ПРИЛОЖЕНИЯ. «Земледельческий закон» является записью обычного права
I. ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЙ ЗАКОН «Земледельческий закон» является записью обычного права. В его тексте нет указаний на место и время составления; большинство исследователей полагает, что он составлен в конце VII или в начале VIII в.
1. Земледелец, обрабатывающий собственное поле, должен быть справедливым и не нарушать границы поля соседа. Если же кто намеренно нарушит границу и захватит ближайшую к себе часть чужого участка, тот, если он сделал это путем вспашки чужой земли, теряет свой труд; если же он и засеял ее, то теряет и семена, и свой труд, и урожай. 2. Если земледелец, без ведома господина земли заняв ее, вспашет или засеет, то пусть не имеет в свою пользу ни вознаграждения за вспашку, ни урожая за посев, ни даже своего собственного брошенного в землю зерна. 3. Если два земледельца в присутствии двух или трех свидетелей договорятся друг с другом обменяться участками и если они установили этот договор навсегда, то пусть пребывает их обмен крепким, твердым и нерушимым. 4. Если два земледельца договорятся обменяться участками на время посева и одна сторона нарушит договор, то, если зерно брошено в землю, они не расторгнут договор; если же еще не брошено, расторгнут. Если же нарушитель не вспахал, а другой уже вспахал, то пусть вспашет и нарушитель, и тогда пусть расторгает договор. 5. Если два земледельца обменяются участками или навсегда или на время, и если окажется одна сторона обделенной в отношении другой, а в договоре это не было предусмотрено, то пусть получивший больше даст возмещение получившему мало; если же так было предусмотрено у них в договоре, то пусть не дают возмещения. 6. Если земледелец, имея тяжбу, войдет в участок против воли засеявшего и самовольно произведет жатву на нем, то, если он был прав, пусть не потерпит за это ничего; если же он и тяжбу затеял несправедливо, то пусть отдаст вдвойне сжатый им урожай. 7. Если два села спорят о границе поля, то пусть рассмотрят судьи и тому селу, которое владело полем большее число лет, пусть присудят; если же есть и старая граница, то старое владение пусть будет нерушимо. 8. Если произведенный раздел нанес ущерб кому-нибудь в жеребьях или участках, то пусть такие лица имеют право пересмотреть [нарушить] произведенный раздел[87]. 9. Если земледелец-мортит отмерит морту без ведома земледателя и уберет свой урожай, то пусть он, как вор, будет лишен всего своего урожая[88]. 10. Мортита часть - снопов девять, земледателя часть - сноп один; а кто делит не так, проклят богом. 11. Если кто возьмет землю от земледельца, не смогшего засеять, и договорится вспахать только и разделить, то пусть договор будет в силе; если же они договорились и о посеве, то пусть действуют согласно договору. 12. Если земледелец возьмет участок для посева исполу и в надлежащее время не вспашет его, но разбросает зерно по поверхности, то пусть не получает ничего из урожая, так как он коварно надругался над хозяином участка. 13. Если земледелец возьмет для обработки исполу виноградник от не смогшего обработать его хозяина и не сбережет его как следует, не окопает, не огородит, то пусть он ничего из урожая не получит. 14. Если взявший от ушедшего земледельца исполу поле для обработки передумает и не приступит к работе, то пусть он отдаст двойное количество урожая. 15. Если взявший исполу поле для обработки передумает до наступления времени работ и заявит хозяину поля, что он не в силах [выполнить условие], а хозяин поля не обратит на это внимания, то половник пусть не подвергается взысканию. 16. Если земледелец, взяв на себя обработку виноградника или поля, договорится с хозяином их и, взяв задаток, приступит к работе, но, прервав, оставит ее, то пусть он даст надлежащую [справедливую] цену поля, а поле пусть имеет хозяин его. 17. Если земледелец займет и обработает покрытый лесом участок другого земледельца, то он будет пользоваться им три года и затем отдаст его обратно хозяину его. 18. Если земледелец, не смогший обработать собственное поле, убежит и будет скитаться в чужих пределах, то те, с которых требуют подати в казну, пусть пользуются этим полем, причем земледелец при возвращении не имеет права взыскивать с них что бы то ни было. 19. Если земледелец сбежит от своего поля, то пусть платят ежегодно подати в казну те, кто собирает плоды, то есть, кто пользуется его полем; если же не уплатят, то пусть с них взыскано будет вдвойне[89]. 20. Кто рубит чужой лес без ведома хозяина его и обрабатывает вырубленное место и сеет на поле, тот пусть не получает ничего из урожая. 21. Если земледелец построит дом или насадит виноградник на брошенном чужом месте, и затем придут хозяева этого места, то они не имеют права ни дом разрушать, ни виноградник вырывать; они вправе получить взамен участок, какой пожелают. Если же построивший на чужом месте отказывается дать в обмен участок, то хозяин места имеет право виноград вытащить и дом разрушить. 22. Если земледелец украдет плуг или мотыгу, или сошник и через некоторое время будет изобличен, то пусть он даст за это орудие дневной заработок - 12 фоллов[90]. Точно так же [отвечает] и тот, кто крадет во время подрезки винограда подрезной нож или во время жатвы серп, или во время рубки леса топор. 23. Если пастух рогатого скота возьмет с утра от земледельца корову или вола и смешает животное со всем стадом, и случится этому животному быть разорванным волками, то пусть он покажет труп хозяину его, а сам пусть не будет в ответе за гибель. 24. Если пастух, взяв корову или вола, потеряет его и в тот же самый день, в который животное погибло, не сообщит хозяину животного, что, мол, я видел животное до такого-то места, а что с ним случилось, не знаю, - пусть возместит убыток; если же он сообщит, то пусть не подвергнется взысканию. 25. Если пастух уйдет с утра, взяв от земледельца корову или вола, а животное, отбившись от стада, войдет в смоковницу или в виноградник и произведет потраву, то пастух пусть не лишится своей заработной платы, но пусть возместит всю потраву. 26. Если пастух возьмет от земледельца вола или корову и животное пропадет без вести, то пусть пастух именем господа бога поклянется, что он против животного не злоумышлял и не причастен к гибели его; и тогда пусть он не подвергнется взысканию. 27. Если пастух с утра возьмет у земледельца вола или корову не изувеченными, но здоровыми, и случится, что животное сломает ногу или ослепнет, то пусть поклянется пастух, что он не злоумышлял против него, и тогда он не подвергнется взысканию. 28. Если пастух, поклявшись в том, что он не погубил животное, или не сломал ему ногу, или не ослепил его, затем будет уличен при двух или трех свидетелях в том, что сделал это, то пусть ему будет урезан язык и пусть он возместит убыток хозяину животного. 29. Если пастух ранит или ослепит вола или корову при помощи находящейся у него в руках палки, то он не без вины и пусть возместит убыток; если же действовал камнем, то не виноват. 30. Если кто отрежет у крупной или мелкой скотины колокольчик и будет уличен в этом, то пусть будет наказан ударами, как вор; если же животное пропадет, то пусть возместит тот, кто украл колокольчик. 31. Если на участке стоит дерево, а соседний участок - сад и затемняется соседним деревом, то хозяин дерева пусть обрежет его ветви; если же этот участок не сад, то не следует обрезывать ветвей. 32. Если кем-нибудь на неразделенном месте[91] выращено дерево, а затем после раздела оно досталось в составе участка другому, то никто другой, кроме вырастившего, не должен иметь права распорядиться деревом; если же хозяин места протестует, говоря: «терплю неудобства от дерева», то пусть он даст другое дерево взамен этого вырастившему его и пусть владеет им. 33. Если окажется, что сторож огорода ворует на том месте, которое взялся стеречь, то пусть он будет лишен своей заработной платы и сильно бит. 34. Если окажется, что наемный пастух выдаивает мелкий скот тайком от хозяина своего и [молоко] продает, то пусть он будет лишен своей заработной платы и бит. 35. Если окажется, что кто-нибудь крадет чужой хворост, то должен отдать его в двойном количестве. 36. Если кто без ведома хозяина возьмет вола, или осла, или другое какое бы то ни было животное и уйдет по торговым делам, то пусть отдаст наемную плату за него в двойном количестве; если же животное подохнет в пути, то пусть даст за одно два, каково бы оно ни было. 37. Если кто-нибудь возьмет для работы вола и тот подохнет, то пусть обратят внимание судьи, что если вол подох на той работе, на которую его выпросили, то выпросивший не подвергается взысканию; если же на другой работе, то следует возместить вола полностью. 38. Если кто найдет вола, или лошадь, или другое животное в винограднике, или в саду, или в другом месте, производящим потраву, и затем не передаст животное хозяину, чтобы потребовать возмещения за погибшие плоды, но убьет или изувечит его, пусть даст вола за вола, или осла за осла, или овцу за овцу, или лошадь за лошадь. 39. Если кто, рубя дерево в роще, не обратит внимания, но дерево упадет и убьет вола, или осла, или другое какое животное, то пусть виновный даст животное за животное. 40. Если кто, рубя дерево, сбросит сверху неосторожно топор и убьет чужое животное, то пусть возместит последнее. 41. Если кто украдет вола или осла и будет уличен в этом, то возместит вдвойне животное и всю его работу и будет бит. 42. Если кто захочет украсть вола из стада, и от этого стадо будет угнано и станет жертвой диких зверей, то виновник должен быть ослеплен. 43. Если кто, выйдя для встречи собственного вола или осла и гоня собственное животное, погонит вместе и животное соседа, однако не загонит его вместе со своим, а оно погибнет или будет растерзано волками, то пусть он даст хозяину взамен вола или осла; если же он сообщит хозяину и укажет место, приведя в свое оправдание невозможность задержать животное, то пусть не подвергнется взысканию. 44. Если кто, найдя в лесу вола, заколет его и возьмет его мясо, то пусть отсекут ему руку. 45. Если раб заколет в лесу вола, или осла, или барана, то хозяин раба возместит животное. 46. Если раб, желая украсть ночью, угонит из хлева скот и животные погибнут или будут съедены зверями, то пусть он будет повешен, как убийца. 47. Если чей-нибудь раб часто крадет скот ночью или производит угон стада, то с хозяина его, как осведомленного в его виновности, будут взысканы убытки за погибших животных, а сам раб пусть будет повешен. 48. Если кто найдет вола на потраве и не передаст его хозяину, но отрежет ему ухо, или ослепит его, или отрежет ему хвост, то хозяин животного возьмет не его, а другое вместо него. 49. Если кто найдет свинью на потраве, или овцу, или собаку и на первый раз передаст животное хозяину, затем во второй раз, передав, сделает увещание хозяину, а за третьим разом отрежет ухо и хвост или ранит стрелой, то он не будет в ответе. 50. Если вол или осел, желая войти в виноградник или в сад, упадет в ров, окружающий виноградник или сад, и подохнет, то хозяин виноградника или сада не подлежит взысканию. 51. Если вол или осел, желая войти в виноградник или в сад, напорется на колья ограды, то хозяин виноградника или сада не подлежит взысканию. 52. Если кто поставит ловушку во время собирания плодов, и упадет в нее собака или свинья и подохнет, то хозяин ловушки не подвергается взысканию. 53. Если кто при первом или втором случае потравы убьет животное, а не передаст его хозяину его, чтобы получить возмещение за потраву, пусть возместит хозяину убитое животное. 54. Если кто запрет чужую свинью или собаку и погубит, тот вдвойне уплатит за нее. 55. Если кто, убив пастушью собаку, не признается в этом, но произойдет нападение зверей на хлев, а затем будет обнаружен убивший собаку, то пусть он возместит гибель всего стада вместе с ценою собаки. 56. Если кто подожжет собственный лес или поле, и случится огню переброситься и сжечь дом или несжатые поля, то поджегший не подлежит суду, если сделал это не на большом ветру. 57. Кто жжет чужую гору или рубит чужие деревья, тот присуждается к уплате убытка вдвойне, причем у него заклеймена будет и рука. 58. Кто жжет ограду виноградника, тот будет бит, рука его будет заклеймена, и пусть возместит вред вдвойне. 59. Кто рубит или вырывает чужой виноградник, покрытый гроздьями, тот должен возместить убыток, и пусть ему отрежут руку. 60. Приходящие во время жатвы на чужое поле и ворующие снопы, или колосья, или овощи пусть лишатся верхней одежды и будут биты. 61. Приходящие в чужие виноградники и насаждения смоквы ради еды пусть будут без вины, а если ради кражи, то пусть лишатся верхней одежды и будут биты. 62. Крадущие плуг или ярмо пусть возместят убытки соответственно количеству дней, считая со дня совершения кражи, за каждый день по двенадцати фоллов. 63. Сжигающие или крадущие чужую телегу пусть отдадут за нее вдвойне. 64. Поджигающие гумно или стоги в отместку врагам пусть сами будут сожжены. 65. Поджигающим склад соломы или сена пусть отрублены будут руки. 66. Разрушающим чужие дома самовольно или уничтожающим ограду под предлогом, что они поставили свою ограду или построят свой дом, пусть будут отрублены руки. 67. Если окажется, что взявшие земельный участок за проценты по истечении семи лет пользуются доходом с него, то пусть судья разочтет сумму дохода за семь лет и выше и пусть половину дохода зачтет в погашение долга. 68. Крадущие хлеб в амбаре на первый раз пусть получат сто ударов и пусть возместят убыток хозяину; если попадутся во второй раз, то будут биты и вдвойне возвратят украденное; если же и в третий раз, то будут ослеплены. 69. Если кто, желая сжечь хворост на собственном участке, поджег его, а огонь, поднявшись, сжег чужие участки или чужой виноградник, то судья должен исследовать, и если огонь разгорелся по неопытности и невежеству не предусмотревшего возможность для пламени выйти из намеченных границ, то виновный осуждается за небрежность и легкомыслие; если же тот все предусмотрел, а неожиданно подувший ветер перенес пламя огня на подвергшийся повреждению предмет, то зажегший огонь не несет никакой ответственности. 70. Крадущий ночью вино из бочки или из давильни подвергается тому же наказанию, что и крадущий хлеб из амбара. 71. Держащие неверную меру хлеба и вина и не следующие старому преданию, но из корыстолюбия пользующиеся неверными мерами вопреки установленным, пусть будут жестоко биты, как нечестивые. 72. Если кто отдаст своих животных в пастьбу рабу без ведома хозяина его, а раб продаст их или как-нибудь иначе погубит, то пусть отвечают за убытки и раб, и хозяин его. 73. Если раб с ведома хозяина своего возьмет какой-нибудь скот и съест его или как-нибудь иначе изведет, то хозяин раба возместит вред хозяину скота. 74. Если кто на дороге найдет скотину, изувеченную или погибающую и, сжалившись, сообщит об этом хозяину животного, а тот возымеет подозрение против самого сообщившего, то пусть последний поклянется относительно увечья, насчет же гибели животного пусть не подвергается следствию. 75. Убивающий чужую скотину по какой бы то ни было причине, если будет уличен в этом, пусть возместит убыток хозяину животного. 76. Убивающий отравой пастушью собаку пусть получит сто ударов и отдаст двойную цену хозяину собаки; если произошла и гибель стада, то убивший пусть возместит весь убыток, как виновный в прекращении сторожевой службы собаки. Следует собрать сведения и о собаке, и если это была зверобойная собака, то пусть будет так, как мы сказали выше; если же простая и каких много, то убивший ее будет бит и уплатит одну только цену ее. 77. Если, когда дерутся две собаки, хозяин одной из них ударит чужую мечом или палкой или камнем, и от этого удара та ослепнет, или подохнет, или испытает что-нибудь другое опасное для жизни, то ударивший возместит ущерб хозяину этой собаки. 78. Если у кого-нибудь есть сильная собака, бросающаяся на своих товарок по стаду, и если он натравит сильную собаку на более слабых и оттого произойдет увечье или смерть какой-нибудь из них, виновный в этом пусть возместит убыток хозяину собаки и получит двенадцать ударов. 79. Если кто, сжав свой участок, пустит на него свой скот, когда соседние участки еще не сжаты, и причинит вред соседям, то пусть он получит тридцать ударов и возместит убыток потерпевшему. 80. Если кто произведет сбор винограда и пустит в него свой скот, когда некоторые участки еще не убраны, пусть получит тридцать ударов и возместит убыток потерпевшему. 81. Если кто, судясь с кем-нибудь, самовольно вырубит виноградник или другое какое-нибудь дерево, пусть ему будет отрублена рука. 82. Если кто, живя в селении, разведает общее [публичное, никому не принадлежащее место], подходящее для мельничного устройства, и первый займет его, а затем по окончании этого устройства сельский сход запротестует против хозяина устройства за то, что он первый занял и присвоил себе общее место, то пусть сделают весь причитающийся с них взнос по расходу на устройство и пусть будут совладельцами мельницы вместе с первым устроителем. 83. Если кто, после раздела земли селения, найдет в своем участке место, подходящее для устройства мельницы, и проявит заботу об этом, то земледельцы прочих участков не имеют права говорить что-нибудь по поводу этой мельницы. 84. Если вода, идущая на мельницу, опустошает поля или виноградники, то хозяин мельницы пусть возместит вред; если же не сделает этого, то пусть мельница стоит. 85. Если владельцы поля не желают, чтобы вода проходила через их поля, то имеют право запретить проход. 86. Если земледелец найдет чужого вола, производящего потраву в чужом винограднике, и не донесет об этом хозяину его, но, желая прогнать животное, убьет или. изувечит его или на кол напорет, пусть отвечает за убыток полностью. 87. Взяв себе упавший с дерева на мою землю плод, иску не подлежу. 88. Падающие с деревьев плоды считаются частью поля. 89. Переносимое на чужую землю мое дерево не выходит из моей власти до тех пор, пока не пустит там корни. 90. Разрушающим чужие дома или уничтожающим ограды с целью охранять собственное имущество или строить собственные Дома пусть будут отрублены руки. 91. Пасущий на чужой земле скот, не имея на то права, подвергается взысканию убытка в двойном размере.
II. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Чем византийская деревня отличается от франкской времен «Салической правды»? В чем сходство и различия. 2. На какой ступени развития находилась византийской крестьянской общины согласно данным «Земледельческого закона». 3. Нашли ли в «Земледельческом законе» отражение процессы, свидетельствующие о феодализации византийского общества. 4. Состав населения Империи ромеев отличался большой этнической пестротой. Положение крестьян, принадлежащих к какой этнической общности, наиболее полно характеризует «Земледельческий закон»?
Раздел II: Эпоха «Высокого Средневековья» в Европе (XI – XV вв.)
|