Раздел I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ГОРОДОВ
1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОРОДА БРЮГГЕ 862 г. После sforo для нужд и потребностей обитателей замка начали стекаться к воротам его моста торговцы или продавцы более ценных вещей, затем лавочники, затем содержатели постоялых дворов для подкормления и приюта тех, кто вел торговые дела в присутствии государя, который часто бывал там же; стали строить дома и устраивать гостиницы, где помещались те, кто не мог обитать внутри замка; и вошло у них в обычай говорить «идем к мосту»; здесь поселение настолько разрослось, что вскоре образовался большой город, который по сию пору в просторечье носит имя моста, ведь на их наречии Брюгге значит «мост».
2. ОСНОВАНИЕ ГАМБУРГА 1189 г. <...> Мы Адольф, божиею милостию граф [Голштинии], <...> объявляем всем<...>, что Вирад Бойценбургский получил от нас на наследственном праве город Гамбург, лежащий по реке Альстер, а также и пригородную землю до половины реки Альстер для свободного заселения по праву рынка, чтобы он вместе со своими засельщиками, которых он туда приведет, устроил гавань, годную для посещения разными людьми из скрестных земель. А чтобы это место охотно посещалось, мы жалуем участки под свободное заселение по Любекскому праву, а также приле-гающее озеро и остров на Альстере, а также пастбище и леса в совместное пользование с местным крестьянством. Сверх того, мы желаем, чтобы эти засельщики (coloni) были свободны от всякой пошлины во всех бургах, местечках и городах или каких-либо иных местах, принадлежащих к державе нашей. А относительно суда так: где бы кто ни прегрешил, он отвечает по праву Любекскому. Кроме того, все судебные доходы наши мы предоставляем на три года жителям этого бурга, за исключением случаев, грозящих руке или голове. А по прошествии трех лет все, что промыслит себе судом вышеупомянутый Вирад или его преемник, пойдет ему за исключением дел, грозящих руке и голове, с чего он станет получать третью часть. Кроме того, всякий ценз за городские участки мы навеки прощаем вышеуказанным жителям. Дважды в году будет у них рынок [ярмарка], именно в Успеньев день и на св. Вита, сверх торга, который будет совершаться еженедельно в день, о котором последует наш указ. Относительно всего этого мы даем грамоту Вираду и его засельщикам, дабы в будущем все вышесказанное не забывалось и не нарушалось, а также торжественно обещаем взять на себя половинные издержки при исходатайствовании другой грамоты от господина нашего императора.
3. РЫНОК В ГАЛЬБЕРШТАДТЕ 989 г. <...> Оттон, божиею споспешествующею милостию король<...> Возлюбленному и верному нашему Хильдиварту, церкви Гальбер-штадтской досточтимому епископу<...> жалуем<...> чтобы он у себя, в Гальберштадте, отныне держал рынок и чеканил монету, и пользовался пошлинами и банном, и таковыми правами и доходами с означенного рынка, с монеты, с пошлин и с банна пусть владеют и пользуются отныне и сам он, и его преемники, подобно остальным городам — Магдебургу и другим, которым подобные права уступлены и пожалованы были согласно указам предшественников наших, то-есть императоров и королей.
4. ОСНОВАНИЕ РЫНКА В СТЕНДАЛЕ около 1151 г. Альберт, божиею споспешествующею милостию маркграф бранденбургский. Да ведомо будет, что я<...> в подвластной мне области, которая зовется Бальсамарланд, учредил рынок для разных торговых дел в собственной моей деревне, которая зовется Стендаль, так как до сего времени соответствующего рынка в области той не было.
5. НАСИЛЬСТВЕННОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ РЫНКА XII в. <...> Герцог [Генрих Лев] обратился к графу: «Уже давно нам доносили, что город наш Бардевик терпит великое умаление вследствие рынка в Любеке, оттого, что все купцы перекочевывают туда. Жалуются также и люнебургские жители на то, что солеварня наша пришла в упадок из-за солеварни, которую вы стали держать в Ольдесло. Посему мы требуем, чтобы вы предоставили нам город ваш Любек и солеварни исполу, чтобы нам легче было переносить разорение нашего города. Иначе мы рас порядимся, чтобы в Любеке вовсе не торговали. Ибо для нас недопустимо из-за чужих удобств терпеть разорение наследия отцов наших». Когда же граф отказал в этом, считая подобное соглашение для себя невозможным, герцог распорядился, чтобы в Любеке впредь вовсе не было рынка и чтобы нельзя было ничего ни покупать, ни продавать, кроме съестных припасов. А товары велел везти в Бардевик для поднятия своего города. Одновременно с этим велел забросить соляные источники, находившиеся в Ольдесло.
|