Раздел IV. ПРОГРАММНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ВОССТАВШИХ
1. СТАТЕЙНОЕ ПИСЬМО Почтенные, мудрые, благосклонные господа, друзья и любезные соседи! Так как до настоящего времени на бедный и простой люд в городах и деревнях вопреки богу и всякой справедливости налагались большие тяготы духовными и светскими господами и властями, которых они и мизинцем не трогали, то из этого следует, что подобного бремени и отягощения невозможно ни переносить, ни терпеть, если только простой бедный человек не хочет пустить совсем по миру с нищенским посохом себя самого, свое потомство и потомство потомства. Потому программа и план этого христианского объединения заключаются в том, чтобы с помощью бога освободиться, и притом, насколько это возможно, без вооруженной борьбы и кровопролития, что, впрочем, не может быть осуществлено без братского поощрения и объединения во всех делах, касающихся общей христианской пользы и содержащихся в этих приложенных статьях, как за тем следует. Поэтому в том наша дружеская просьба, желание и братское стремление, чтобы вы добровольно и дружелюбно вступили в это христианское объединение и братство для того, чтобы дело общехристианской пользы и братской любви было восстановлено, воздвигнуто и приумножено. Если вы так поступите, то это будет проявлением воли бога во исполнение его заповеди о братской любви. Если же вы это отвергнете, чего мы все же никак не ожидаем, то мы объявляем вас в светском отлучении и в силу данного письма будем вас считать в этом состоянии до тех пор, пока вы не откажетесь от вашего намерения и не вступите с доброй волей в это христианское объединение. Все это мы из лучших намерений не хотим скрыть от вас - наших любезных господ, друзей и соседей. Желаем получить от совета и общины письменный ответ на это письмо через этого же посланца. В этом заключаются божьи заповеди. Светское отлучение заключается в следующем. Все состоящие в этом христианском объединении должны считать делом своей чести и высшей обязанностью с теми, которые отказываются вступать в братское объединение и способствовать общей христианской пользе, не иметь и не поддерживать никакого общения: с ними - ни есть, ни нить, ни купаться, ни молоть, ни удить, ни пахать, ни боронить, также не привозить для них и не доставлять им нищи, ни напитков, ни дров, ни мяса, ни чего-либо другого; не покупать у них и не продавать им ничего. Пусть они будут оставлены, как отрезанные и мертвые члены, поскольку они в этих делах не только не помогают общей пользе и земскому миру, а, наоборот, препятствуют им. Пусть им будет отказано в допущении ко всем рынкам, в общинные леса, воды и луга, не находящиеся в их распоряжении. И кто из вступивших в наше объединение нарушит это, пусть также будет исключен из общества и наказан тем же отлучением и изгнан к противникам вместе с женою и детьми. Ввиду того что всякое предательство, гнет и вред исходят и распространяются из замков, монастырей и поповских церквей, они с настоящего времени объявляются пребывающими в светском отлучении. Там же, где дворянство, монахи и попы, добровольно отказавшиеся от монастырей или церквей, пожелают направиться в обыкновенные дома, - как другие чужие люди, и вступить в это объединение, они должны быть дружески и добродетельно приняты вместе со своим имуществом и добром, и после того им должно полагаться без ущерба, с доверием и уважением, все, что по общественному праву им следует<...> И все те, которые будут оказывать поддержку и заботу и предоставлять приют врагам настоящего христианского братства, должны быть таким же дружеским путем побуждены к отказу от такого поведения. Если же они не пойдут на это, то пусть они без всяких дальнейших переговоров будут признаны пребывающими в светском отлучении.
2. ДВЕНАДЦАТЬ СТАТЕЙ Есть много нехристей, которые теперь на собраниях крестьянства находят случай хулить евангелие, говоря: «Вот плод нового Евангелия: никого не слушаться, во всех местах поднимать восстания, чиня насилие, сбегаться толпами и собираться в отряды, реформировать, искоренять, может быть, даже избивать духовные и светские власти». Всем этим безбожным хулителям отвечают написанные ниже статьи. Они, во-первых, снимают со слова божьего этот позор; во-вторых, дают христианское оправдание непослушанию и даже восстанию всех крестьян. Во-первых, евангелие не есть причина восстаний и бунтов, потому что оно есть речь о Христе, обещанном мессии, которого слово и жизнь учат только любви, миру, терпению, единству, так что все верующие в этого Христа становятся полны любви, мира, терпения, единства. И раз сущность всех крестьянских статей (как ясно видно дальше) направлена к тому, чтобы понять это евангелие и жить согласно с ним, то как же могут нехристи называть евангелие причиною восстания и ослушания<...> Во-вторых, следует ясно, что крестьяне в своих статьях, желающие себе такого Евангелия для поучения в жизни, не могут называться ослушниками и бунтовщиками. Но если 6oг пожелает услышать крестьян, горячо молящих о том, чтоб жить по его слову, кто осмелится порицать божью волю, кто вступится в его суд, кто воспрепятствует его величию? Ведь услышал он вопль детей Израиля и освободил их от руки фараона, не может ли он и сегодня спасти своих? Да, он спасет и скоро. Поэтому, читатель-христианин, прочти со тщанием следующие ниже статьи и тогда суди. Теперь следуют статьи. Статья первая. Во-первых, наше смиренное прошение и желание, наша общая воля и мнение - иметь впредь право и силу всею общиною выбирать себе священника и смещать его, когда он неподобно ведет себя. Этот выборный священник должен проповедовать нам святое евангелие, чистое и ясное, без всякого человеческого добавления, учения и веления, одну лишь истинную веру. А буде представится случай просить бога о милости, пусть священник укрепит и утвердит нас в этом истинно законном стремлении. Ведь если в нас не будет насаждена божья благодать, мы навсегда останемся лишь плотью и кровью, в чем нет никакой пользы, ибо ясно стоит в писании, что мы можем прийти к богу только через истинную веру и можем спастись только через его милосердие. Вот почему такой настоятель и священник необходим и таковое наше требование согласно списанием. Статья вторая. Во-вторых, хотя справедливая десятина[213], установленная в Ветхом завете, с новым заветом потеряла силу, тем не менее мы согласны давать справедливую зерновую десятину, но лишь так, как полагается. Ведь раз ее надлежит давать богу и его людям, то она подобает священнику, раз он возвещает травильное слово божье. Впредь мы желаем, чтобы эту десятину собирали наши церковные старосты, которых поставит община, и из собранного давали бы достаточное содержание священнику, избранному всею общиною, ему и его близким, по приговору общины. А что останется лишку - отдать бедным, какие окажутся в деревне по обстоятельствам дела и по приговору общины. Что останется сверх того - беречь на тот случай, когда приходится нести походную службу во имя страны, дабы не налагать на бедного человека еще новой земской подати. А если окажется, что одна или несколько деревень сами продали десятину по какой-либо нужде, то могущий доказать, как он получил десятину от целой деревни, не должен лишиться ее без вознаграждения: мы хотим подобающим образом войти с ним в соглашение то обстоятельствам дела, чтобы выкупить у него десятину в подобающий срок. Но если «то у деревни не купил десятины, а его предки сами по себе ее присвоили, то мы ему не должны ничего и впредь не желаем давать ничего, но, как сказано выше, будем содержать на нее своего выборного священника, а остаток сохраним или раздадим нуждающимся, как учит святое писание, будут ли то клирики или миряне. Малой же десятины мы не хотим давать вовсе, потому что господь бог создал скот для человека беспошлинным. Ее мы считаем неподобающею, придуманною людьми десятиною и потому не хотим больше давать ее. Статья третья. В-третьих, до сих пор было в обычае считать нас «собственными» людьми, что жалости подобно, принимая во внимание, что Христос пролитием своей драгоценной крови освободил и искупил нас всех - как пастуха, так и самого высокого, не исключая никого. Поэтому соответствует писанию, чтобы мы были и хотим быть свободными. Не то, чтобы мы хотели быть безусловно свободными, не желали иметь никакой власти. Этому нас бог не учит. Мы должны жить по закону, а не по свободному плотскому измышлению: мы обязаны любить бога и познавать его и в своих ближних, поступая с ними так, как хотели бы, чтобы и с нами поступали, и как сам бог «а прощанье заповедал нам на тайной вечере. Но, желая жить по его заповеди, разве указывает нам этот завет, чтобы мы Пыли непослушны власти? II не только власти, но чтобы мы смирялись перед всеми и чтобы мы соответственно во всех подобающих и христианских делах с готовностью оказывали повиновение своим выборным и поставленным от бога властям. Мы не сомневаемся, что вы, как истинные и подлинные христиане, с готовностью отпустите нас из личной крепости пли же докажете нам по евангелию, что мы должны быть крепостными. Статья четвертая. В-четвертых, до сих пор было в обычае, что деревенский человек не был вправе ловить дичь, птицу или рыбу в текучей воде. Это кажется нам совсем не подобающим и не братским, а своекорыстным и несоответственным слову Божию. Также в некоторых местностях власть содержит дичь нам во зло и в большой вред, а мы должны сносить, чтобы неразумные звери бесполезно пожирали наше достояние, чему бог предоставил расти на пользу человеку, и, сверх того, молчать, что тоже есть против бога и против ближнего. Ибо когда господь бог сотворил человека, он дал ему власть над всеми зверями, над птицею в воздухе и над рыбою в воде. Посему наше желание таково: если кто имеет воду и может доказать достаточными письменными документами, что воду он купил с ведома крестьян, то мы не желаем брать ее у него силою, но тут во имя братской любви нужно войти в христианское соображение. Кто же не может представить достаточного доказательства, тот должен подобающим образом предоставить пользование общине. Статья пятая. В-пятых, отягощены мы также и с использованием леса. Ибо наши господа присвоили исключительно себе все леса <...> И когда деревенский человек в чем-либо нуждается, то должен покупать за двойные деньги. Вот наше мнение: леса, освоенные, но не купленные мирянами или клириками, должны снова перейти в руки всей общины. Община подобающим образом распоряжается, чтобы каждый по нужде мог брать себе безвозмездно в дом для топлива, а также, когда понадобится плотничать, однако с ведома выбранных на то общиною людей. А если не окажется леса, кроме купленного правильно, то следует войти с собственником в братское и христианское соглашение. Если же добро с самого начала было [неправильно] присвоено, а потом было [правильно] продано, то нужно войти в соглашение по обстоятельствам дела, сообразно братской любви и святому писанию. Статья шестая. В-шестых, мы тершим большое отягощение от барщин, которые растут и умножаются со дня на день. Мы желаем, чтобы нам в этом оказали подобающее внимание и не отягощали нас так сильно, но милостиво рассмотрели бы, как служили наши отцы, однако все по точному смыслу слова божьего. Статья седьмая. В-седьмых, впредь мы те хотим позволять господину отягощать нас дальше, но как господин подобающим образом сдает крестьянину [землю], так последний и должен владеть ею на основании соглашения господина с крестьянами. Сверх сего господин не должен ни к чему принуждать, ни к каким дворовым или иным службам, чтобы крестьянин мог спокойно и без отягощений пользоваться землею. Однако если господину необходимо потребуется служба, то крестьянин должен более других быть для него в готовности и послушании, но в такой час и в такое время, от которого крестьянину не было бы ущерба, и работать на господина за подобающую плату. Статья восьмая. В-восьмых, мы - все те, у кого есть земля, - отягощены тем, что эта самая земля не может окупить оброка и что на такой земле крестьяне теряют и губят свое собственное достояние. Пусть господа велят осмотреть эти самые земли людям почтенным и установят оброк по справедливости, так, чтобы крестьянин не делал своей работы даром, ибо каждый работник достоин платы своей. Статья девятая. В-девятых, мы чрезмерно отягощены большими штрафами, ибо постоянно вводят новые постановления и наказывают нас, не соображаясь с делом, а по вражде или угодливости. Наше мнение таково: наказывать нас по старым писаным законам сообразно обстоятельствам дела, а не по произволу. Статья десятая. В-десятых, мы отягощены тем, что некоторые присвоили себе принадлежащие общине луга, а также и пашни. Эти земли мы хотим снова вернуть в паше общее пользование, разве что они были куплены честно. Если же это приобретено нечестно, то нужно войти в братское соглашение, по обстоятельствам дела. Статья одиннадцатая. В одиннадцатых, обычай, называемый посмертным побором[214], мы хотим отменить совершенно. Мы никогда не потерпим и не позволим, чтобы против божьей чести и правды у вдовы и сирот отнимали их достояние так постыдно, как это происходило во многих местах и во многих видах. И те, которые должны были бы защищать и охранять нас, обдирали бы и обчищали нас, и будь у них больше прав, они отняли бы и все остальное. Этого бог больше не потерпит, это должно быть устранено совершенно. Никто впредь не должен в таком случае давать ничего, ни много, ни мало. Общее решение. В двенадцатых, вот наше решение и окончательное мнение. Если здесь дана одна статья или больше статей, несогласных со словом божьим, чего мы не думаем, и нам укажут их несоответствие слову божьему, мы отступимся от тих, если нам объяснят это на основании писания. Если даже теперь признают некоторые наши статьи, а после окажется, что они были неправильны, то пусть они сейчас же будут мертвы и устранены, пусть не имеют больше силы. Точно так же если по писанию окажется у нас еще ряд статей о делах, которые идут против бога и отягощают ближнего, то мы твердо настоим на них, вводя их в наши постановления, пользуясь христианским учением и обычаем. Потому мы просим господа бога, который может нам дать это, а больше никто. Мир христов да будет со всеми нами.
3. MЕMMИHГЕНСКАЯ ПЕТИЦИЯ
4. ОБЪЯСНЕНИЕ ДВЕНАДЦАТИ СТАТЕЙ Мы, начальники, совет и все собрание всеобщего христианского отряда Оденвальда и долины Неккара, заявляем. После того как не только мы, но и многие другие христианские собрания по велению Божию порешили уничтожить бывшие доселе великие недостатки<...> к нам стали приходить вести о многообразных заблуждениях, раздорах и недоразумениях, которые возникают у простого народа и<...> порождают частое непослушание подданных и<...> могут случиться даже убийства и другие бедствия. Чтобы предупредить все это и устроить наше доброе, верное поведение, мы сочинили объяснение указанных выше Двенадцати Статей<...> Во-первых. Итак, каждая община должна иметь, силу и власть выбирать священника или пастора, который бы верно проповедовал и изъяснял народу слово божье, а также отличался добрыми правами и христианским поведением, всякий раз, как потребует нужда, а также смещать сто, если бы он стал неподобно вести себя. Во-вторых. Итак, каждый город и каждый поселок должен верно собирать десятину вина, зерна и всякого хлеба и складывать в том поселке, на который она падает, впредь до окончательного решения всеобщей реформации. Малая десятина должна быть отменена совсем. В-третьих. Личная крепость должна быть отменена совсем и не иметь больше силы и применения. В-четвертых. Каждый горожанин или крестьянин в городах и деревнях должен иметь право ловить, стрелять и всячески уничтожать дичь на своей земле, приносить ее домой как свое добро, а также есть, как кому будет угодно. Также, впредь до общей реформации, воды и реки духовных, которые до сих пор были заповеданы и запрещены под угрозою казни, должны быть открыты и стать свободны для каждого, разве только докажут достаточными доводами, что вода была куплена или сдана за плату. В-пятых. Что касается леса, то рощами и лесами должны заведовать - в городах бюргермейстеры и советы, и деревнях староста и суд, чтобы каждый не смел рубить по собственному усмотрению. В каждом поселке совет или суд должен поставить из среды общины людей для указаний, где можно рубить, и их надо слушаться под опасением установленного наказания. Также под опасением определенного наказания нельзя выгонять скот на засеку или на молодую поросль и опустошать или рубить, лес без приказа поставленных на то людей. Но всякий безвредный скот может пастись во всех лесах марки. A где один поселок гоняет скот на землю другого, это ему нужно позволить, но чтобы взамен и другому поселку можно было без помехи выгонять таким же образом. В-шестых. Итак, эта статья касательно барщины остается впредь до решения начатой реформации. В-седьмых. Итак, эта статья об имениях и о барщинных работах, которые на них увеличились, должна так же оставаться в силе впредь до решения реформации. В-восьмых. Итак, эта статья о цензе должна оставаться впредь до решения реформации. В-девятых. Что касается отягощения штрафами, то по праву надо каждого наказывать, смотря по проступку, как это велось исстари, впредь до реформации, чтобы тогда улучшить, уменьшить или увеличить. В-десятых. Что касается присвоенных лугов и пашен, то впредь до реформации все должно оставаться, как есть, а во время реформации от каждого поселка должен быть доклад о недостатках в существующих правах на угодья. В одиннадцатых. Посмертный побор, согласно со статьей, с настоящего времени должен быть отменен и мертв, и впредь никто не обязан давать ничего. Точно так же побор при допуске должен быть отложен впредь до реформации и дальнейшего решения. В двенадцатых. Увеличение и уменьшение статей остается при установленном в Двенадцати Статьях содержании. Далее решено: Чтобы никто не грабил без приказа и не подбивал уйти в отряд. А кто нарушит это, должен подвергнуться казни. Цензы и долги впредь до реформации должны вноситься и уплачиваться без противоречия. Луга, пашни, сады и имения, принадлежащие духовной и светской власти, должны быть огорожены и содержаться ото всех в целости, как было до сих пор. В особенности имения, принадлежавшие доселе духовным, должны быть взяты светскою властью каждого поселка в верные руки и охраняться. Никто не должен несправедливо, по собственному бесчинству, обижать, другого, будь то духовного или светского, но всякий, в любом поселке, должен всякому ищущему правосудия во всем помогать добиться правого суда и возмездия. Во всех городах, деревнях и поселках все подданные должны быть послушны своим предержащим властям и не уклоняться от наказаний за свои проступки. А где от одного или нескольких окажется ослушание, там совет и суд должны каждого подвергнуть подобающему и заслуженному наказанию и при содействии послушных подавить дерзкое бесчинство. Если же кто будет противиться власти, составлять шайки или оказывать им помощь, то нужно заявить начальникам и советникам всею Светлого отряда, и те должны подвергнуть виновных подобающей и суровой казни. Затем мы строго приказываем под угрозою наказания, чтобы все, принадлежащие к нашему братству или соединению, придерживались этого порядка впредь до дальнейшего разъяснении; чтобы все города, деревни и поселки, где есть установленные должностные лица, советники, судьи и власти, удерживали от всех проступков и преступлений установленными карами, причем и мы будем соблюдать это. Пусть каждый этим руководствуется. Дано и припечатано нашей общей печатью в Аморбахе в пятницу, что после обретения креста господнего [то есть 5 мая] в год 1525.
4. ГЕЙЛЬБРОНСКАЯ ПРОГРАММА Из «Хроники» Лоренца Фриса Какого вида устройство или реформацию нужно принять и установить на пользу и благо всех братьев-христиан: Во-первых, чтобы все духовные, как бог повелел и заповедал им в XXVIII главе Матфея, были реформированы и получали содержание согласно с их действительными потребностями, а не взирая на их породу и происхождение, высокий или низкий чин и корень. К этой статье четыре декларации. Первая касается важных господ, как-то: епископы, пробсты[215], деканы[216], каноники и тому подобные. Далее, чтобы все монашествующие, как иноки, инокини, нолльгарды[217], тевтонские рыцари и другие тому подобные, которые с очевидностью опознаны как хищные волки в духовной личине, были реформированы согласно велению божьему, как написано в Бытии и в XIX главе Матфея. Далее, чтобы каждая община достала себе хороших пастырей, которые бы старались пасти своих овец только словом божьим, основанным на писании; чтобы община могла ставить и смещать их. Далее, чтобы все священники и избранные лица па службе божьей показывали пример людям, подобно тому как это делал наш спаситель Христос. Содержать их должно честно, но с таким расчетом, чтобы остаток шел на бедных, нуждающихся людей и на общую пользу. Во-вторых, должны быть реформированы все светские князья, графы, господа, рыцари и дворяне, чтобы бедный человек не был отягощен ими так сильно, свыше христианской свободы. К этой статье тоже четыре декларации. Во-первых, чтобы низшим против князей и господ, бедным против богатых оказывалось равное, скорое и действительное правосудие. Далее, чтобы все, имеющие лен от Священной Империи и ее членов, начиная от князей и кончая дворянами, получали честное содержание, - каждый сообразно своему рождению. Зато они должны верно служить Священной Римской Империи, охранять послушных и благочестивых, вдов и сирот, наказывать непослушных и злых. Далее, чтобы все ленники честно служили единому римскому императору, как указано в писании, более, нежели другим своим ленным господам, светским князьям Империи, для христианского мира и умножения Империи; чтобы они без дальнейшего отягощения охраняли бедных подданных; чтобы они любому человеку оказывали помощь, совет и правый суд, дабы никто не жаловался на бесправие. Далее, чтобы все князья, графы, рыцари, дворяне, служилые - все равно, получили ли они лен от Империи и имперских князей или нет, - должны нести себя по божески, по-братски, по-христиански, честно, чтобы ни кто не терпел от них несправедливых отягощений. Они должны также посильно и верно охранять и защищать слово и право божье от всякого насилия, чтобы оно не уничтожалось нарочно, как что случалось до сих пор. В-третьих, все без исключения города, коммуны и общины в Священной Империи должны быть реформированы и утверждены по божескому и естественному праву, согласно с христианской свободой. Далее, чтобы против этого никто не вводил ни старой, ни новой человеческой выдумки ради своекорыстия, но чтобы бедному помогали так же, как богатому, и чтобы поддерживалось братское единение. Далее, чтобы можно было выкупить всякий ценз с земли, считая по 20 пфеннигов за 1 пфенниг[218]. Далее, чтобы купцам было безопасное передвижение и чтобы на продажу любого товара был установлен порядок, которого бы и держались при торговле, чтобы преуспевала и множилась общая польза. В-четвертых, никаких докторов[219], духовных или светских, нельзя допускать ни заседать, ни говорить, ни давать советы, ни действовать в каком бы то ни было княжеском совете и в каком бы то ни было суде, но их нужно устранить совершенно так, чтобы они от человеческих законов обратились к божественному писанию и в качестве лиц искусных были призваны проповедовать, ибо от их деяний разоряется много народа<...> Да
|