МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. Специалисты обычно отсчитывают начало Нового времени в Западной Европе с середины XVII в., с Английской революции
Специалисты обычно отсчитывают начало Нового времени в Западной Европе с середины XVII в., с Английской революции. Таким образом, период от начала XVI до середины XVII в. является неким историческим промежутком, который мы назвали кануном Нового времени. В условиях высокого уровня городской цивилизации начался процесс зарождения капиталистических отношений и кризис феодализма, происходило складывание наций и создание крупных национальных государств, появилась новая форма политического строя - абсолютная монархия, формировались новые общественные группы - буржуазия и наемный рабочий люд. Менялся и духовный мир человека. Характерным для Нового времени является сложение особого новоевропейского типа личности. Этот тип личности весьма отличен от средневекового. Человек Средневековья был в первую очередь частью некоего большего или меньшего коллектива - церкви, сословия, общины, цеха и т.п. Человек Нового времени отделен от коллектива, основы для своего существования он ищет в самом себе, даже с Богом он предпочитает сноситься напрямую, а не через церковную иерархию. Период «канунов», о котором мы говорим, и есть время сложения этого нового типа личности, сложения новых отношений людей друг с другом, с Богом, с окружающим миром. Европа знала различные и переплетающиеся между собой пути к этому. Исторические явления, благодаря которым стали возможны указанные перемены, которые сами возникли в результате этих перемен, - Возрождение и Реформация. Великие географические открытия расширили горизонты современников. Этому способствовало и великое изобретение Иоганна Гутенберга - книгопечатание. В эту сложную, переходную эпоху возник новый тип культуры, поставившей в центр своих интересов человека и окружающий мир. Новая, ренессансная культура широко опиралась на наследие античности, осмысленное по-иному, чем в средние века, а во многом и заново открытое (отсюда понятие «Возрождение»), но она черпала также из лучших достижений средневековой культуры, особенно светской - рыцарской, городской, народной. Человек эпохи Возрождения был охвачен жаждой самоутверждения, великих свершений, активно включался в общественную жизнь, заново открывал для себя мир природы, стремился к глубокому ее постижению, восхищался ее красотой. Для культуры Возрождения характерно светское восприятие и осмысление мира, утверждение ценности земного бытия, величия разума и творческих способностей человека, достоинства личности. Гуманизм (от лат. humanus - человеческий) стал идейной основой культуры Возрождения. Гуманисты выступили против диктатуры католической церкви в духовной жизни общества. Они критиковали метод схоластической науки, основанный на формальной логике (диалектике), отвергали ее догматизм и веру в авторитеты, расчищая тем самым путь для свободного развития научной мысли. Гуманисты призывали к изучению античной культуры, которую церковь отрицала как языческую, воспринимая из нее лишь то, что не противоречило христианской доктрине. Однако восстановление античного наследия (гуманисты разыскивали рукописи древних авторов, очищали тексты от позднейших наслоений и ошибок переписчиков) не было для них самоцелью, а служило основанием для решения актуальных проблем современности, для построения новой культуры. Круг гуманитарных знаний, в рамках которых складывалось гуманистическое мировоззрение, включал этику, историю, педагогику, поэтику, риторику. Гуманисты внесли ценный вклад в развитие всех этих наук. Их поиски нового научного метода, критика схоластики, переводы научных сочинений античных авторов способствовали подъему натурфилософии и естествознания в XVI - начале XVII в. Формирование культуры Возрождения в разных странах не было одновременным и шло неодинаковыми темпами в различных областях самой культуры. Раньше всего она сложилась в Италии с ее многочисленными городами, достигшими высокого уровня цивилизации и политической самостоятельности. Вошедшие в этот раздел исторические источники призваны отразить выдающиеся достижения в развитии гуманистической культуры и реалистического искусства периода Возрождения, а также показать духовный рост и чувство достоинства человека и те глубокие изменения, которые произошли в его сознании и привели к торжеству разума над религиозными воззрениями. Документы отражают начало идеологической борьбы с феодализмом и его проявлениями в науке, литературе, искусстве.
|