков без всякого осмысле­ния - легкомысленное отношение к окружающим, перевес эстетических элементов суждений над рациональными;

v иронически-юмористические названия - при соот­ветственном отношении к окружающему, проявляющемся обычно со снисходительным оттенком;

v объединение повторяющихся элементов, напоминаю­щее детский лепет — инфантилизма;

v удлинённые названия, затруднительные для произне­сения - склонность к фантазированию, часто защитного порядка.

 







Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 2462. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Реостаты и резисторы силовой цепи. Реостаты и резисторы силовой цепи. Резисторы и реостаты предназначены для ограничения тока в электрических цепях. В зависимости от назначения различают пусковые...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия